Урок русского языка во 2-м классе по теме "Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн"

Разделы: Начальная школа


Цели: закрепить умение распознавать слова с указанными сочетаниями, правильно их произносить и писать, развивать фонематический слух и орфографическую зоркость, воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.

Учебные материалы: учебник “Русский язык, 2 класс, часть 1” (автор Т.Г. Рамзаева), рисунки с изображением листа рябины, березы, осины, дуба (карточки-задания для индивидуальной работы учащихся), рисунок капусты, карточки-задания для коллективной работы, отрывки из стихотворений об осени А.Н.Плещеева, Ф.И.Тютчева, И.А.Бунина.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чистописание.

Учитель. Рассмотрите слова, записанные на доске. (На доске слова – лыжи, шипы, щука, чудо, щавель, часы)

Учитель. Прочитайте слова, запишите слоги, в которых есть шипящие звуки, чередуя их до конца строки.

Дети выполняют задание. Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях. (Появляется запись: жи, ши, щу, чу, ща, ча)

Учитель. Подчеркните буквы, обозначающие шипящие звуки. Назовите их. Чем они отличаются?

Дети. “Ж” “Ш” - буквы, которые обозначают всегда твердые звуки.

“Ч” “Щ” - буквы, которые обозначают всегда мягкие звуки.

Учитель. Чем еще интересны данные слоги?

Дети. Они обозначают орфограммы.

Учитель. Давайте вспомним их.

Дети хором повторяют изученные ранее орфограммы. (“Жи-Ши” пиши с буквой “И”, “Ча-Ща” пиши с буквой “А”, “Чу-Щу” пишу с буквой “У”)

III. Сообщение темы урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы закрепим и обобщим знания о правописании слов с орфографиями жи, ши, щу, чу, ща, ча, чк, чн, потренируемся в нахождении слов с указанными словосочетаниями, изучим два словарных слова, а также попытаемся представить себе, что может чувствовать падающий листик. Словом, нас ждет много интересного.

IV. Проверка домашнего задания.

Учитель. Вначале проверим домашнее задание (упр. 85, стр.49 учебника).

Ученик читает текс выразительно:

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так льется,
Лужи у крыльца!

(А.Н.Плещеев)

Учитель. Какие орфограммы вам встретились? Учитель обращает внимание на правильное произношение сочетания “чн” в слове скучная (“шн”).

Хором дети еще раз повторяют изученные орфограммы.

V. Работа по развитию речи.

Учитель. О каком времени года идет речь в стихотворении А.Н.Плещеева?

Дети. Об осени.

Учитель. Какая бывает осень?

Дети. Осень бывает ранняя, золотая, поздняя.

На доске рядом с отрывком из стихотворения А.Н.Плещеева появляются два других четверостишия известных поэтов об осени.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…

(Ф.И.Тютчев)

Лес – точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

(И.А.Бунин)

Учитель. Ребята! Вам нужно определить, о какой осени (ранней, золотой, поздней) идет речь в каждом четверостишии. Доказать свою точку зрения. Вспомнить автора каждого стихотворения.

Ответы детей.

Учитель. С чем сравнил поэт И.Бунин лес? Как называется это природное явление?

Дети. Лес поэт сравнил с теремом расписным. Природное явление называется листопадом.

Учитель. Осенние падающие листья вызывают у разных людей совершенно разное настроение. А у самих листьев может быть настроение? Они могут что-нибудь чувствовать, о чем-то думать и мечтать?

Сегодня на урок вы принесли нарисованные вами разные красивые осенние листья. Попробуйте рассказать о том, что чувствует падающий листик.

Рассказы детей (несколько человек).

VI. Повторение и обобщение изученного материала.

Учитель. Ребята! В этот погожий осенний денек к нам в класс прилетели несколько красивых осенних листков. Да не простых, а волшебных, потому что у них на обратной стороне я заметила задания по русскому языку для вас. Давайте попробуем их выполнить.

Учитель предлагает 4 учащимся выполнить у доски индивидуальные задания, текст которых записан на обратной стороне листа с изображением березы, осины, клена, рябины.

Все 4 листа прикреплены на доске.

VII. На листе березы задание.

Выделенные слова изменить по смыслу так, чтобы в них появились сочетания “чк-чн”. Запишите полученные словосочитания.

Яркая белка

Красивая щука

Хищная собака

Черная свеча

Ответ: яркая свечка, красивая белочка, хищная щучка, черная собачка.

VIII. Задание на листе осины.

Записать словосочетания, подобрав подходящие по смыслу слова. Подчеркнуть орфограммы.

Туча кислый

Пища удачный

Щавель вкусный

Встреча большой

Ответ: туча большая, пища вкусная, щавель кислый, встреча удачная.

IX. Задание на листе рябины.

Составить и записать словосочетания, употребив подходящие по смыслу слова во множественном числе. Подчеркнуть орфограммы.

Душистые __________. Колючие _____________.

Густые ____________. Цветные _____________.

Слова для справок: еж, карандаш, ландыш, камыш, стриж.

Ответ: душистые ландыши, густые камыши, колючие ежи, цветные карандаши.

X. Задание на листе клена.

Выполнить слого-звуковой анализ слова “листья”.

В зависимости от уровня подготовки класса можно предложить для слого-звукового анализа слово “осень”.

Отдельно на листе дуба записано задание, которое предполагается выполнить в конце урока, коллективно.

Задание:

Распространить текст.

Наступила _________ осень. _____ ____ созрел _____ урожай овощей. Капуста уродилась______ _______! _______ ______ кочаны лежат на грядках. Капуста не только ______, но и красивый овощ.

Слова для справок: сочные, поздняя, хороший, на полях, богатый, на славу, крупные, вкусный.

В то время как ученики работают индивидуально у доски остальные выполняют задание в тетрадях. Задание напечатано на отдельном листе и прикреплено на доске.

Записать слова в три столбика, вставляя пропущенные буквы:

Ш_шки, уж_н, стуч_, ч_гун, рощ_, задач_, ч_до, да__, маш_на,щ_ка.

Учитель. Какое слово здесь лишнее и почему? (Слово стучу, т.к. обозначает действие предмета)

Проверка учащимися выполнение индивидуальных заданий.

XI. Физкультминутка.

Учитель. А теперь представьте, что мы с вами отправляемся в осенний лес. Солнышко заходит (дети закрывают глаза и кладут головы на столы)

Давайте представим, что мы идем по осеннему лесу, а под ногами – разноцветный ковер.

Глядите – красный фонарик, поднимаете – это листок уронила осинка, дальше – желтая звездочка – подарил ее клен, а у пруда милая ивушка рассыпала золотистые рыбки- листочки – узкие, длинные, тонкие.

Солнышко всходит! (Дети поднимают головки, открывают глаза)

Вдруг подул сильный ветер, деревья закачались. (Дети размахивают руками)

Ударил гром! (Хлопок в ладоши)

Пошел дождь! (Дети стучат пальцами по стволу)

Дождь кончился и в нашем классе стало свежо, как в осеннем лесу после грибного дождика, теплого и веселого. На разноцветных листьях блестят дождинки, переливаясь всеми цветами радуги.

XII. Работа над словарными словами “капуста”, “хороший”.

Учитель. Ребята, осень радует нас не только убранством, но и урожаем овощей. Отгадайте, о каком овоще идет речь?

А) Загадка

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка,
Мы для нее готовим кадки,
И крупной соли полмешка!

(Капуста)

Б) Толкование современного лексического значения:

Капуста – огородное растение семейства крестоцветных, растущая обычно кочаном.

В) Подбор однокоренных слов: Капустный (лист), капустница (бабочка, которая поедает капусту).

Г) Учитель. Какая бывает капуста?

Дети. Сочная, вкусная, сладкая, свежая, кислая, ранняя, белокочанная.

Учитель предлагает вниманию учеников пословицы о капусте. Дети по выбору записывают в тетрадь.

Сентябрь – пахнет яблоком, а октябрь – капустой.

Без капусты – щи не густы.

Учитель. А если капусты и других овощей уродилось на огороде много, то как мы говорим про такой урожай?

Дети. Хороший, богатый, большой.

Учитель. А когда мы еще употребляем слово “хороший”?

Дети. Хороший ученик, хороший друг.

Учитель. Подберите слово-синоним и слово – антоним к слову “хороший”.

Запишите эти слова в тетрадь.

XIII. Закрепление знаний (продолжение).

Работа по учебнику.

Устная работа над упражнением 88 стр. 50.

Учитель. Письменно запишите только те предложения, где встречаются слова с сочетаниями “чк” и подчеркните данную орфограмму. (Девочки собирают помидоры. Леня и Саша срезают капусту и кабачки)

После этого учащиеся коллективно выполняют устно работу, задание к которой записано на листе дуба (см. выше).

XIV. Итог урока. Рефлексия.

Учитель. Перечислите орфограммы, с которыми мы работали на уроке.

Что особенно запомнилось, понравилось?

Какие задания вызвали затруднения?

XV. Домашнее задание.

Упр. 88, стр. 50-51 (продолжить текст). Составить свой текст “Наш огород”.