Интегрированный урок по теме "Электроэнергетика"

Разделы: География


Цели:

  1. Дать определение понятию “электроэнергетика”.
  2. Развитие навыков групповой работы при достижении задач урока.
  3. Формирование умений работы с различными источниками информации.
  4. Познакомить с электростанциями различных типов, их особенностями.
  5. Показать значение отрасли в экономике России.
  6. Выявить энергосберегающие проблемы отрасли; влияние электростанций разных типов на окружающую среду.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карта “электроэнергетика”, раздаточный материал, атласы учащихся, таблицы, учебник, компьютер, мультимедийная установка для использования презентации, презентация в среде POWER POINT.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Тест:

1. Самый дешевый способ добычи угля:

а) подземный б) фонтанный в) открытый.

2. Самый дешевый способ добычи нефти:

а) подземный б) фонтанный в) насосный.

3. По добычи газа Россия занимает в мире:

а) 2-е место б) 1-е место в) 3-е место.

4. По запасам нефти Россия занимает в мире:

а) 2-е место б) 1-е место в) 4-е место.

5. Основная газодобывающая база России:

а) Западно-Сибирская б) Оренбургско-Астраханская в) Тимано-Печорская.

6. Большие запасы нефти обнаружены на шельфе морей:

а) Черного и Азовского

б) Баренцева и Охотского.

7. Главный угольный бассейн России:

а) Канско-Ачинский б) Печорский в) Кузнецкий.

8. Бурый уголь добывают в бассейне:

а) Донецком б) Кузнецком в) Канско-Ачинском.

III. Изучение нового материала.

Учитель географии.

Сообщение темы: Тема нашего урока “Электроэнергетика”.

- Чем занимается электроэнергетика?

Говорят: “Энергия-хлеб промышленности”.

- Как вы думаете, почему?

- Кому еще нужна электроэнергия?

Итак, без энергии не возможна работа ни одного предприятия, учреждения. Без энергии не возможна работа сельского хозяйства, транспорта. Без энергии усложняются бытовые условия жизни людей. От развития электроэнергетики зависят темпы развития всей экономики страны.

- На каких типах электростанций вырабатывают электроэнергию? (Работаем с рисунком “Типы электростанций”)

Рисунок 1.
Структура электроэнергетики России

- На каких типах электростанций вырабатывается всего электроэнергии?

Итак: больше всего электроэнергии вырабатывается на тепловых, гидравлических, атомных электростанциях.

- Как происходит образование электроэнергии?

Учитель физики.

Ребята, вы узнали, электроэнергия вырабатывается на электростанциях различного типа. Но выработанный на разных электростанциях электрический ток обладает одинаковыми свойствами, так как он вырабатывается на генераторах переменного тока. Рассмотрим устройство генератора переменного тока:

- неподвижная обмотка – статор;

- постоянный магнит или электромагнит – ротор.

Давайте рассмотрим принцип работы генератора.

Демонстрация: возникновение индуктивного тока в катушке, подсоединенной к гальванометру, если в нее вводится (или выводится) постоянный магнит.

Итак, из проведенного эксперимента делаем вывод: электрический ток возбуждается в обмотке генератора тогда, когда ротор генератора движется относительно статора. Значит, на разных электростанциях отличается только способ вращения ротора генератора. На ТЭС и АЭС ротор приводит в движение паровая турбина, т.е. внутренняя энергия пара превращается в механическую энергию паровой турбины на валу которой посажен ротор генератора. На ГЭС механическая энергия падающей воды превращается в механическую энергию гидротурбины, которая приводит в движение ротор генератора. А сейчас давайте подробно рассмотрим, какие превращения энергии происходят на АЭС.

Объяснение учителем по действующей схеме работы АЭС.

Учитель географии.

- Определите особенности электростанций, учебник, инструктивные карточки, имеющиеся знания.

Работа в группах:

1-я группа – определяет особенности ТЭС

2-я группа – определяет особенности ГЭС

3-я группа – определяет особенности АЭС

Ответы учащихся от каждой группы.

В результате ответов учащихся заполняется таблица:

Тип электростанции Достоинства Недостатки
ТЭС Могут работать на разнообразном сырье

Сравнительно дешевое строительство при быстром строительстве

Дают дорогую электроэнергию

Используют невозобновимые ресурсы

Дают много твердых отходов

ГЭС Используют возобновляемые энергоресурсы

Дают самую дешевую электроэнергию

Повышает уровень воды в реке.

Воздействует на водные ресурсы

Затопление плодородных земель, заболачивание, засоление почв.

Дорогое и длительное строительство.

АЭС Используют небольшое количество сырья.

Выгодно строить в районах острого дефицита электроэнергии, а так же при отсутствии других источников энергии.

Процесс выработки электроэнергии не сопровождается загрязнением окружающей среды

Дают дешевую электроэнергию

Создают опасность радиационного заражения

Дорогое и длительное строительство.

Используют невозобновимые ресурсы

Инструктивные карточки.

  • Используют невозобновимые ресурсы.
  • Воздействует на водные ресурсы.
  • Используют возобновляемые энергоресурсы.
  • Дают самую дешевую электроэнергию.
  • Создают опасность радиационного заражения.
  • Дают много твердых отходов.
  • Дают дорогую электроэнергию.
  • Могут работать на разнообразном сырье.
  • Дорогое и длительное строительство.
  • Затопление плодородных земель, заболачивание, засоление почв.
  • Процесс выработки электроэнергии не сопровождается загрязнением окружающей среды .
  • Повышает уровень воды в реке.
  • Используют небольшое количество сырья.
  • Выгодно строить в районах острого дефицита электроэнергии, а так же при отсутствии других источников энергии.
  • Сравнительно дешевое строительство при быстром строительстве.
  • Дают дешевую электроэнергию.

- Посмотрите внимательно на эту таблицу, какой можно сделать?

Итак, все эти электростанции имеют свои достоинства и свои недостатки.

- Какое влияние они оказывают на окружающую среду?

Приведите примеры, характерные для нашей республики.

Сообщения учащихся.

- Каковы перспективы энергетики?

  1. Переход ТЭС на более экологически чистое сырье-природный газ.
  2. Строительство мини ГЭС.
  3. Строительство ГЭС на крупных реках (горных) Сибири и Д.Востока.
  4. Предусматривать безопасность АЭС и хранение ядерных отходов.
  5. Необходимо шире использовать альтернативные источники энергии.
  6. Применять энергосберегающие технологии в экономике.

Закрепление.

  1. Почему электроэнергетика считается авангардной отраслью хозяйства страны?
  2. Назовите основные типы электростанций.
  3. Какой тип электростанций преобладает в России? Почему?
  4. Какие типы электростанций работают в Татарстане, Нижнекамске?

Подведение итогов, выставление оценок за урок.

Домашнее задание.

Стр.106 вопросы устно; стр.105, зад. к рис. 46; нанести на контурную карту крупнейшие АЭС, ТЭС, ГЭС.