Урок литературы с показом презентации, разработанной в PowerPoint, по теме "Запомни мужество солдат"

Разделы: Литература, Информатика


І. ТИП УРОКА: Комбинированный урок.

ІІ. ВИД УРОКА: Элементы лекции, диспута, путешествия, устного журнала.

ІІІ. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: Эвристический, диалогическое изложение.

ІV. ЦЕЛИ:

1. Развивающая – проследить изображения народа как носителя лучших человеческих качеств, ведущую роль народа в истории, т.е. Как реализуется в романе “мысль народная”.

2. Образовательная – осуществить контроль за умением обучающихся связывать исторические события с литературными произведениями;

  • повторить, обобщить и систематизировать ранее изученное;
  • формировать навыки работы с раздаточным материалом.

3. Воспитательная – продолжить формирование и развитие нравственности, патриотизма, интернационализма;

  • продолжить эстетическое воспитание обучающихся;
  • используя различные виды урока и методы обучения, содействовать профилактике утомляемости и поддержания работоспособности.

V. Технические средства обучения: проекты, экран, компьютер.

VІ. Наглядные пособия: - панорама “Сталинградская битва”;

  • панорама “Бородинское сражение”;
  • уголок творчества обучающихся;
  • экспозиция “Память”.

Ход урока

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Эпиграфом к уроку я выбрала строки стихотворения Леонида Кузубова.

Ни у живых и не у павших
В боях его я добывал,
В себе растил,
В себе ковал
И часто жизнью рисковал,
Я мужества не занимал
В санроте чудом оживал,
И не геройствовал – стонал,
И боль и радость испытавши... (Слайд 3)

Психологи дают следующее определение слову “Мужество”:

“Мужество – одна из семи человеческих добродетелей, означающих стойкость в беде и борьбе, духовную крепость, доблесть, храбрость, отвагу, спокойную смелость в бою и опасностях, терпение и постоянство. Оно предполагает наличие у человека не только способности смело идти навстречу опасности, но и убежденность в необходимости подобных действий, несмотря на любые даже случайные обстоятельства”. (Слайд 4)

Давайте подробнее познакомимся с этим понятием не с научной точки зрения.

Мужество особо почиталось на Руси. В древнерусском сборнике “Пожелание праведного спасения” говорится:

“Сын, избегай и распри, но, коль
поединок случится, не заслужи позора
в мужестве своем: ни жизнь и ни смерть
не бывают без пользы, а выйдешь с
честью из боя – честь и обретешь”. (Слайд 5)

Куликовская битва, Бородинское сражение, Сталинградская битва – три великих поля ратной русской славы. Какие замечательные страницы Отечественной воинской доблести и мужества связаны с этими полями. Сколько существует Русь, столько и приходится ей сражаться за свободу и независимость. И всегда на первом месте будут мужество и героизм простого человека, в последнем порыве своей грудью закрывшем Родину!

2. ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Рать поднимается неисчислимая
Сила в ней скажется несокрушимая

(Н.А.Некрасов)

(Слайд 6)

Сегодня мы перелистаем лишь некоторые страницы нашей истории, которые помогут нам понять, что такое мужество. А начнём мы с первого поля мужества – Куликова.

(Проекция на экран фрагмента репродукции картины художника А. Плотнова “На поле Куликовом”)

Ветры мои, ветры вы, буйные ветры!
Не можете ли, ветры, вы горе раскачати.
У меня в родном дому четыре кручины,
Четыре кручины да пятое горе.
Я посею мое горе во чистом поле.
Ты взойди, мое горе, горькой полынью.

(Декламирование стихотворения обучающимся. Пересказ отрывка обучающимся и проекция на экран репродукции картины художника А. Бубнова “Утро на Куликовом поле”)

(Рассказ обучающегося. Проекция на экран репродукции иконы XX в. Князь Дмитрий Донской и проекция на экран росписи в Троице-Сергиевой лавре “Сергей Радонежский благословляет Дмитрия Донского”)

(Слушание фрагмента из оперы “Князь Игорь” “Золотое слово Святослава”)

Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светится вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя. (Л.Н.Толстой) (Слайд 7)

Роман-эпопея Л.Н.Толстого “Война и мир” - гениальное творение великого мастера. “Я старался писать историю народа”, - говорил Толстой. Роман охватывает грандиозный по масштабу период жизни России. Мир до войны 1812 года, война, жизнь после Отечественной войны реалистично описаны в романе. Одно из центральных мест в романе “Война мир” занимает тема войны. Война меняет жизнь людей. Толстой показывает народный характер битвы с Наполеоном, героизм русских солдат, офицеров, партизан. Рисуя войну, автор уделяет внимание не только ее внешней стороне, но и психологической, внутреннему миру людей, попавших в эти условия. Личность на войне показана с присущим Толстому мастерством. Из героических поступков отдельных людей складывается общая победа.

Сейчас, ребята, мы просмотрим отрывок художественного фильма “Война и мир”, который характеризует сложившуюся обстановку русских войск в Австрии. А вы в ходе просмотра попробуйте дать ответы на следующие вопросы:

Каков был план Кутузова?

Какой выход нашел Кутузов для русской армии?

(Просмотр фрагмента художественного фильма “Война и мир, беседа с обучающимися)

Да, действительно, этот “великий подвиг”, как назвал его Кутузов, был нужен для спасения всей армии, и поэтому Кутузов, так берегший людей, пошел на это.

Шенграбенское сражение. Поведение воина в бою. Что такое трусость и героизм, подвиг и воинский долг – эти моральные качества понятны всем.

(Просмотр фрагмента художественного фильма “Война и мир, беседа с обучающимися по вопросам)

В каком положении оказалась батарея капитана Тушина?

Как ведут себя в сражении сам Тушин и его солдаты?

Можно ли назвать их поведение геройским?

Вы абсолютно точно заметили, что на самом жарком участке, в центре сражения, без прикрытия находилась батарея Тушина. Более тяжелой обстановки в Шенгабенском сражении ни у кого не было, тогда как результаты стрельбы батареи был наибольшими. В этом трудном бою, невзрачный на первый взгляд, капитан Тушин и его солдаты не испытывали ни малейшего страха. Скромность и самоотверженность, с одной стороны, решительность и мужество, с другой, основывающиеся на чувстве долга, это и есть толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный героизм.

1812 год был великой эпохой в жизни России... Напряженная борьба насмерть Наполеоном пробудила дремавшие силы России и заставила ее увидеть в себе силы и средства, которых она дотоле сама, в себе не подозревала. (В.Г. Белинский) (Слайд 8)

Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?

(А.С.Пушкин)

(Слайд 9)

У села Бородино, ребята, в ста восьми верстах от Москвы расположено еще одно поле русской воинской доблести – Бородинское поле. Выбрано оно было не случайно. М.И.Кутузов долго искал место для генерального сражения с французами.

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.

(Декламирование стихотворения обучающимся. Проекция на экран репродукции картины художника А.Шепелюка “М.И.Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения”)

26 августа Наполеон обратился к своим войскам: “Солдаты! Вот битва, которой вы так желали! Изобилие, отдых, все вопросы жизни, скорое примирение и слава ожидают вас в столице русской. От вас зависит все получить, всем воспользоваться, только ведите себя как при Аустерлице, Фридланде, Витебске, Смоленске. Сражайтесь так, чтоб позднейшие потомки могли с гордостью сказать о каждом из вас: “И он был на великом побоище под стенами Москвы!”

Но русские воины во главе с великим полководцем М.И.Кутузовым разрушили планы Наполеона.

И молвил он, сверкнув очами:
“Ребята! Не Москва ль за нами?
Умрем же под Москвой,
Как наши братья умирали!”
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

(Декламирование стихотворения обучающимся)

Страшная Бородинская битва, происходившая на площади в одну квадратную версту, продолжалась 12 часов.

(Просмотр фрагмента художественного фильма “Война и мир).

Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролететь мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась – как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...

(Декламирование стихотворения обучающимся. Проекция на экран репродукции картины художника Н.Самокиша “Контратака лейб-гвардии Литовского полка в Бородинском сражении 26 августа 1812 года”)

Французы назвали эту битву сражением генералов, учитывая то, сколько их выбыло там из строя. По свидетельству очевидцев, поле сражения было пропитано кровью на три вершка. Неприятель, превосходивший численностью русскую армию, не сумел столкнуть ее ни на шаг с родной земли. Покоривший полмира Наполеон недоумевает, почему его армия не может взять “слабое не укрепленное крыло русских”. Храбрость русских полков внушает суеверный ужас французам. “Наш огонь рядами вырывает их, а они стоят”, - говорит Наполеону адъютант. Страшная картина поля, усеянного трупами людей, сменяется видом измотанной и обескровленной русской армии после сражения. Казалось бы, врагу осталось сделать только небольшое усилие, чтобы разбить армию Кутузова, но французы испытывали ...чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце. Как и в начале сражения”. (Проекция на экран репродукции гравюры А.Адама “Бой за батарею Раевского”)

Особенно ярко происходящее сражение Толстой передает через восприятие добродушного Пьера Безухова. Он попадает на батарею Раевского во время битвы при Бородино. Именно там Безухов увидел страшное лицо войны своими глазами, встретил простых людей, которым суждено было стать главными героями сражения. Молоденький офицер, солдаты-артиллеристы под огнем неприятеля держат оборону. Каждый из них боится смерти, но страх отступает перед сознанием воинского долга защитников Отечества. На глазах Пьера погибают один за другим батарейцы, прорываются на курган французы, и снова атака”русских солдат, которые, падая, спотыкаясь и крича, весело и бурно бежали на батарею, сметая противника”.

Бородинская битва разрушила мечту Наполеона о захвате России одним ударом. И именно тогда наша держава прославилась, как его победительница. (Проекция на экран репродукции картины художника И.Коссака “Отступление наполеоновской армии”)

Это поле победы суровой
Для потомков по праву равно
Полю грозному Куликову
Ратным доблестям Бородино.

(И.Чернухин)

(Декламирование стихотворения обучающимся)

Враг вторгся на русскую землю, и народ поднялся на защиту страны. Чувство патриотизма охватило все слои русского общества. Опасность, угрожающая Родине, объединила людей разных сословий.

“Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую минуту. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить”, - говорит князь Болконский, который добровольно идет в армию и получает в командование полк. (Слайд 10)

Армия Наполеона не могла победить в войне, которую вел весь русский народ. Солдаты дрались за русскую землю. Андрей Болконский говорит Пьеру:

“...В войсках был такой дух, которого я никогда не видел... Мы два дня сряду отбивали французов и... этот успех удесятерял наши силы”. (Слайд 11)

Русский дух победил французскую выучку и дисциплину.

С армией, покорившей Европу, сражались ополченцы, отказывавшиеся от водки перед боем, партизаны, наводившие панику на завоевателей. Толстой показывает бесстрашного партизана Тихона Щербатого, который “был самым полезным и храбрым человеком” в отряде Денисова, старостиху Василису, уничтожившую сотни французов, дьячка, ставшего командиром партизанского отряда. “Партизаны уничтожили великую армию по частям”, - пишет Толстой.

Не остались в стороне и наши соотечественники. В сентябре 1812 года началось формирование Казанского ополчения. Вятская губерния “по малочисленности в ней дворянских имений, представляя незначительный участок ополчения, причислена была к Казанской” С обеих губерний было призвано 3511 человек. Боевой путь Казанско-Вятского ополчения повторяет путь других ополчений 3-го округа: марш в начале декабря на Волынь, затем участие в заграничном походе русской армии в 1813-1814 годах, осада Дрездена, Магдебурга, Гамбурга.

Именно единение всего народа, ставшего на защиту родной земли, помогло одержать победу над Наполеоном. “Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва. Один конец сделать хотят”, - в этих словах ополченца передана вся суть народной войны, в которой решалась судьба России.

Просмотр панорамы “Бородинское сражение”.

Лев Николаевич Толстой, писатель земли русской, изобразил Отечественную войну 1812 г. Со всей силой своего реализма. “Война и мир” рисует образ народа-победителя. Героизм тысяч русских воинов, отчаянная храбрость партизан, поднявших “дубину народной войны”, всеобщий патриотический подъем – вот, по мнению писателя, причины победы над Наполеоном. Ратный подвиг народа в Отечественной войне 1812 г. Стал одной из самых славных страниц в истории России. В романе “Война и мир” этот подвиг нашел свое правдивое изображение.

Мы с вами, ребята, узнали многое о мужестве русского народа на Куликовом поле и на Бородинском. Но разве можно, говоря о мужестве, обойти стороной Великую Отечественную войну! Ведь тогда вся наша страна представляла собой огромное поле мужества! (Проекция на экран репродукции картины художника Е.Трегуба “Ополченцы”)

(Декламирование стихотворения обучающимся)

Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова,
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Еще не может быть, и нет.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На все, на все четыре года.

Четыре долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границу Советского Союза. Так началась Великая Отечественная война. (Слайд 12)

(Слайд 13 и декламирование преподавателем)

“Здесь орден мужества надет на грудь земли,
Недаром эта грудь истерзана снарядом.
Со смертью билась жизнь,
И смерть враги нашли,
И победила жизнь в боях под Сталинградом”

(Проекция на экран фото И.Шагина “Политрук продолжает бой”)

Двести дней и ночей на огромной территории в междуречье Волги Дона не затихали ожесточенные бои. В сражении под Сталинградом с обеих сторон участвовало более двух миллионов ста тысяч солдат и офицеров, около 2500 боевых самолетов, почти 26 тысяч орудий, более двух тысяч танков и штурмовых орудий.

(Декламирование стихотворения Ю. Белаша “Сухая тишина” обучающимся)

Шли танки... И земля дрожала.
Тонула в грохоте стальном
И танковых орудий жала
Белесым брызгали огнем.
На батарее – ад кромешный!
Земля взметнулась к небесам.
И перебито, перемешано
Железо с кровью пополам.

(Проекция на экран Вида на Волгу и панорамы боя из панорамы “Сталинградская битва”)

(Далее рассказ об отдельных подвигах ведется от лица преподавателя и обучающихся одновременно с показом панорамы “Сталинградская битва”)

(О подвигах пулеметчика Николая Сердюкова, летчика Виктора Рогальского, танкиста Сергея Маркина, санинструктора Гули Королевой рассказывают обучающиеся)

Но невозможно было одержать победу без грамотного военного командования. Огромную роль в Сталинградской битве сыграли маршалы Советской Армии Г.К.Жуков, К.К.Рокоссовский и А.Н.Василевский. (Просмотр творческого уголка о маршалах обучающихся. Проекция фото Д.Бальтерманца “Атака”)

Особенно тяжелые бои шли в районе тракторного завода им. Дзержинского и на Мамаевом кургане. Здесь на каждом квадратном метре насчитывалось от 400 до 1200 осколков.

(Слайд 14 и прослушивание песни “Маки”)

(Декламирование стихотворения обучающимся)

Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал.
Злой и упрямый, по грудь в земле
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад, -
Он защищал Сталинград.

2 февраля 1943 года историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск. Окруженная немецкая группировка в количестве 33 тысяч солдат и офицеров под командованием фельдмаршала Паулюса была взята в плен. (Проекция на экран мемориального комплекса на Мамаевом кургане в г.Волгограде и прослушивание песни “Мамаев курган”) (Слайд 15)

(Декламирование стихотворения обучающимся )

Когда я не в силах был дальше идти, -
А путь до победы был трудным и долгим,-
Россия, к твоей припадал я груди
И сил набирался у матушки Волги.
Да, вечно течет в ней живая вода,
Не могут прожить без нее ветераны,
И вновь сталинградцы приходят сюда,
Лечить свои раны, лечить свои раны.
Я знаю: на свете немало есть рек,
И польская Висла, и чешская Влтава,
Но с Волгой слились воедино навек
Великой Победы Бессмертная слава!

(Слайд 16) (Прослушивание песни “Журавли”)

Война – это всегда горе, разлука и слезы. Не придумано еще таких слов благодарности, которыми бы мы, потомки, могли выразить благодарность тем людям, благодаря которым мы сейчас живем.

Во все времена русский солдат шел в бой с Господом Богом в душе и молитвой на губах. Защиты просили обычно или у Святой Богородицы, или у Георгия Победоносца, чей святой праздник отмечается 7 мая. (Слайд 17)

Великий Боже!
Будь при мне во время битвы
И чудо соверши
От искренней молитвы!
Дай дух товарищам
В их праведной борьбе,
Победу нашим дай,
А слава вся – тебе!

Поэтому на протяжении всего нашего урока перед иконой Георгия Победоносца, причисленного к лику святых, горит поминальная свеча в память погибших в войнах за святую русскую землю.

Прошу почтить память погибших минутой молчания.

“Не умрещь, народ!
Бог тебя хранит!
Сердцем дал - гранат
Грудь дал – гранит.
Процветай, народ,-
Твердый, как стрижаль,
Жаркий, как гранат,
Чистый, как хрусталь”.

(М.Цветаева)

(Слайд 18)

(Проекция на экран, прослушивание песни “День Победы”, просмотр отрывка из документального фильма)

VIIІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Написать мини-сочинение о родственнике, соседе, знакомом, принимавшем участие в войне.

ЛИТЕРАТУРА

  1. И.В.Золотарева, Т.И.Михаулова “Поурочные разработки по русской литературе. Вторая половина XIX века”, Москва, “Вако”, 2002 г.
  2. Журнал “Литература в школе”, №4, 1998 г., № 5, 1997 г.
  3. Журнал “Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. Жизнь и творчество Л.Н.Толстого”, Москва, “Детская литература”, 1988 г.
  4. А.Н.Сахаров “История России” учебник 10 кл., Москва, “Русское слово”, 2006 г.
  5. Школьная энциклопедия “История России”, Москва, “ОЛМА-ПРЕСС Образование”, 2003 г.
  6. Научно-методический журнал “Классный руководитель”, Москва, №1, 2005 г., № 8, 2004 г.

Урок сопровождается презентацией "Запомни мужество солдат"

Музыкальные приложения