Разработка урока обучения грамоте по теме "Звуки [ж], [ш] и буквы Ж, Ш. Дикие животные"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • формировать и совершенствовать основные виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение); формировать навык правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения, умения работать с текстом; формировать навык звуко-слогового анализа и синтеза;
  • закрепить знания парных согласных звуков [ж, ш], умение различать их на слух и обозначать буквами Ж,Ш, продолжить формирование понятия “дикие животные”, учить выразительному чтению.
  • развивать внимание и наблюдательность над написанием слогов жи-ши, тренировать в обнаружении “опасных мест”; развивать познавательные процессы; развивать творческих способностей учащихся;
  • воспитывать заботливое отношение к животным; прививать любовь к родному языку; интерес к окружающему миру; духовно-нравственное воспитание ребенка; формирование культуры общения, сотрудничества и взаимопонимания.

Дидактические средства:

  • “Азбука”: Для 1-го класса. Часть 2./ Н.М.Бетенькова, В.Г.Горецкий, Д.С.Фонин. – Смоленск: Ассоциация ХХ1в.;
  • карточки для парной работы.

Мультимедийное сопровождение урока:

Приложение 1 Презентация “Зоопарк”

Ход урока

I. Организация класса.

Сегодня у нас необычный урок, я предлагаю вам совершить путешествие в зоопарк, и узнать о жизни животных. (Звучит песня “Мы едем, едем, едем…”)

1 слайд

Зоопарк, научно-просветительное учреждение, в котором содержат в неволе (в клетках, вольерах) или полувольно (на больших огороженных площадях) диких животных с целью их демонстрации, изучения, сохранения и воспроизводства. В 1990 году в мире было около 850 зоологических парков и зоосадов, в Российской Федерации около 15, старейшие в Москве и Санкт-Петербурге.

2 слайд

Правила поведения в зоопарке.

II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Чтобы попасть на территорию зоопарка необходимо ответить на вопрос. Назовите недостающие парные согласные. Произнеси звуки. Скажи, какие из них звонкие?

3 слайд

б ? г ? ж ?

? ф ? т ш с

Назовите признаки “опасных” мест для согласных: конец слова, перед парной согласной.

Когда согласные стоят в сильной позиции, а когда - в слабой?

III. Усвоение новых знаний.

На нашем уроке именинница буква Ж, узнаем какой звук обозначает эта буква и дадим характеристику звуку.

Отгадайте загадку:

Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъемный,
Только этот кран живой,
С настоящей головой.
Тот из, конечно, прав
Кто узнал, что он …

(жираф) 4 слайд

  • Произнесите это слово, назовите 1-й звук, дайте ему характеристику. На письме обозначаем буквой Ж.
  • Назовите парный по звонкости и глухости, дайте ему характеристику. На письме обозначаем буквой Ш.
  • Прочитайте пару по звонкости глухости: Ж-Ш.

Давайте прочитаем слоги:

5 слайд

Ша

жа

Шо

жо

Ше

же

Шё

жё

Шу

жу

Ши

жи

Какие буквы гласных звуков не образуют слогов с буквами Ж, Ш? (Я, Ю, Ы,Э)

6 слайд

“Фотоглаз”

ужи

жили

Жесть

уши

шили

Шесть

Назовите в каждой из этих пар слов буквы, из-за которых получились разные слова. Произнесите звуки, которые обозначены этими буквами.

  • В древнерусском языке звуки [ж,ш] произносились мягко, поэтому на письме в слогах –жи – ши- писали букву И. Так пишут эти слоги в ударном положении и сейчас, хотя произносятся твердо и в обозначении мягкости не нуждаются. Подчеркнем их как “опасное место” при письме. А кто понял, почему они еще “опасные”?

7 слайд

Прочитайте слова:

ежи, лягушка, моржи, мыши, ужи.

  • Как называют этих животных? (Дикие животные)
  • Укажи стрелками, где они обитают.

Лес поле море болото

Укажите “опасные” места для согласных.

Чем различается жизнь диких и домашних животных?

8 слайд

Дикие животные обитают в лесах, на лугах, в водоемах, в почве. В отличие от домашних животных, они сами устраивают себе жилища, добывают пищу, спасаются от врагов.

Помогает им отличное зрение, чуткий слух, острое обоняние

Физминутка “Бегает, прыгает, летает”. Воробей – прыгает, летает, карась – плавает, муха – летает, заяц – прыгает.

IV. Проверка понимания учащимися нового материала

С карточки прочитайте названия диких животных. Отметь + названия диких животных, которые обитают в твоей местности.

лось

олень

морж

тигр

заяц

Суслик

лиса

белка

Синица

медведь

дятел

Павлин

волк

крот

Лебедь

Каких диких животных тебе приходилось наблюдать в природе?

Давайте подойдем к клетке с животным и прочитаем о нем. Аня - экскурсовод, а мы дети.

9 слайд

Ёж, лось, волк, лиса

Чтение хоровое диалога “Лиса и ёж”. (Работа с учедником“Азбука”: Для 1-го класса. Часть 2./ Н.М.Бетенькова, В.Г.Горецкий, Д.С.Фонин. – Смоленск: Ассоциация ХХ1в).

Чем ежиный мех хорош? Как вы поняли?

Назовите слова, в которых есть один и тот же звук? (ёж, хорош) Назовите, какой буквой обозначается звук? Назовите признаки опасных мест.

Выразительное чтение диалога в парах.

V. Закрепление нового материала

Ситуация для обсуждения “Лесные жители”

Весной и ранним летом в лесу много молодняка: маленькие пушистые зайчата, крошки ежата.

Ты не выдержал испытания и принес зверька домой.

Что ждет его у тебя дома?

Ведь ты ничего не знаешь о его образе жизни, о его пище. Кормят обычно зверька не той пищей, которой он питается в природе, а потом недоумевают: почему это зверек, несмотря о заботе о нем, вдруг гибнет?

Не находят люди лесных животных, а похищают.

Ведь как можно найти животное в его собственном доме, в природе, его никто не потерял и само оно тоже не потерянное.

10 слайд

Поле, лес, луг - это родной дом животных, к жизни в котором они приспособились.

Запомните: красть из природы животных нельзя!

Хоровое чтение рифмовки с сочетание ЖИ-ШИ. (Работа с учедником“Азбука”: Для 1-го класса. Часть 2./ Н.М.Бетенькова, В.Г.Горецкий, Д.С.Фонин. – Смоленск: Ассоциация ХХ1в).

Назовите слова с ударными “опасными” слогами в тексте.

VI. Информация о домашнем задании.

Составить ребус о диком животном.

VII. Итог урока.

Назовите, какие парные по звонкости и глухости изучили? Назовите признаки “опасных” мест для этих согласных. О каких диких животных вы узнали на уроке? Где обитают эти животные? Чем они отличаются от домашних животных?