Использование аутентичных художественных фильмов в обучении английскому языку

Разделы: Иностранные языки


Часто для учителей в регионах, удаленных от центра нашей страны, является проблемой убедить школьников в том, что английский язык может успешно использоваться ими не только на уроках, но и в реальной жизни.

Одним из возможных решений этой проблемы может стать использование аутентичных художественных фильмов на английском языке.

Просмотр фильмов в процессе обучения дает большие возможности для развития умений и навыков во всех видах речевой деятельности, видеофильмы придают учебному процессу максимальную коммуникативную направленность, кроме того, это один из самых приятных способов изучения английского языка и тренировки восприятия речи на слух.

Одно из множества достоинств использования фильмов - это настоящий живой разговорный английский язык, в котором присутствуют сленговые выражения и обороты, которых может не быть в словарях. Художественные фильмы создаются для носителей языка, поэтому в них говорят так же, как в реальной жизни. Понимание живого английского языка является одной из основных целей его изучения.

Еще одним достоинством просмотра фильмов является возможность развития социокультурной компетенции учащихся – приобщение их к культуре англоязычных стран, знакомство с реалиями, развитие умения сравнивать традиции и быт своей страны и стран изучаемого языка.

Часто школьники считают, что просмотр фильма на английском ? слишком трудная задача для них. Но, если фильм подобран правильно, с учетом возрастных особенностей, интересов и уровня владения языком, его понимание не вызывает особых затруднений. При этом происходит развитие компенсаторных умений – языковой догадки, прогнозирования содержания.

При просмотре фильма учащиеся получают информацию сразу по двум каналам: зрительному и слуховому. Зрительный ряд помогает лучше запомнить языковые структуры, расширить словарный запас и стимулирует развитие речевых навыков и навыков аудирования. Иногда бывает довольно сложно разобрать некоторые слова и фразы, так как речь очень ритмичная. В таких ситуациях на помощь учащимся приходят субтитры. Благодаря им можно понять не только отдельные слова, но и весь смысл диалогов.

Еще одно достоинство - это интерес от просмотра фильма, который служит стимулом к изучению языка, делает процесс усвоения иноязычного материала более живым, проблемным, эмоциональным.

Использование художественных фильмов в процессе изучения английского языка позволяет также сформировать у учащихся умение самостоятельной работы над английским языком.

Задания к фильму “Nim’s Island”

Part 1

а) Снятие лексических трудностей

buccaneer пират, морской разбойник
to swallow проглотить
species вид (животных, растений)
to obsess преследовать (о навязчивой идее)
particle частица, частичка
knot узел (мера скорости, 1,87 км/ч)
captor захватчик, захвативший в плен
entire полный, целый
pit яма, углубление
courage храбрость

International words:

oceanographer
globe (to travel around the globe)
pelican
marine biologist
National Geographic

б) Просмотр фрагмента “Life on the island”

в) Проверка понимания основной информации

Choose “True” or “False”

  1. Nim’s mother was a scientist and something happened to her.  She is not alive now.
  2. Nim’s father teaches her everything she knows.
  3. Galileo is a sea lion, Selkie is a lizard, Fred is a pelican.
  4. Nim has a rich imagination.
  5. Nim and her father like their life on the island very much.
  6. Nim’s father is a writer.
  7. The ship comes every week and brings things that Nim and her father need.
  8. Alex Rover is the hero of the book of adventures, he is very brave.
  9. Nim wants to be as brave as Alex Rover.
  10. Nim and her father are real friends.

Keys: 1T 2F 3F 4T 5T 6F 7F 8T 9T 10T

Part 2

а) Снятие лексических трудностей

right angles

прямые углы

editor

издатель

sacrifice

жертва

alga – algae (pl.)

морские водоросли

satellite

спутник

familiar

хорошо знакомый

mess

беспорядок

leak

течь

mast

мачта

ash

зола

agoraphobic

боязнь открытого пространства

б) Просмотр фрагмента “Nim and Alex Rover”

в) Проверка понимания

Answer the questions:

  • Who was Alex Rover indeed? (a writer Alexandra Rover)
  • Was she as brave as her hero? (No, she wasn’t. She is agoraphobic)
  • What was she going to do with her hero? (He might die in volcano lava)
  • Why did she e-mail to Nim’s father? (She wanted to learn more about volcanoes)
  • Why did Nim’s father sail to the open sea one day? (to watch algae growth, it is one-in-a-lifetime experience)
  • Why didn’t Nim go with him? (she wanted to save little turtles which were going to come out of eggs)
  • When was Jack going to be back? (in two days)
  • What happened with Jack in the sea? (There was a storm, the ship had a leak and lost the mast)
  • Who came to the island one day and what did those people want? (the buccaneers, they wanted to make the buccaneer paradise here)
  • What did the girl ask Alex Rover for? (to come)

г) Задание на развитие устной речи:

  • дать характеристику персонажей (Nim, father, Alexandra);
  • определить и описать место и время событий;
  • назвать запомнившиеся фразы, выражения, идиомы;
  • объяснить мотивы поступков действующих лиц;
  • воспроизвести диалог между участниками;
  • рассказать “по цепочке” сюжет увиденного.

Приложение

Список литературы:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089);
  2. Дворжец О. С. Интеграция аутентичных видеозаписей в учебный процесс по иностранному языку
  3. Жоглина Г.Г. Развитие умений коммуникативной компетенции на основе использования аутентичных видеодокументов: Дис. канд. пед. наук. – Пятигорск, 1998.
  4. Материалы сайтов native-english.ru, elf-english.ru и filolingvia.com