Урок алгебры в 8-м классе по теме "Преобразование рациональных выражений"

Разделы: Математика


Цель: развитие, обобщение, систематизация знаний учащихся по данной теме, умений применять знания в стандартных условиях и нестандартных ситуациях.

Задачи:

Образовательные

Создать условия для: обобщения, систематизации и развития знаний по данной теме; проверки качества усвоения основных алгоритмических приёмов преобразования рациональных выражений; ознакомления с основными приёмами и методами рассуждений.

Развивающие

Создать условия для: развития умения правильно оценивать свои знания на отдельных этапах урока; развития мышления и речи учащихся.

Воспитательные

Создать условия для: формирования чувства взаимопомощи и взаимоуважения; формирования умения наблюдать, подмечать закономерности, обобщать; воспитания интереса и уважение к творчеству знаменитых людей.

Тип урока: Урок обобщения и закрепления знаний, умений и навыков.

Оснащение: Мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, оценочные листы, доска, мел, тетради и учебники.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Ожидаемый результат
Организационный момент Добрый день, ребята! Садитесь.

Cегодняшний урок я бы хотела начать словами замечательного человека В.М.Шукшина: “ Кто смолоду делает и думает сам, тот становится потом надёжнее, крепче, умнее”. А как вы понимаете смысл этого высказывания? Слайд 2, см. Приложение)

Да, действительно, только самостоятельная работа даёт результат, который мы сможем смело применять на практике в жизни, при дальнейшем обучении.

Приветствуют учителя и занимают места за партами.

Высказывают свои мысли, делают выводы

Мотивация на серьёзную, ответственную работу
  Ребята, кто может сказать, над какой темой мы работали на прошлом уроке? (Слайд 3)

Что мы узнали и чему научились?

Мы работали над темой “Преобразования рациональных выражений”

Мы узнали, что называется преобразованием рационального выражения.

Мы узнали, как преобразовать рациональное выражение.

Мы узнали, что преобразование рационального выражения можно свести к действиям над рациональными дробями.

 
  Сегодня мы продолжим работу над этой темой или пойдём дальше? Продолжим работу над этой темой.

Необходимо закрепить, обобщить.

Мы не ответили на вопрос о том, где применяются преобразования рациональных выражений, зачем они нужны.

 
  Я с вами полностью согласна. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока “Преобразование рациональных выражений” (Слайд 4) Дети делают соответствующие записи в тетрадях  
Целеполагание Ребята, сформулируйте вопросы, на которые мы должны ответить в конце урока. (Слайд 5)

Таким образом, цель нашего урока – закрепить приёмы преобразований и повторить необходимый материал. (Слайд 6)

Где применяется преобразование рациональных выражений?

Зачем мы изучаем эту тему?

Хорошо ли мы усвоили приёмы преобразований?

Осознание учащимися компонентов учебной деятельности
Планирование деятельности На прошлом уроке мы узнали, поняли, попытались научиться.

Что же необходимо выполнить сегодня?

Поэтому план нашей дальнейшей работы таков:

– повторить правила и формулы

– закрепить и обобщить приёмы преобразований

– проверить уровень усвоения

– осуществить контроль.

(Слайд 7)

Сегодня мы должны:

– повторить

– закрепить

– обобщить

– научиться

Умение правильно выстраивать ход своих действий
Осуществление намеченного плана Начнём нашу работу. Сначала я предлагаю вам проверить домашнюю работу – это тоже этап повторения.   Умение комментировать решение
  Кто уверен в своих силах и может быть консультантом? Дети поднимают руки и комментируют домашнюю, отвечают на вопросы одноклассников и учителя.  
  Прошу вас прокомментировать по моему решению (Слайд 8, 9, 10, 11) Приложение 6    
Рефлексия Есть ли вопросы? Оцените сложность домашней работы.

Что было не понятно, сложно?

Ученики высказывают своё мнение.  
  Перед вами оценочный лист. Поставьте свой результат.

(Максимальный балл -5) Приложение 7

Заполняют оценочный лист. Умение оценивать свои действия
  Без теории не бывает практики. Следующий этап повторения – это теоретические вопросы.

Перед вами карточки с теорией. Ваша задача составить правильные высказывания и получить цифровой ключ. Работаем по вариантам. Приложение 1

Дети выполняют задание и записывают ответ.  
  Поменяйтесь карточкой с соседом, проверьте его работу и оцените её, используя правильные ответы на доске (Слайд 12) Проводят взаимопроверку и оценивание. Умение осуществлять взаимопроверку
Рефлексия   Отвечают на вопросы рефлексии, анализируют свою деятельность  
  Выставите баллы в оценочный лист. Сколько правильных ответов, столько и баллов.

Проанализируйте свою работу. Что было трудного? Что понравилось?

   
  Мы проверили домашнюю работу, повторили правила. Следующий этап нашего плана – это закрепление и обобщение.    
  Поработаем устно с подробными комментариями. Приложение 2.

Задание 1 указать порядок действий (Слайд 13)

Учащиеся по желанию отвечают на предложенные вопросы. Умение применять имеющиеся знания
  Задание 2 сократить дробь (Слайд 14) Проводят самооценку.  
  Оцените свою деятельность. За каждый правильный ответ – 1 балл. Выполняют предложенные учителем упражнения.  
  Мы активно работали, а теперь давайте отдохнём и проведём физкультминутку (Слайд 15) Приложение 5. Дети по желанию выходят к доске, если нет желающих, то вызывает учитель. Умение использовать ранее сделанные выводы, излагать свои мысли
  Для закрепления правил преобразования я предлагаю вам выполнить 151 на странице 37 нашего учебника.    
Рефлексия Для выполнения задания я предлагаю выйти к доске 4 учащимся. А вам, ребята , я даю задание выбрать тот пример, который вы считаете трудным и решить его самостоятельно.

Работа закончена, проверяем, задаём вопросы.

Проставьте свои баллы в оценочный лист. Максимум за это задание – 3 балла.

Что было трудно, какие знания пригодились?

Проводят самооценку.

Отвечают на вопросы рефлексии.

 
  Французский учёный Паскаль сказал: “Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательным”. Сегодня я предлагаю вам поучаствовать в игре “Поле математических чудес”. Игра будет командной. Дети работают в парах, а затем объясняют правильные ответы. Умение работать в паре
  Давайте разомнёмся перед дальнейшей работой.

Перед вами карточки с заданиями, в которых применялись формулы. Ваша задача проверить правильно ли они записаны, нет ли ошибок? Работаем в творческих парах. Приложение 3.

Проводят самооценку.  
  Если выполнили, то поднимаем две руки, кто первый, тот и объясняет. (Слайд 16) Ученики работают индивидуально, если необходимо, то просят совета у товарищей, проверяют свои знания, выбирая карточки с ответами. Умение сотрудничать
Рефлексия Проставьте свои баллы в оценочный лист. Максимум за это задание – 3 балла.

Разминка прошла успешно. Ну а теперь приступим к игре.

У вас на столах лежат карточки с заданиями различной степени сложности. (Приложение 4) Каждый знает свой уровень усвоения материала, а я даю вам возможность выбора. Распределите задания между собой и приступайте к решению. После того, как вы решили, необходимо на моём столе найти карточку со своим ответом. На ней будет буква, которую вы должны принести своей группе, а затем все вместе собрать фамилию знаменитого математика. Если ответа нет, то значит решено не верно, и необходима проверка и исправление. Я желаю вам удачи, приступайте к работе.

(Слайд 17, 18, 19)

Проставьте свои баллы в оценочный лист. За каждое задание 5 баллов, если решено самостоятельно.

Понравилась ли вам игра? Кому было трудно, почему.

Проводят самооценку.

Анализируют работу.

 
Анализ Ребята, я предлагаю вам вернуться к плану урока и проанализировать всё ли мы выполнили, что сделали. (Слайд 20) Анализируют работу, комментируют пункты плана. Умение соотносить цели и результат работы
Итог урока Английский философ Герберт Спенсер говорил: “ Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы” (Слайд 21)

Сегодня мы с вами хорошо потрудились и натренировали свои умственные мышцы.

Подведите итог в своём оценочном листе и выставьте себе оценку за урок. Кроме этого я предлагаю вам оценить свой уровень усвоения материала. Для этого в оценочном листе поставьте:

! – если у вас нет проблем

? – если есть проблемы, но в основном материал понят

…. – если у вас много проблем и вам трудно. (Слайд 22)

Оценочный лист вложите в тетрадь, и сдайте мне для проверки.

Самые активные сразу получают оценки за урок.

Для того чтобы достичь лучших результатов необходимо потрудиться и дома. Откройте дневники и запишите домашнюю работу (Слайд 23)

Проводят самооценку.

Анализируют работу.

Умение проводить оценку деятельности
Рефлексия Понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового вы узнали, чему научились? Дети высказывают своё мнение.  
Психологическая разгрузка А теперь сядьте удобнее на стуле. Закройте глаза. Глубоко вдохните. Представьте поляну, а на ней большой развесистый дуб. Под дубом сидит старый мудрец, который может ответить на любой вопрос. Сформулируйте свой вопрос (в уме), выслушайте мудреца(в уме). За спиной мудреца висит календарь, запомните число. А теперь откройте глаза. Я надеюсь, что у вас не осталось никаких вопросов.

Спасибо за урок. До новых встреч. (Слайд 24)

Дети выполняют задание учителя. Эмоциональная разгрузка, чувство удовлетворённости