Урок по окружающему миру в начальной школе по теме "Дыхание человека"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с органами дыхания, их функцией; показать значение дыхания для жизни человека.

Задачи:

  • Значение органов дыхания в жизнедеятельности человека.
  • Органы дыхания, как часть организма человека
  • Воспитание гигиенических навыков.
  • Просветительно-воспитательная работа о ценности здорового образа жизни.

Оборудование:

    • учебник «Окружающий мир»,
    • рабочая тетрадь,
    • таблица «Органы дыхания»
    • Диск «Моё тело» (БСЭ),
    • сантиметровая лента,
    • шарики,
    • карточки с терминами (трахея, альвиолы, бронхи, фитонциды)

1. Включение детей в деятельность.

  • Перечислите, что необходимо для жизни человека? (пища, сон, вода, воздух)
  • Сколько времени человек может находится без пищи? (до одного месяца)
  • Без сна? А без воздуха? (2-3 мин.)
  • Проверим. Вдохнули. (засечь время по секундомеру)

Вывод: без дыхания человек не может прожить и двух минут и только, например, японские ныряльщицы за жемчугом задерживают дыхание до 5 мин.
- Почему?(тренированный человек)
- Что дают тренировки?

 2. Работа над новым материалом.

  1. Исследование: измерить объем грудной клетки на выдохе и вдохе (вызвать для измерения двух  уч-ся: слабого и активно занимающегося спортом, результаты записать на доске.)
    • Чем объяснить разницу в объеме грудной клетки (тренированностью)
    • Давайте проследим как воздух попадает в организм человека.
  2. Рассмотреть таблицы (в учебнике и на доске)
    • Какую роль выполняет нос в дыхании?
    • Почему важно дышать через нос, а не через рот?
      (просмотр диска или презентации) Нос это сторожевой пост, проходя через него воздух согревается, увлажняется и очищается.
    • Что происходит, если мы дышим ртом? Воздух проходя через трахеи, бронхи, попадает в легкие (трахеи и бронхи представляют трубки) не соприкасается со слизистой оболочкой носа.

(Запись на доске)
Функции носа:

  1. Защитная.
  2. Согревает воздух.
  3. Увлажняет воздух.
  4. Защищает от попадания вредных веществ.
  5. Обонятельная функция.

- Что такое легкие? (предположения детей)
Легкие состоят из мельчайших пузырьков – альвеол,  пронизанные капиллярами, которые насыщаются кислородом.
- Каков объем легких?
Если альвеолы разложить на волейбольной площадке, они займут всю её  поверхность.
- Хочешь узнать твердые или мягкие легкие. (мягкие)
- Легкие являются очень важным органом для человека, что их защищает? (грудная клетка)

3. Работа с книгой.

  1. Самостоятельно чтение текста с. 68-69
  2. Прочитать какой путь проходит воздух и по каким органам?
    • Что происходит в легких?
    • Вы произносите слова при вдохе или при выдохе? (на выдохе)
    • Давайте найдем у себя гортань. Потрогайте шею.
    • Что вы чувствуете? (твердое ребристое образование – гортань)
    • Когда мы дышим гортань открыта, а когда едим? (см. диск) (гортань закрывается)
    • Почему закрывается во время еды? (чтобы пища не попадала в дыхательные пути)

«Когда я ем, я глух и нем.» - как вы объясните эту пословицу.

 Вывод: во время еды нельзя разговаривать.

- Что собой представляют легкие? (губку)
- Что происходит в легких? (газообмен, кровь отдает углекислый газ и впитывает в себя кислород. )

4. Физминутка.

Раз, два -  руки шире,
Дышим глубже - три, четыре.
Вдох - выдох, выдох - вдох.
Наш урок совсем не плох.
Мы подпрыгнем высоко,
Дышим ровно, глубоко,
Чтоб здоровье укреплять
Надо правильно дышать.

5. Работа по карточкам в группах  ( с.71-72 )

1 группа. Какие заболевания передаются по воздуху через органы дыхания?
Какие правила надо соблюдать, чтобы не заразиться? (записать их)
2 группа. Почему люди разводят комнатные растения?
3 группа. Почему одной из экологических задач, которые решает человечество, является борьба за чистый воздух ? Что нужно делать?
4 группа. Почему после каждого урока необходимо открывать форточки и   проветривать класс?
Почему нужно приходить со сменно обувью?
5 группа. Что происходит с органами дыхания, если человек курит?

6. Рефлексия:

(можно оформить как кроссворд, в середине слово – дыхание.)

Итоги.
- Что на уроке для вас было новое и что интересно?

Домашнее задание. c. 68-72