Конспект урока во 2-м классе по теме "Признаки однокоренных слов. Закрепление"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: закрепить умение распознавать и подбирать однокоренные слова по двум признакам; формировать орфографические умения; формировать интерес к родному языку; развивать речь учащихся.

Оборудование: магнитофон и запись шума морского прибоя, карта и игральная фишка в виде кораблика на каждого ученика (Рисунок 1), карточки для самостоятельной работы, конверт с заданием, отдельное изображение Волшебного Дерева на доске, вырезанные из зелёной бумаги листья.

Ход урока

1. Постановка цели урока.

На доске записаны слоги в хаотичном порядке. Детям предлагается составить слово и определить, что произойдёт сегодня на уроке.

ТЕ
СТВИ
ПУ
Е
ШЕ

- Все вы очень любите путешествовать. И сегодня я предлагаю вам отправиться в путь к удивительному Волшебному Дереву. Мне в руки попала старинная карта. На ней показан маршрут к острову Волшебного Дерева. Существует легенда, что все, кто доберётся до этого Дерева, преодолевая опасности, много узнают, воспитают в себе силу воли и твёрдость характера. Только давайте договоримся о следующих правилах: во время путешествия
соблюдать порядок и дисциплину, помогать друг другу.

2. Чистописание и словарная работа.

- Наше путешествие пройдёт на транспортном средстве, название которого сможете прочитать, расположив буквы в порядке возрастания фигур.

- На чём же мы будем путешествовать? (На корабле)
- Назовите первый звук в слове. Какой буквой его обозначают?
- Напишите 1 раз заглавную и строчную буквы этого звука в соединении.
- Назовите согласный мягкий звонкий звук в этом слове. Какой буквой его обозначают?          Напишите эту букву с заглавной К.
- Назовите безударный гласный звук в этом слове. Можно ли его проверить? Какой буквой обозначается этот звук? Напишите её со строчной к.
- Напишите новое словарное слово, подчеркните орфограмму.
- При помощи чего будет двигаться наш корабль? (При помощи паруса )
-  Как называется ткань, из которой делают паруса? (Парусина)
- Какой у нас корабль? (Парусные)
- Запишите слова. Как называются такие слова? (Однокоренные)
- Докажите. (Дети повторяют признаки однокоренных слов, проговаривая эти признаки сначала друг другу, а потом всему классу, выделяют корень)
- Найдите лишнее слово, объясните свой выбор. (Лишним может быть слово «парусный», т.к. оно является прилагательным; лишним может быть слово «парус», т.к. в нём есть только корень, а в других словах ещё суффиксы и окончания).

3. Работа по теме урока.

 (Слышен шум моря)

3.1.

- Наши корабли готовы, и мы отправляемся в путь. « Попутного ветра!» Когда так говорят?
- Как называется море, по которому мы плывём? (Волнующееся)
- Почему оно так названо? (Волнуется, ходят волны)
- Можно ли утверждать, что это однокоренные слова? Докажите.
- Про человека тоже говорят, что он волнуется. Разве это правильно? Ведь по нему волны не ходят. Подберите синоним к этому слову. (Дети предлагают свои варианты)
- Подберите как можно больше однокоренных слов, чтобы мы могли быстрее пройти по волнам.

3.2.

- Перед нами остров Загадочный. Почему он так назван? Населён этот остров загадками. Отгадайте загадки, напишите отгадки в столбик, подберите и запишите несколько однокоренных слов.

Шубка – иголки.
Свернётся он – колкий!
Рукой не возьмёшь!
Кто это? (Ёж, ёжик, ежиха, ежонок, съёжился)

Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это… (Сова, совушка, совёнок, совиный)

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (Гриб, грибок, грибочек, грибной)

(Дети записывают слова, объясняют свой выбор однокоренных слов, выделяют корни, обращают внимание на орфограммы).
- Что общего в словах-отгадках? (Это всё имена существительные)
- Чем они отличаются? (Одушевлённые и неодушевлённые)

4. Физминутка

- Пора нам остановиться и немного размяться. Я буду называть слова. Если вы услышите однокоренные слова к слову «лес», то подпрыгните и хлопните в ладоши. Если услышите однокоренные слова к слову «сад», то присядьте и тоже хлопните в ладоши.
Сад, лес, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, перелесок, садочек, лесовик, посадка, рассольник, рассадник, посадка.

5. Закрепление материала.

5.1.

- Мы приближаемся к мелям. Что это такое? (Мелкое место). Дно моря высоко поднялось, и ваши корабли могут сесть на мель. Это опасно, ведь кругом акулы. Но вы бравые капитаны и преодолеете эти подводные камни.
(Дети выполняют задание на карточках с последующей взаимопроверкой).

Карточка
В каждой строчке найди и вычеркни лишнее слово, выдели корень в однокоренных словах.

  1. нос, носильщик, носик, носатый;
  2. гусь, гусята, гусеница, гусыня;
  3. поле, полочка, полевой, полюшко;
  4. соринка, насорил, сорвал, сорняк;
  5. чайка, чай, чайный, чайник.

5.2. Физминутка.

- Пора немного размяться. Я называю пары слов. Если вы слышите однокоренные слова, то жмёте друг другу руки. Если эти слова не являются однокоренными, то делаете оборот вокруг своей оси.
Река – плот, кот – котик, стена – гвоздь, дом – домашний, дым – дымит, стол – обед, суп – каша, суп – супница.

5.3

- Мы почти достигли намеченной цели, но путь нам преграждает корабль, на котором развевается флаг морских разбойников – пиратов. Что же нас здесь ожидает? Пираты требуют от нас выкуп, они прислали нам конверт с заданием и ждут ответа.

Задание
Составить предложения по аналогии, записать одно по выбору, найти грамматическую основу, указать части речи, выделить корни в однокоренных словах.

  1. Под осиной вырос подосиновик. (берёза)
  2. Рыбак ловит рыбу. (сапожник)
  3. Туляк живёт в Туле. (Москва)

- Поскольку задание очень трудное, работать мы будем в парах. Пара, закончившая работу, поднимет «руку дружбы» (дети берутся за руки и поднимают их) и, если понадобится, поможет другим.

5.4.

-Вырвались мы из лап пиратов и подплыли к острову Волшебного Дерева. Но почему-то оно печальное. Подберите синонимы к слову «печальное». Подберите антонимы к этому слову.
- Давайте украсим наше дерево зелёными листочками, и, может быть, оно повеселеет.
(Каждый ребёнок получает по одному или по два листика и записывает на них однокоренные слова с корнем – рад-, зачитывает эти слова классу и прикрепляет к веточкам дерева).

6. Итог урока.

- Посмотрите, как изменилось Волшебное Дерево. Мы вернули ему радость и сами многому научились. Помогите мне вспомнить, что мы сегодня научились делать.
(Подбирать однокоренные слова по двум признакам, решать орфографические задачи, работать вместе, помогать друг другу).