Внеклассное занятие по программе "Разговор о правильном питании. Дары моря"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • расширить представление детей о морских съедобных растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены;
  • сформировать представление о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма.

Оборудование: презентация. (Приложение 1)

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Подготовительная работа.

Игра «Составь меню обеда»
- На рисунке стол, на котором находятся изображения блюд: тарелка с гуляшом и вермишелью, стакан с компотом.
- Что нужно добавить в меню обеда? (Дети предлагают свои варианты закуски, первого блюда, хлеб).
- Какие питательные вещества содержатся в этих продуктах?

III. Постановка темы и целей урока.

IV. Работа по теме занятия.

- Ребята, кто из вас знает, что называется морепродуктами?
- Послушайте разговор детей, отдыхающих в летнем лагере.

Инсценировка.

- Я живу в Приморье, у Японского моря. У нас в семье все любят морепродукты. Так называются морские растения и животные, за исключением рыбы, которые человек использует в пищу. А вы знаете, что из морепродуктов можно приготовить целый обед!
- Правда? Странно, я только два вида морепродуктов знаю: кальмары и морская капуста.
- А вот послушай: на закуску – салат из мяса краба, на первое – суп из мидий, на второе – фаршированные кальмары, на десерт – желе.
- А желе-то тут при чем?
- Для приготовления желе, мармелада, суфле используют вещество агар-агар. Его получают из морских водорослей.

Доклады учащихся о морепродуктах (презентация)

  1. Морепродукты – традиционное название для всех нерыбных продуктов моря. Это – крабы, креветки, кальмары, лангусты, мидии, устрицы, морская капуста и т.д. Они содержат много легкоусвояемого белка, витамины С, Д, В, РР, большое количество необходимых организму микроэлементов, прежде всего йода. (Слайд 2)
  2. Морепродукты известны в России очень давно, т.к. у нашей страны довольно большая морская граница. Но морские продукты никогда не были особенно популярны, главным образом, из-за сложности хранения. При малейшей несвежести они становятся непригодными для еды. Вот почему морепродукты не включают в меню столовых детских учреждений, однако в семейном рационе они могут использоваться довольно часто. (Слайд 3)
  3. Салат из морской капусты – самое доступное по цене лакомство. Ламинарии растут на глубине 15-20 метров. Богаты солями калиями, натрия, фосфора, магния, железа, алюминия, йода, брома, хлора, кобальта, марганца и др. Она содержит витамины А, С, группы В. Морская капуста содействует работе почек, улучшает обмен веществ, деятельность кишечника. В ней много йодистых соединений, поэтому врачи рекомендуют ее больным сердечно–сосудистыми заболеваниями, заболеваниями щитовидной железы. (Слайд 4)
  4. Мидии богаты полноценным белком, жиром, углеводами и микроэлементами: селеном, натрием, калием, кальцием, магнием, йодом, бором, кобальтом, марганцем. Мидии содержат витамины В1, В2, В6, РР. Мясо мидий варят, солят, замораживают. Достаточно два-три раза в неделю съесть немного приготовленных на пару мидий, чтобы обогатить рацион микроэлементами, редкими в земной пище, которые мы обычно добираем с помощью аптечных препаратов. (Слайд 5)
  5. Кальмары и осьминог – настоящая кладовая белковых веществ. По химическому составу мясо кальмаров и осьминогов отличается большим количеством воды и малым содержанием жира. В нем есть витамины С и группы В. А также микроэлементы. (Слайд 6)
  6. Креветки - кладезь белка и минеральных элементов. В креветках йода почти в сто раз больше, чем в говядине. Мясо креветок богато натрием, калием, кальцием, магнием, серой, фосфором, железом, алюминием, медью, цинком, марганцем, другими микроэлементами. (Слайд 7)

Учитель. Йод — микроэлемент, необходимый для работы щитовид­ной железы, которая, в свою очередь, регулирует в организме важнейшие обменные процессы. Если йода в организм посту­пает недостаточно, это приводит к возникновению самых се­рьезных заболеваний, лечение которых возможно только в том случае, если йодный дефицит организма ликвидирован. Йод необходим для нормального роста, хорошего самочувствия и успешной работы.

Суточная потребность йода для нормальной деятельности щитовидной железы — 200 мг (две «крупинки»). Естественными источниками йода являются питьевая вода, овощи и, конечно, морепродукты.

Помимо использования морепродуктов, еще одним из вариантов решения проблемы йододефицита может стать включение в рацион питания йодированных продуктов — йодированной соли, хлеба, молока, яиц. В последнее время появилась даже йодированная жевательная резинка.

Вкус йодированных продуктов ничем не отличается от традиционных, однако польза их значительно выше. Некоторые продукты требуют соблюдения особых правил хранения. Так, к примеру, йодированную соль нельзя хранить на откры­том свету, так как под действием света йод быстро разрушается и соль теряет свои полезные качества. Поэтому лучше держать ее в темных и плотных пакетах, а в солонку насыпать небольшое количество, которое тут же используется.

V. Закрепление изученного.

1. Работа по тетради.

Задание № 1 (стр. 55). Учащиеся дорисовывают и раскрашивают обитателей Японского моря, которых можно употреблять в пищу.

2. Викторина «Дары моря». (Слайды 8, 9)

Цель: расширить представления детей о пользе съедобных морских растений и животных.

Форма проведения: индивидуальная

  1. Что такое «скрытый голод»?
    • недостаток микроэлементов в питании;
    • недоедание;
    • диета;
    • недостаток пищи в рационе
  2. Назовите продукты питания, содержащие йод в наибольшем количестве
    • рыба и морепродукты;
    • макароны;
    • хлеб;
    • овощи и фрукты
  3. Во время второй мировой войны японские солдаты пользовались высушенными креветками. Для того, чтобы воспользоваться такой креветкой, надо было ее слегка увлажнить. В качестве чего использовались креветки?
    • как антисептик;
    • как источник света;
    • как талисман;
    • как горючее
  4. Вещество, используемое для приготовления желе, мармелада, суфле. Его получают из морских водорослей.
    • желатин;
    • агар-агар;
    • морская соль;
    • каучук
  5. Какую из рыб, обитающих в Черном море, называют «золотой» за вкусное мясо?
    • кефаль;
    • барабуля;
    • тунец;
    • бычок

«Проверь себя». (Слайд 10)

  1. Недостаток микроэлементов в питании.
  2. Рыба и морепродукты.
  3. Антисептик.
  4. Агар-агар.
  5. Тунец.

3. Кроссворд «Морские обитатели» (Слайд 11)

Цель: закрепить знания учащихся о морских обитателях.

Форма проведения: групповая работа

4. Игра «Найди названия морских рыб» (Слайды 12, 13)

Цель: выявить знание учащимися морских рыб, которых можно употреблять в пищу.

Форма проведения: работа в паре.

Задания №№ 2, 3 (стр. 56, 57). Учащиеся читают рассказ Дениса и дорисовывают обитателей Азовского, Черного, Белого и Балтийского морей.

VI. Рефлексия. Итог занятия.

- Какие морепродукты вы знаете? Чем они полезны для человека?
- Оцени, как ты выполнял задания на уроке. (Раскрась одну рыбку.)
Учащиеся получают карточку, на которой нарисованы 4 рыбки. Напротив каждой высказывание.

  1. Быстро, правильно и самостоятельно.
  2. Правильно, но медленно.
  3. Правильно, но с помощью других.
  4. Быстро, но неправильно.

VII. Домашнее задание. (По выбору)

  1. Задание 4 (стр. 58). Разгадать кроссворд.
  2. Составить дневное меню с использованием морепродуктов.

Использованная литература:

  1. Безруких М.М. Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь. – М.: ОЛМА-ПРЕСС
  2. http://wikipedia.org.ru
  3. http://images.uandex.ru
  4. www.ledovo.ru