Развитие читательских интересов и любви к художественной литературе у детей младшего школьного возраста

Разделы: Начальная школа


Неоспорима роль художественной литературы в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании школьников. Художественная литература представляет собой источник познания действительности и одновременно является тончайшим инструментом воздействия на психику человека.
Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли оно у ребенка активным или умеренно пассивным.

К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению классической детской литературы. Одна из причин этого негативного процесса – это  усиление влияния на них средств массовой информации. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телепередач, а семейные библиотеки вытесняются видеотеками и компьютерными играми. В связи с этим проблема формирования в  школе читательского интереса у детей остается весьма актуальной. Особое внимание  этой педагогической проблеме должно быть уделено в начальной школе.

Задача учителя начальных классов в век информации и компьютеров – помочь детям открыть для себя удивительный мир литературы, а значит - активно влиять на процесс формирования духовно – нравственных качеств личности.

Современные дети мало читают художественную литературу. Тем самым они лишают себя возможности хотя бы немного «пожить» в сказке: увидеть волшебные пейзажи, сопереживать сказочным героям, попадающим в неприятности, и посмеяться  и погоревать вместе с добрыми персонажами книг.

Сегодня значительная часть детей вырастает, не прочитав нужной книги, лишив себя возможности найти в ней ответы на волнующие детскую душу вопросы.
Как же найти выход из подобной ситуации?

Каждый учитель должен следить за общим развитием ребенка, которое не будет полноценным, если не привить ему любовь к чтению художественной литературы. Нельзя позволить компьютерным играм, заграничным мультфильмам, комиксам затмить роль художественной литературы в жизни детей. Ведь самое главное в работе педагога – научить ребенка читать книгу, понимать и осмысливать прочитанное,  переживать вместе с героями.

Как же разнообразить свою педагогическую деятельность, с помощью каких инновационных технологий сделать так, чтобы процесс чтения художественной литературы стал для школьника интересным увлекательным, необходимым каждодневным занятием?

Учитель и родители ученика должны знать, что чтение обеспечивает необходимую для мозга интеллектуальную  нагрузку и спасает ребенка от душевной пустоты. Беда не в том, то ученик, оканчивая начальную школу, не знает произведений К. Чуковского или С. Маршака, а в том, что он не переживал вместе с героями стихов, сказок, рассказов, что у него не возник импульс доброты, сострадания, сопереживания.

Ребенку самому трудно сделать выбор: читать или не читать, что именно читать? Помочь ему полюбить книгу, понять их пользу, находить в чтении художественных произведений радость и удовлетворение – задача взрослых: родителей и учителей.

Учителю начальных классов необходимо позаботиться о душе ребенка, наполнить ее духовными и нравственными ценностями.
Книга всегда должна удивлять ребенка, преподносить ему чудо. Он должен окунуться в воображаемый мир событий, персонажей. Так при чтении художественных произведений в воображении детей происходит «оживление» литературных героев. Поэтому в своей педагогической  практике я использую метод инсценирования литературных произведений. Дети с удовольствием представляют различных героев литературных произведений, оказываются способными перевоплощаться и в Муравья, и в Стрекозу, и в Айболита, и в Бармалея и т.д. Такие методы работы дают возможность научить детей творческому чтению и одновременно  позволяют развивать их творческие способности, обогащать  эмоциональный мир.

Творческое чтение – это есть путь к духовному развитию личности ребенка, его интеллектуальных способностей: воображения, мышления, речи, это путь к  его самовыражению.

Во внеурочное время практикую инсценирование с детьми  программных произведений, подготовку кукольных спектаклей , просмотры мультфильмов с их последующим обсуждением; проведение литературных викторин, игр, конкурсов собственных стихов, рассказов, сказок, рисунков, поделок, выразительного чтения стихов, рекламы книги. Часто провожу уроки на темы: «Я хочу рассказать о книге», «Моя любимая книга», «Книга в моей семье», «Книги детства моих родителей» и другие.

Творческим чтением движет любознательность ребенка.  Назначение учителя – способствовать перерастанию любопытства в любознательность, помогать ученику не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, причинную обусловленность. Для этого на каждом уроке литературного чтения я использую табличку со словами-помощниками:


Дети учатся читать осмысленно, выражать свою точку зрения, обмениваться мнениями с другими. Таким образом, постепенно формируются навыки полноценного, вдумчивого, творческого чтения, рождается грамотный любознательный читатель.

Системная работа по развитию читательских интересов значительно повышает у учащихся качество их знаний, умение рассуждать о книге, прививает любовь к художественной литературе.

Процесс работы с художественным произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество  по схеме «ученики – учитель – автор».
Для повышения читательского интереса своих учеников также практикую использование дневника читателя. Один раз в четверть провожу конкурс дневников читателя. Дети не только стараются прочитать больше книг, но  хотят рассказать о них своим одноклассникам. На этом конкурсе они представляют свои рисунки, поделки, литературный опыт на основе прочитанных произведений.

Творчество способно вовлечь детей в мир литературных героев и сделать их Читателями,  истинными книголюбами. Такие конкурсы стимулируют творчество младших школьников, прививают устойчивый интерес к самостоятельному, вдумчивому чтению.

Большие возможности дает и внеклассная работа, участие детей в предметных кружках: «Кукольный театр », «Юный артист», «Художественное слово», «Юный краевед», где дети с большой охотой инсценируют, сочиняют собственные произведения, готовят костюмы для своих персонажей, изучают историю и культуру родного края, встречаются с интересными людьми

В развитии читательских интересов учащихся огромную роль играет школьная библиотека. Поэтому учитель начальных классов в этом направлении своей деятельности должен работать в тесном содружестве с библиотекарем.

Помочь ребенку осознать необходимость книги в жизни человека, пробудить у него желание к чтению лучших книг – задача взрослых (будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель), задача всех, кто верит в силу художественного слова и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России.