Урок русского языка в 4-м классе по УМК "Гармония" по теме "Решение орфографических задач в личных окончаниях глаголов"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формирование умения правильно решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов;
  • развивать орфографическую зоркость в определении орфограммы в окончаниях глаголов;
  • воспитывать бережное отношение к природе, о разумном отношении к первым цветам, появляющимся весной, внимательном отношении к окружающим.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедиа-проектор, карточки для парной работы, музыкальный центр.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Минута гармонии.

Я – здоровый, я – красивый,
Я – весёлый, я – счастливый,
Много у меня друзей,
В моей жизни всё окей!

2. Массаж активный точек ладоней и пальцев рук с помощью гимнастического массажного мяча.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.Самоопределение к деятельности.

Проверка домашнего задания.

Учебник, упр. 431
- Прочитайте глаголы, называя спряжение.
- Вспомним, как мы умеем определять спряжение глагола. (Дети отвечают)

На экране высвечивается первый слайд «Чтобы определить спряжение…» (параллельно с ответами детей)

- Для чего нам нужно узнавать спряжение глагола? (Для того чтобы правильно выбрать безударного гласного в личных окончаниях глагола)
- Какую задачу продолжим  решать на уроке? (Будем учиться решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов)

На экране высвечивается второй слайд с названием темы: «Учимся решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов»

- Прочитайте слова, записанные на доске. Согласны ли вы с их написанием?

Природа, весна, оживаишь, расцветаим, подснежники

- На какую орфограмму допущены ошибки? Исправьте. Докажите свою точку зрения.
- Составьте из слов, записанных на доске 2 предложения. (Природа весной оживает. Расцветают подснежники)
- Запишите предложения. Укажите признаки глагола, как части речи (время, лицо, число, спряжение). (Под диктовку детей)

- Первые подснежники – подарок весны. Они занесены в Красную книгу растений и животных России. Сохраните их.

На экране высвечивается третий слайд с текстом стихотворения, которое читает подготовленный ученик.

Всю жизнь цветы не оставляют нас.
Прелестные наследники природы –
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо заходят,
Они нам продлевают время встреч,
Откладывают время расставанья.
Мы души и сердца должны беречь
От хищных рук, от зла, от прозябанья.

- Как вы понимаете строки этого стихотворения. (Цветы радуют глаз. Люди дарят цветы, купленные в магазине или выращенные у себя в саду. Нельзя срывать цветы, подаренные нам природой, тем более, занесённые в Красную книгу. Можно только любоваться ими)

III. Локализация затруднений.

На экране высвечивается четвёртый слайд с заданием.

- Попробуйте предположить какого спряжения первый глагол. (Он оканчивается на –ить, не исключение, значит, второго и т. д.

  • заметить
  • видеть
  • шуметь
  • жить
  • глядеть

 

(Дети определяют спряжение глаголов, записывают рассуждения на доске  коротко, например: + - 2 спр. заметить)

- Давайтепроверим, правильно ли вы рассуждали. Для этого образуйте формы 2-го лица ед. числа, 3-го лица мн. числа. Что получилось? (Первый глагол – второго спряжения, предположения подтвердились; второй – тоже. А вот в остальных глаголах предположения не подтвердились.)
- А почему? (Потому что мы определяли спряжение только по неопр. форме. Сначала надо поставить глагол в личную форму, убедиться, что окончание безударное. Если окончание ударное, то спряжение определяем по окончанию)

На экране высвечивается пятый слайд.

Не забывай!
При безударных личных окончаниях спряжение узнают по неопределённой форме;
при ударных – по самим окончаниям.

IV. Физминутка «Песенка – чудесенка».

V. Самостоятельная работа по карточкам в парах с проверкой по эталону.

На экране высвечивается шестой слайд.

Проверьте записи, которые сделал Майкл, и исправь ошибки. (Дети выполняют работу в парах на карточках)

Весна! Её встречаишь с большой радостью. Солнце пригреваит сильнее. Весело поблескиваит по утрам искрящийся снег. А днём он постепенно оседаит. Скрыш бежит копель, превращаясь ночю в красивые лидяные сосульки.

- Сколько ошибок нашли. Давайте проверим текст на экране.
- Какую орфограмму чаще всего решали, выполняя это задание? (Безударные гласные в личных окончаниях глаголов)

- Как узнавали буквы в безударных личных окончаниях глаголов? (Действовали по алгоритму. Дети рассказывают алгоритм решения орфографической задачи в личных окончаниях глаголов, параллельно на экране)

На экране высвечивается седьмой слайд (название алгоритма)

Алгоритм решения орфографической задачи в личных окончаниях глаголов.

  1. Услышать безударный гласный в окончании глагола, определить время.
  2. Поставить глагол в неопределённую форму.
  3. Определить, оканчивается на – ить?
  4. Выяснить, исключение ли это?
  5. Определить спряжение.
  6. Поставить в нужное лицо и число.
  7. Вставить безударную гласную.

- Откройте задачник. Выполним упражнение 433. (Дети выполняют задание самостоятельно по вариантам, с последующей взаимопроверкой и оцениванием.)
- Кто понял, в чём ошибка?
- Объясните, из-за чего возникли ошибки? Сделайте вывод.

На экране высвечивается восьмой слайд.

К ошибке может привести незнание букв на месте суффиксов в неопределённой форме глагола.

- Значит, необходимо хорошо знать написание словарных глаголов неопределённой формы. Проведём словарную работу.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

На экране высвечивается девятый слайд.

Словарная работа. Прочитайте слова. Запишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.

Ех.ть, обид.ть, слыш.ть, вид.ть, ве.ть, мер.ть, езд.ть, та.ть, се.ть, завис.ть (Дети выполняют самостоятельно, потом проверка на экране. Кто вставил все буквы верно? Самооценивание.)

VII. Рефлексия деятельности.

- Давайте подведём итог.
- Какую ставили на уроке учебную задачу?
- Удалось её решить?
- Каким способом?
- Где можно применить эти знания?
-Спасибо за работу. Вы мне сегодня очень помогли. Я вижу, как засияли наши лица. Значит и вы тоже довольны.

VIII. Домашнее задание.

Учебник, с. 178 выучить правило, упр.438
В книге, которую ты любишь, поищи глаголы в форме настоящего или будущего времени. Выпиши 2 - 3 предложения с такими глаголами. Выдели в них окончания и обозначь спряжение, число и лицо.
Найди и выпиши ещё 1 - 2 предложения – такие, в которых у глаголов окончания родовые; выдели их и укажи форму, в которой каждый глагол употреблён.

IX. Тест.

1. Глаголы…

  • склоняются.
  • спрягаются.

2. У глаголов при спряжении изменяется …

  • окончание.
  • основа.

3. Выберите глагол 2-го лица единственного числа …

  • летит
  • бродишь

4. Лицо глагола определяется …

  • по местоимению.
  • по предлогу.

5. Спрягаются глаголы …

  • прошедшего времени.
  • настоящего и будущего времени.

6. Выберите глагол с родовым окончанием…

  • согревало
  • согревали
  • согревают

7. Выберите глагол с личным окончанием…

  • расцвела
  • расцветут
  • расцвести

На экране высвечивается девятый слайд. ( Дети поздравляют гостей с первым праздником весны 8 марта, читая наизусть строки стихотворения)

Милые женщины, добрые верные!
С новой весной Вас, с каплями первыми!
Мирного неба Вам, солнца лучистого,
Счастья заветного, самого чистого!
Много Вам ласки, тепла, доброты,
Пусть исполняются Ваши мечты!
Цветите улыбками, милыми, милыми!
До старости будьте такими красивыми!
Пусть будет Вам счастье во всём и везде.
Успехов Вам в Вашем нелёгком труде!

Приложение: презентация