Сценарий литературно-музыкальной композиции "Страницы из школьных сочинений"

Разделы: Классное руководство


Цель мероприятия: создание условий для гражданско-патриотического воспитания школьников через обращение к памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Задачи:

  • воспитание бережного отношения к традициям своей семьи;
  • воспитание патриотизма, интереса и уважения к историческому прошлому своей страны.

Подготовка мероприятия проходила в несколько этапов:

  1. Уроки мужества и классные часы, на которые были приглашены гости – ветераны войны, военные-родственники учеников класса, которые рассказали об основных событиях Великой Отечественной войны, мужестве и героизме русского народа.
  2. Изучение семейного архива: документов, воспоминаний, фотографий, писем с фронта.
  3. Сочинения “Эхо войны”.
  4. Литературно-музыкальная композиция “Страницы из школьных сочинений”.

Зал украшен. На столе стоит свеча и красные гвоздики.

Звучат песни о войне.

На экране кадры презентации “Письма с фронта”.

Под песню “Соловьи” (слова А. Фатьянова, музыка В. Соловьева-Седого) на сцену выходят юноши и девушки в военной форме.

Ведущий:

Сначала ровно тысячу дней,
Потом еще четыреста дней.
А после еще восемнадцать дней
(так подсчитано)
Шла война.
Невозможно было привыкнуть к ней,
Невозможно было не думать о ней,
Благословляла,
Крестила,
Казнила
И миловала она.
“Счет” Р.Рождественский

Ведущая: Более двадцати миллионов жизней унесла война с фашистами. Возможно, что эта цифра значительно больше. Ни одну семью не обошла стороной эта война. В этой великой для нашей Родины войне мы потеряли около двадцати семи миллионов солдат, и о каждом из них есть своя героическая история, о которой мы должны помнить.

1 ученик (из своего сочинения): Все семьи ощутили горе потери близких во время войны. Моя семья не стала исключением. В Великой Отечественной войне участвовало два моих родственника. Один их них мой прадедушка. Он ушёл на фронт в числе первых сорока коммунистов нашего города. Погиб Иван Николаевич во время бомбёжки… - снаряд попал в его машину. С тех пор он числится без вести пропавшим.

Гораздо дольше воевал брат моей бабушки. В возрасте девятнадцати лет в 1941 году Анатолия Филипповича призвали в армию. Он был хорошим стрелком до войны и стал артиллерийским наводчиком, сбивал самолёты. Он участвовал в великих сражениях под Курском и Сталинградом и других битвах. Анатолий Филиппович был два раза контужен в голову, ранен в брюшную полость, два раза попадал в окружение и успешно выходил из него. В окружении солдаты голодали. Они ели варёные кожаные ремни и лошадей, которые возили боеприпасы. Все орудия тащили люди. Из роты в пятнадцать человек в первый раз выжило только трое, а во второй раз вышел из окружения только мой дедушка. Мой дедушка был награждён “Орденом Красной звезды” за большое количество сбитых самолётов и медалью “За отвагу”. Он дошёл до Берлина и умер после окончания войны от тяжёлых ран.

Ведущий:

Черные тени в тумане росли,
Туча на небе темна…
Первый снаряд разорвался вдали –
Так началась война…
Из песни “Грустные ивы” (сл. А.Жарова, муз. М. Блантера)

2 ученик (из своего сочинения): Когда мой прадед отправился на фронт, ему было около двадцати лет. Он воевал под Смоленском. Зима, страшный холод, озябшие руки… Но солдаты стоят до последнего, преодолевая эту боль и холод. В одном из боёв, когда немцы атаковали лагерь, моего прадедушку ранило. Пуля прошла сквозь ногу. После долгих мучений его унесли с поля боя в госпиталь, где сделали операцию. Но время не ждало. Спустя несколько месяцев, он снова вышел на поле боя. Он сбил несколько танков и был удостоен медали “За отвагу”.

Ведущая:

О, детство!
Нет, я в детстве не был,
Я сразу в мужество шагнул,
Я молча ненавидел небо
За черный крест,
За черный гул.
И тем блокадным днем кровавым
Мне желтый ивовый листок
Казался лишь осколком ржавым,
Вонзившимся у самых ног.
“Ленинградская лирика” О. Шестинский

3 ученик (из своего сочинения): Однажды, перебирая семейный архив, я наткнулась на воспоминания дедушки Роберта Сергеевича и старую газетную статью о нём. Ещё раньше я видела его ордена и медали “За победу в Великой Отечественной войне” и “За защиту Ленинграда”. Хотя дедушки уже нет в живых, я листала написанные его рукой страницы.

Первое боевое крещение он прошёл в четырнадцать лет, когда немецкие самолёты бомбили и обстреливали их, ещё школьников, работающих на укреплениях Пулковских высот. Они, как солдаты, не уходили со своих позиций, делали свою работу до конца, всё, что нужно для наших войск. В суровые зимние месяцы 1941-42 года была открыта “дорога жизни” через Ладожское озеро. Дедушку отправили расчищать дорогу, по которой нескончаемым потоком двигались машины.

1941 год. Ленинград в блокаде. Люди умирают от голода прямо на улицах. В это время дедушке, коренному ленинградцу, ещё не исполнилось и 16 лет. Мать умерла ещё в сороковом году. Старший брат ушёл на фронт добровольцем и погиб в первых боях. После известия о гибели брата Роберт уходит на фронт, как и брат добровольцем. Жажда мести и ненависти звали его на поле боя. Дедушка служил в бронетанковых войсках.

Не миновал фашистский свинец дедушки – в 1943 году он получил контузию. Вернувшись из госпиталя, он еще участвовал в освобождении Выборга, прибалтийских республик Латвии и Литвы…

Ведущий:

Грозное, страшное слово
В жизни страшнее её не найти.
Жжёт, убивает, рушит она
Всё на своём пути.

4 ученик (из своего сочинения): Моего дедушку Александра Иосифовича призвали на службу в армию в ноябре 1944 г., когда ему было 18 лет. Он проходил службу в городе Житомире. 1 февраля 1945 г. Его отправили на фронт на озеро Балатон под Будапештом, где шли тяжелые танковые бои. Мой дедушка служил связистом-телефонистом при штабе бригады и обеспечивал телефонную связь с двумя артиллерийскими полками и дивизионом “катюш”. Дедушка воевал под Веной. Под Прагой он узнал об окончании войны. Мой прадед Иосиф Иванович сражался в рядах Красной Армии всю войну. Он был несколько раз ранен и лежал в госпитале. Он был награжден медалью “За отвагу”, медалью “За боевые заслуги” и орденом Отечественной войны.

5 ученик (из своего сочинения): В моей памяти живёт мой прадед Николай. В самом начале войны, когда он сошёл с поезда необученный, без оружия, его определили в пехотные войска. У него не было ни гранат, ни пулемёта, ни автомата, ни пистолета, ни ножа. Пришлось обходиться оружием убитых солдат. Поражения долго ждать не пришлось: после первого боя мой прадед попал в плен, в концлагерь. Там ему досталась очень тяжёлая работа в шахте на ста пятидесяти граммах пареной пшеницы. Работать было трудно: с тела ручьями стекал пот, живот постоянно ныл от голода. Я не знаю, как он вынес четыре года мучительных испытаний, переступая через физическую и душевную боль. Мой прадед прошёл всю войну, дождавшись своего освобождения и Великой Победы над фашисткой Германией.

Ведущая:

А есть слова: шинелей целый ряд,
В литые сапоги они обуты,
Ремни свои затягивают круто,
Махоркою прогорклою дымят…
Вот так дымят: размеренно, на спех,
Но позови – цигарки под каблук
И за тебя - в любой огонь, хоть на смерть,
Оружия не выпустив из рук.
Булат Окуджава

6 ученик (из своего сочинения): Мой прадед Деньгин Иван Васильевич был участником Великой Отечественной войны. Он служил в 3-х войсках: на морском флоте, в танковых войсках и был разведчиком. В танковых войсках он служил вместе с артистом Пуговкиным. Прадед прошёл от границ СССР до Австрии, через Польшу и Чехию. Таким образом, он закончил войну в Австрии. Он был легко контужен и после госпиталя продолжил участия в боях. Это говорит о том, что мой прадедушка был сильным и волевым человеком. К сожалению, в нашей семье не сохранилось писем с фронта, но зато остался котелок. С ним мой прадед прошёл всю войну. Приятно иметь такую вещь, ведь этот котелок спасал солдатов -героев от голода.

Я горжусь своим прадедом. Он настоящий патриот Родины. Проливая кровь, он не думал о своей жизни, он думал о жизни своей страны.

7 ученик (из своего сочинения): Мой прадедушка воевал под Смоленском. Однажды во время затишья русские солдаты решили разбить лагерь. Мой прадедушка сел под берёзу в тень, чтобы побриться. Внезапно начался артобстрел, и одна бомба упала под ту самую берёзу. Об этом рассказал потом друг прадедушки, который видел всё своими глазами. Многие бойцы пали замертво и лежали, как будто жизнь ушла из лагеря. Выжили только те, кто успел спрятаться от обстрела в окопах. Говорят, что от того места с берёзкой осталась только воронка от взрыва…

Ведущий:

На поле боя падают солдаты.
Звезда из жести. Рябь имен и дат.
И синие холодные Карпаты
Заносят снегом кладбища солдат.
Во имя нашей Родины и чести
Четвертый год, как братья и родня,
Бойцы победу добывают вместе.
Не все дойдут до радостного дня.
Те, что погибли, доверяли свято
Победе нашей, что должна прийти,
На поле боя падают солдаты…
Не забывайте павших на пути!
М. Гроссман

8 ученик (из своего сочинения): Их было трое: прадед Михаил Степанович и два его друга, как в песне “Три танкиста, три весёлых друга”. Они защищали Москву. Они выстояли большую битву, в которой Советская Армия несла большие потери. Немцы были всего в двадцати семи километрах от Москвы, битва была в самом разгаре. Танк прадедушки был подбит. Многие из экипажа были ранены. Тяжело ранен был их командир. Вскоре экипаж попал в окружение. Стояла суровая зима, было сложно пробираться через линию фронта, но члены экипажа держались дружно. Тяжело раненого командира тащили на плащ-палатке. Во время выхода из окружения погиб один из товарищей прадедушки. Остальные продолжали пробираться, не оставляя никого из раненых. Было тяжело, но чудом дедушка и другие солдаты добрались до линии фронта. Все были ранены, и всех отправили в полевой госпиталь на лечение. За отвагу и мужество они были представлены к наградам. В 1945 году не далеко от Праги прадедушка потерял ещё одного друга. Мой прадедушка был тяжело ранен, пуля прошла в одном сантиметре от сердца. Он выжил и вспоминает о войне, как о страшном сне.

Ведущая (читает под музыку Моцарта “Реквием”):

“Быть может, этот бой последний,
У безымянной высоты…
Тебе, мой сын и мой наследник,
Посланье это и мечты.
Тебе навечно презентую,
И по-другому не могу!
Любовь к Отечеству святую,
Святую ненависть к врагу.
Мы жили просто, как умели,
Без выкрутасов и затей…
Привыкли видеть в каждом деле
Накал умов – борьбу идей…
Не пресмыкались, не ловчили,
Не обходили стороной…
Открыто жили, как учили, -
Не прячась за чужой спиной…
Работали не славы ради –
“Пахали” так, что пыль столбом
Без помощи заморских дядей,
А собственным своим горбом.
А вот сейчас ведем с фашизмом
Неравный, очень трудный бой,
И ради вашей светлой жизни
Сегодня жертвуем собой…”

Ведущий:

Письмо на этом обрывалось
Написано не до конца…
И это - все, что мне осталось
Навек в наследство от отца.
Вполне проверенное средство,
В него я верю до конца…
Мое бесценное наследство, -
Последнее письмо отца!
“Последнее письмо” А. Курочкин

9 ученик (из своего сочинения): 1942 год – добровольцев набирают в армию. Мальчишка спрашивает отца, когда тот вернётся. Отец говорит, что скоро придёт и целует его в лоб как всегда. Мать плачет и прижимает сына к себе. Михаил ушёл на фронт.

1943 год – деревня Роптовая липка, Волосовского района.

- Фашисты идут! Фашисты идут!

Выстрел в спину.

- Готовь ружьё!

Фашисты совсем рядом…

Тихая деревня, внизу течёт речка…, и бок о бок лежат тела. Тела героев и злодеев. Никто не прошёл, никто не выжил.

А мальчик в свое деревушке всё спрашивал маму:

- Где папа? Скоро придёт?

- Скоро, милый, скоро.

2003 год - деревня Роптовая липка. Братская могила.

Тихий ветер разбрасывает волосы сорокалетнего человека. Он молча смотрит на памятник. Рядом с ним стоит девочка 11 лет и тоже смотрит на могилу.

- Это могила твоего прадеда.

- А кем он был?

- Он был героем. Просто героем.

Мой прадед был героем. Каждый кто был на войне, был героем. И у каждой семьи есть свой герой.

Ведущая:

Пламенем овеян,
В крови горячий весь,
Он крикнул: “За Россию!
Я умираю здесь!”
И блеклые травинки
Склонились ниц к бойцу.
И алые кровинки стекали по лицу…

В исполнении учеников звучит песня “Москвичи” (сл. Е. Винокурова, муз. А. Эшпая).

Презентация.