Конкурсная программа для старшеклассников "Дорога в будущее"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Способствовать социальной адаптации детей и интеграции в социальную среду.
  • Закреплять знания о документах, необходимых в повседневной жизни.
  • Прививать навыки подбора работы согласно возможностям и потребностям соискателя.
  • Активизировать знания детей о своих правах и обязанностях.
  • Отрабатывать навыки групповой работы, развивать чувство солидарности и здорового соперничества.
  • Развивать скорость реакции, познавательную активность.
  • Коррекция социальной сферы на основе отработки коммуникабельных моделей поведении в проблемных ситуациях, развитию мышления, скорости реакции, познавательной активности, коммуникативных способностей учащихся.

Словарная работа: «Работодатель, проблемы, расходы, паспортный стол, юридическая консультация, суд, милиция, таможня, банк, дефицит, инфляция, миграционная служба, грабеж, преступление, уголовная ответственность».

Оборудование: Компьютер, слайдер, мультимедийная доска, диски с записями фонограммы частушек и мультимедийного сопровождения: слайды «Детство», названия раундов, 2 телефона.

Заготовки: Иллюстрации о профессиях, афоризмы о здоровом образе жизни, бережливости, семье, алкоголизме, лени, 2 коллажа «Моя семья».

Вывески: «Дорога в будущее», «Новое поколение», «Дискавери», «Жюри».

Раздаточный материал: Ручки, карточки с названиями основных документов, карточки с названиями продуктов и овощей, таблицы с заданиями.

Ход мероприятия

Вводная часть:

Мультимедийное сопровождение: показ слайдов о жизни детей в детском доме в сопровождении песни Сергея Шатунова «Детство».

Ведущий: Дети, до конца учебного года осталось немного. Давайте мысленно перенесемся в будущее и помечтаем. Представьте себе, что прозвенел последний звонок, окончена школа.

Чтец 1:

Нам больше не сидеть за партой узенькой,
Поэтому чуть-чуть мы опечалены.
Звонок последний нам остался музыкой.
И все слова последние, прощальные.
Мы будем помнить первые экзамены,
Все то, о чем с тобой мечтали – сбудется!
Лишь детства мы вернуть не можем заново.
Как первый вальс оно не позабудется.

Чтец 2:

Вдаль от школьного порога наша стелется дорога.
А маршрут и сложный и стремительный.
Мы увидим и узнаем, что событий в мире много
Просто удивительных.
Ожидает всех удача и не может быть иначе.
Знаний набрались мы предостаточно!

Ведущий: Сегодня ваши сердца переполнены волнением перед будущим, перед новой жизнью. Поверьте, так было всегда, и много лет назад.

Когда тебе всего 16
Расставшись с ученической скамьей,
Порой бывает трудно разобраться:
Куда идти, дорогою, какой?

Ведущий: В конкурс знатоков «Дорога в будущее», который мы проводим сегодня, вы будете выполнять задания и отвечать на различные вопросы, связанные с реальными жизненными ситуациями. Мы надеемся, что это подготовит вас и поможет, когда вы окажитесь один на один со взрослой жизнью.

Ведущий: Представляю вашему вниманию уважаемое жюри.

Каждый конкурс оценивается по 5-ти бальной системе.

Ведущий: Познакомьтесь с нашими участниками.

  • Команда: «Дискавери»
  • Команда: «Новое поколение»

Капитаны команд: ...

Начинаем наш конкурс с небольшой разминки:

Вопросы:

  1. Какой государственный отдел занимается оформлением документов, удостоверяющих личность? (Паспортный стол)
  2. Какой орган устанавливает правоту той или иной стороны и определяет наказание нарушителям закона?(Суд)
  3. Учреждение,где работает консультант по практическим вопросам права, защитник интересов клиентов в судебных и тому подобных инстанциях?(Юридическая консультация)
  4. Правоохранительный орган, основными задачами которого является поддержание порядка внутри страны, охрана общественной безопасности, а также борьба с преступностью? (Милиция)
  5. Государственный орган, производящий досмотр на границе? (Таможня)
  6. Финансовое учреждение? (Банк)
  7. Превышение расходов над доходами? (Дефицит)
  8. Перенасыщение сферы обращения бумажными деньгами? (Инфляция)
  9. Денежная единица США? (Доллар)
  10. Денежная единица Германии? (Марка)

1 раунд

Ведущий: Объявляю 1 раунд. «Будешь трудиться, будет у тебя и хлеб и молоко водиться» – гласит русская народная пословица. (В это время детям показывают заставку и кадры экскурсий в службу занятости и ПТУ.)

– В мире насчитывается более 40 тысяч разнообразных профессий. Найти работу- это тоже работа. Решение проблемы трудоустройства зависит от ваших знаний, умений, смелости, настойчивости и воспитанности. Помни, во взрослой жизни человек может оказаться безработным. Для многих людей это тот случай, когда можно найти лучшую работу.

Ведущий:

  • Задание 1 команде «Дискавери». Выберите все необходимые документы для устройства на работу. ( На столах разложены карточки с названиями документов: паспорт, трудовая книжка, аттестат, диплом, страховой медицинский полис, пенсионное удостоверение, СНИЛС, ИНН, санитарная книжка, библия, военный билет, водительское удостоверение.Дети выбирают нужные карточки и вывешивают на магнитной доске и называют).

  • Задание2 команде «Новое поколение». Подумайте и ответьте, где можно найти работу?(По объявлению в газетах «Франт», «Из рук в руки», «Работа», в Интернете, в кадровом агентстве, в службе занятости населения, самостоятельно).

  • Задание3 команде «Новое поколение» предлагаю разыграть разговор по телефону с работодателем с целью договориться о встрече. (Приветствие и представление о себе, какая специальность, где работал, какой опыт работы. Узнать размер заработной платы, социальный пакет, график работы. Договориться о встрече или спросить о разрешении перезвонить, отправить резюме. Благодарность за предоставленную информацию и уделенное время. Прощание).

  • Задание 4 команде «Дискавери» провести встречу с работодателем с целью трудоустройства. (Входя в помещение, следует поздороваться и улыбнуться. Представьтесь собеседнику. Слушать внимательно, давать полные ответы на вопросы. Не перебивая собеседника, говорить ясно по существу. Почему вы выбрали эту работу? Мои знания, специальность, опыт соответствует этой профессии. Почему вы ушли с предыдущей работы? Далеко ездить или фирма закрылась. На какую зарплату вы рассчитываете, как у вас со здоровьем. Ваши навыки, опыт. До этого работал в фирме по этой профессии, с работой справлялся, повысил квалификацию. Если работодатель имеет сомнения о принятии вас на работу из-за вашего возраста, то следует указать на преимущества: вы открыты для обучения и собираетесь работать длительное время оставаться на этой работе и полны сил и энергии. Поблагодарить за внимание и спросить разрешения написать заявление для отдела кадров.)

  • Задание 5 командам предлагаю написать заявление на прием и увольнение на работы. А жюри посмотрит чье заявление подписать. (Каждой команде предлагается написать одно заявление на прием на работу или на увольнение с работы)

2 раунд

Ведущий: Объявляю 2 раунд. «Копейка рубль бережет» (Мультимедийное сопровождение:кадры из экскурсии посещений сбербанка,супермаркета.)

Экономить – это значит рассчитывать, заглядывать в будущее, делать нужные траты и избегать ненужных.

  • Задание 1: обеим командам рассчитать затраты семьи из 2-х человек на месяц из расчета 15000 рублей. ( Командам предлагается таблица расходов, где дети должны распределить всю сумму)

  • Задание 2: обеим командам предлагаем составить рецепт приготовления а) борща, б) рассольника. (Дети составляют рецепты блюд из карточек и собирают их в горшочек).

  • Задание 3 Вам нужно разрешить ситуацию. Ситуация первая для «Дискавери» «Верни брак в магазин». Человек купил обувь, она оказалась бракованной( на следующий день оторвалась подошва).Обувь надо вернуть в магазин. Записать действия:
    Я возьму с собой…
    Пойду в…
    Обращусь к …
    Скажу…

Ситуация вторая для команды «Новое поколение» «Возврат неисправного товара»

Участники игры получают неисправный товар и копии различных документов(кассовый, товарный чеки, гарантийный талон на этот товар и на другие товары, справка о прописке, паспорт, квитанция об оплате электроэнергии и др.) они должны выбрать нужные для возврата данного товара документы и добиться возврата товара в магазин. Какие документы нужны для возврата брака? Как вернуть брак продавцу в магазин?

3 раунд

Ведущий: «Семья – это кристалл общества» – так сказал всемирно известный французский писатель Виктор Гюго. Все люди хотят, чтобы рядом были родные, которые принимали и любили бы их такими, какие они есть. Человек, живущий в семье, чувствует защиту и поддержку близких. Семья – это общество близких людей. Давайте проверим, умеете ли вы выбирать спутника жизни.

  • Задание «Важные показатели при выборе спутника жизни» (Участникам предлагается подумать и отметить в таблице качества, которые они хотели бы видеть в своем будущем супруге. Необходимо пронумеровать в порядке значимости, что является важным в выборе партнера).

Ведущий: Сейчас мы с вами поиграем и отдохнем. Игра называется «Близкий контакт». Участники ходят по кругу с закрытыми глазами и молча, через некоторое время ведущий дает задание: «Протянуть вперед руки и искать себе пару – руки другого человека», затем предупреждает, что через минуту нужно будет расстаться с руками партнера. Участники расстаются и начинают ходить по комнате. Через какое- то время, ведущий просит найти свою пару, находя руки на ощупь. Когда участник убедится, что нашел своего партнера, можно открыть глаза. Какими были руки на ощупь? Что ты почувствовал, когда узнал, что нужно расстаться? Быстро ли ты нашел свою пару? Догадался ли, чьи это руки? Удивился ли, что когда открыл глаза? Сожалел ли, что вам пришлось расстаться по окончании игры, или хотелось побыстрее уйти от контакта? Изменилось ли твое отношение к этому человеку после игры?

Ведущий: Обратите внимание на два коллажа «Моя семья» Это было домашнее задание. Прошу уважаемое жюри ознакомить нас с результатами конкурса на этот момент и оценить домашнее задание.

4 раунд

Ведущий: Объявляю 4 раунд.

– Во всем мире разработаны нормы и правила, которые являются законами для всех людей. Древнеримскийский философ Цицерон сказал: «Мы должны быть рабами закона, чтобы стать свободными».

Задание 1

Ситуация 1.

Подросток, опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток огрызается: «Ну. Подумаешь. Все равно ничего не будет!» Вопрос. Прав ли он?

Ответ. Ст.135 КЗОТ гласит, что за нарушение трудовой дисциплины администрация применяет следующие взыскания:

  1. замечание,
  2. выговор,
  3. строгий выговор,
  4. увольнение.

Ситуация 2.

На улице 16-ти летние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Ответ. Да. Это расценивается как мелкое хулиганство(ст.158).Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и др. действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан, – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ПДН.

Задание 2: Каждой команде предлагаю по две карточки с вопросами, на которые нужно ответить:

  1. Тебя обокрали, куда пойдешь? (Милицию)
  2. Милиционер применил силу. Куда пойдешь? (Прокуратура)
  3. Тебя незаконно уволили? Куда пойдешь? (Суд)
  4. Ты потерял паспорт? Куда пойдешь? (Миграционная служба)

Задание 3 Конкурс капитанов. За каждый правильный ответ – один балл.

Вопросы

  1. Что такое кража? (Это тайное хищение чужого имущества).
  2. Что такое грабеж? (Это открытое хищение чужого имущества).
  3. С какого возраста наступает уголовная ответственность? (Уголовная ответственность наступает с 16-ти лет, за тяжкие преступления- с 14 лет.)
  4. Что такое преступление? (Это грубое нарушение закона.Все возможные преступления собраны в УК РФ).
  5. Человек пришел на работу в нетрезвом виде. Что ему грозит? (Выговор, увольнение).
  6. Ты прогулял рабочий день без уважительной причины. Что тебе грозит?

5 раунд

Ведущий: Объявляю 5 раунд.

Русская пословица гласит « У страха глаза велики». Бывают случаи, когда человеку становится очень плохо. И дело тут не в болезнях. Ему кажется, что он остался один в целом мире. Самое страшное, когда человек увидит решение всех своих проблем в алкоголе и наркотиках, не подозревая, что проваливается в еще более глубокую яму несчастья. Какие же действия вы предпримите в такой момент. Что поможет вам избавиться от затянувшихся переживаний?

Задание командам заполнить таблицу «У тебя проблемы, как их решить»

Ведущий: Слово предоставляется председателю жюри для подведения итогов конкурса и награждения.