Классный час на тему "Роль семьи в развитии личности ребенка"

Разделы: Внеклассная работа


Целью классного часа является изучение влияния семьи на воспитание и развитие ребенка.

План.

  • Описание структуры основных компонентов семьи: характеристики семьи, функций семьи и видов семьи.
  • Большая психологическая игра, включающая в себя психолого-педагогические ситуации, тренинговые упражнения и проективную методику.

Содержание классного часа

Вступительная часть

Слово "Семья" восходит к корню "сем", имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Слово "семья" восходит также к числу "семь" и местоимению "я", что связано со средним числом детей в семье во времена образования этого слова. Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово "фамилия", которое в русском языке в первую очередь обозначает "общее имя для членов семьи"

Семья, основанная на браке или кровном родстве - малая социальная группа, члены которой связаны общностью бытия, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Человек неразрывно связан с общностью других людей. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизнедеятельности, формируют его духовный мир. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семье - первому коллективу, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. В семье ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулирует поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и поучения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.

Ведущим компонентом воспитательного потенциала семьи являются внутрисемейные отношения, поскольку семья как определённая социальная общность выступает, прежде всего как конкретная система связи и взаимодействия между её членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. Естественную основу семьи составляют брачные и родственные связи, которые в определённом смысле являются первичными.

Первый этап на этом этапе студенты раскрывают суть основных компонентов семьи.

  • Первое задание: нарисовать дерево, олицетворяющее семью, и написать небольшой рассказ о своей семье.
  • Второе задание: с помощью рисунка показать функции семьи:
    • Воспитательную функцию;
    • Хозяйственно-бытовую функцию;
    • Эмоциональную функцию;
    • Функцию духовного общения;
    • Функцию первичного социального контроля.

Виды семей были представлены в виде рисунков, к которым прилагался небольшой рассказ.

Семьи делятся на:

  • Нуклеарные;
  • Расширенные;
  • Полные;
  • Функциональные;
  • Малые;

Патриархальные.

После выступления студентов был подведен небольшой итог.

Формирование личности ребёнка происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в семье (семейных отношений, структуры и численности семьи, примера родителей и т.д.), так и под воздействием целенаправленного воспитания со стороны взрослых. Воспитание активизирует процесс освоения ребёнком общественно необходимых нормативов поведения, оказывает серьёзное влияние на его способность к восприятию воздействий окружающей среды, стимулирует усвоение положительного примера.

Второй этап включает разделение группы на три условных мини-семьи.

Первое задание: определение всех членов "семьи" и распределение ролевых обязанностей (они указаны на карточках), сочинение небольшого рассказа о своей "семье".

После представления рассказов проводится анализ исполнения данного задания.

Студенты рассказывают о своих впечатлениях, ощущениях и испытанных трудностях.

Второе задание: составление замка для своей "семьи" (замок составляется из соломинок, при создании замка нельзя разговаривать, общение необходимо производить только с помощью жестов и мимики). Это тренинговое упражнение позволяет раскрыть человеку свой внутренний потенциал, повысить уровень взаимопонимания в данной "семье", выразить эмоциональное состояние.

После составления замка студенты делятся своими впечатлениями и испытанными эмоциями.

Третье задание: психолого-педагогические ситуации, направленные на проявление элементов воспитания в семье (каждая семья должна разыграть данные ситуации, описать причины и дать рекомендации).

Четвёртое задание: нарисовать рисунок "идеальной семьи". Данное задание выполняется красками с использованием пальцев рук, без кисточек. Это задание позволяет передать испытанные студентом чувства.

После выполнения заданий подводится итог:

- какие чувства студенты испытали во время классного часа;

- изменилось ли их внутреннее состояние за это время;

- что нового почерпнули для себя из нашего взаимодействия.