Урок-заседание в 5-м классе на тему "В гостях у словарей"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • расширение знаний о словарях русского языка;
  • формирование умения работать с книгой-словарём;
  • повторение и закрепление знаний учащихся по теме "Лексика";
  • привитие интереса к слову, воспитание культуры речи.

Оборудование: различные словари, карточки с заданиями, выставка словарей.

Эпиграф к уроку:

"Словарь-это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные". (Анатоль Франс, французский писатель конца 19 - начала 20 века.)

Словарная работа: словарь, правда, синонимы, антонимы, этимология.

Ход урока

(Слайд "В гостях у словарей")

1. Вступительное слово учителя:

- Ребята, сегодня у нас урок необычный. Сегодня у нас урок-заседание. А проведём мы его в гостях у словарей. Сегодня мы обсудим очень интересные вопросы и примем необычные решения. Итак, начнём.

2. Беседа с классом.

Учитель, держа в руках яблоко:

- Ребята, что вы видите у меня в руках? (Яблоко.)

Учитель, показывая одну сторону яблока:

- Какое оно? (Красное, грушевидное.)

Учитель, показывая другую сторону яблока:

- А с этой стороны яблоко какое? (Жёлтое, с пятнышками.)

- Одно яблоко, а какое разное по цвету, форме. То же происходит и со словом. На одно слово можно посмотреть с разных сторон. Вот, например, слово "берёза".

(Слово написано на доске или демонстрируется на экране.)

- Что вы можете о нём сказать? ( Если дети затруднятся ответить, спроектирую учебный диалог:

- Что оно обозначает? (Дерево.)

- Ещё что об этом слове можно сказать? Какая это часть речи? (Существительное)

- Назовите его морфологические признаки. (Это существительное женского рода, первого склонения, неодушевлённое и т.д.)

- Можем мы узнать его морфемный состав? (Можем: состоит из корня берёз- и окончания -а.)

- А где можно узнать о слове? (В словарях.)

- Вот что сказал о словарях французский писатель Анатоль Франс (обращаясь к эпиграфу урока): "Словарь- это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные". (Слайд)

И цель нашего урока - заглянуть в этот мир слов, больше узнать о словарях русского языка, поучиться пользоваться ими, понять важность словарей в жизни человека.

3. Словарная работа

- А как вы, ребята, понимаете значение слова "словарь"? (Возможны ответы детей). Давайте заглянем в "Школьный толковый словарь" и уточним значение этого слова.

(Ребята открывают школьный толковый словарь и находят словарную статью о слове "словарь". На столе по одному словарю.)

-Маша, прочитай статью о слове "словарь".

(Ученица читает статью.)

Словарь - сборник слов в алфавитном порядке с пояснением, толкованием или переводом на другой язык; совокупность всех слов данного языка, а также слов, употребляемых каким-нибудь писателем. Например, поэтический словарь Пушкина. (Слайд)

- Сколько значений имеет слово "словарь"? (Слово "словарь" имеет два значения.)

- Как называются слова с несколькими лексическими значениями? (Слова с несколькими лексическими значениями называются многозначными.)

- В каком значении, первом или втором, нас будет интересовать сегодня слово "словарь"?

(В первом значении.)

- Существует множество словарей. На экране вы видите названия некоторых из них, а сколько словарей на нашей выставке, посмотрите! Одни помогают правильно писать слова, другие рассказывают об истории слова, и все они расширяют ваш кругозор, приобщают к культуре.

- Скоро в стране Лексике состоится съезд самых красивых, самых лучших слов. На этот съезд мы с вами должны послать делегата от русского языка - самое достойное слово, на котором "мир стоит", которое "сверкает ярче солнца", "в огне не горит, в воде не тонет", "с ложью не дружит", "всегда с хорошими людьми живёт".

- Как вы думаете, что это за слово? (Это слово "правда".)

- Чтобы убедиться, что слово "правда" - слово достойное, я и решила отправиться вместе с вами в гости к словарям, которые должны рассказать нам всё, что они знают о слове "правда".

4. Выступления учащихся.

- Первому мы предоставим слово Толковому словарю русского языка.

(Перед "выступлением Толкового языка"):

- Ребята, как вы думаете, а почему он так называется - толковый? (Толковый словарь даёт толкование слов, растолковывает, объясняет значение слов.)

От имени толкового словаря выступит Дима Вейнберг.

(Выступление уч-ся) (Слайд)

Правда - слово многозначное. Каковы же его основные значения?

1. То, что соответствует действительности, истина. Н., правду говорит.

2. То, что исполнено истины; правдивость. Н., люблю тебя за правду.

3. Справедливость, порядок, основанный на справедливости. Н., нам правду не найти.

4. Употребляется в значении наречия "верно, справедливо, в самом деле".

5. В значении вводного слова: "действительно, в самом деле".

6. В значении уступительного союза ХОТЯ.

- Спасибо за выступление.

- А сейчас перед вами выступит Настя Иванова, которая познакомит нас с автором толкового словаря живого великорусского языка.

(Выступление уч-ся) (Слайд)

Моему автору, Владимиру Ивановичу Далю, в 2007 году исполнилось бы 206 лет.

В.И.Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. Морской офицер, врач, писатель, он исколесил русскую землю вдоль и поперёк. Прожил 71 год. Из них 50 лет отдал изучению родного языка. Собирание слов - главное дело его жизни. В своём словаре Даль объяснил более двухсот тысяч слов.

Кроме толкования значения слов словарь Даля включает тридцать тысяч пословиц. Среди них есть огромное количество пословиц и со словом "правда".

- У вас, ребята, было домашнее задание: провести поисковую работу: найти в словаре Даля пословицы со словом "правда". Я предоставляю слово вам.

(Выступления ребят, которые зачитывают пословицы со словом "правда".)

- Русская пословица гласит: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты". О друзьях слова "правда" нам поведает Словарь синонимов.

- Ребята, вспомните сначала, какие слова называются синонимами?

(Слайд)

(Синонимы - это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.)

- А теперь слово представителю словаря синонимов.

(Выступление уч-ся) (Слайд)

Синонимом слова "правда" является слово "истина". Но синонимы являются синонимами только до тех пор, пока они находятся в словаре. "В контексте живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором было бы всё равно, как сказать: КОНЬ или ЛОШАДЬ, РЕБЁНОК или ДИТЯ, ДОРОГА или ПУТЬ" (Т.Г.Винокур). То же самое можно сказать и о словах "правда" и "истина". Вот послушайте, что об этом пишет Михаил Пришвин: "Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется. Правды надо держаться, истину надо искать".

- Итак, синонимом слова "правда" является :какое слово? (Истина.) Слова "правда" и "истина" близкие по значению. Выходит, они друзья.

- А как называются слова, противоположные по лексическому значению? (Слова с противоположным лексическим значением называются антонимами.)

- А вы узнали, какие слова являются антонимами слова "правда"? (Слайд)

(Антонимы слова "правда": ЛОЖЬ, НЕПРАВДА, ОБМАН, ВРАНЬЁ (в разговорной речи), КРИВДА (в народно-поэтической речи).

- Вот они, антонимы слова "правда" (в это время на экране слайд с антонимами "правды".)

- На антонимах построены многие пословицы. Вот некоторые из них:

(Слайд)

"Лучше горькая правда, чем утешительная ложь". "Маленькая правда победит большую неправду". "Правда с обманом рука об руку не ходят".

- Как вы понимаете пословицу "Лучше горькая правда, чем утешительная ложь"? (Ребята толкуют эту пословицу.)

-Слово, как и всё живое на земле, рождается на свет. О том, где, когда и как появилось слово, рассказывает специальная наука - этимология.

(Выступление ученика) (Слайд)

Этимология - это наука о происхождении слова, его первоначальном значении. Слово "правда" общеславянское по происхождению, образовано от слова "правый" (истинный) с помощью суффикса -вд-. Слово "правый", в свою очередь, образовано с помощью суффикса -в- от исчезнувшего в качестве самостоятельного слова "пра". Первичное значение этого слова было "такой, какой должен быть".

Оказывается, что в далёком прошлом слово "правда" состояло в близком родстве с такими словами, как СПРАВЕДЛИВЫЙ, ПРАВЕДНИК, ОПРАВДАТЬ, ПРАВИЛО, ИСПРАВИТЬ.

- О происхождении слов мы узнаем тоже из словаря - этимологического словаря.

- А почему молчит Орфографический словарь?

(Выступление ученика)

- Перефразировав народную пословицу "Правдивое слово не требует поручителя", скажу: "Слово "правда" не требует справки в орфографическом словаре": оно пишется так, как слышится. А вот многие родственники (однокоренные слова) слова "правда" содержат в своём составе орфограммы. На экране написаны такие слова. В них пропущены орфограммы. Вспомните написание этих слов, объясните их правописание.

Пр:вдивый, опр:вдать, пр:вдолюб, спр:ведливый.

- А что нам рассказал бы о слове "правдолюб" толковый словарь?

- Кто ещё хочет выступить? Тогда слова прошу я. Я расскажу вам ещё об одном словаре, а о каком, вы ответите, послушав мою историю: (Слайд)

"Я встала ни свет, ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчалась к речке. От холодной воды у меня по спине побежали мурашки, но я с грехом пополам умылась и отправилась на кухню. Ароматные запахи вызвали у меня волчий аппетит. И у меня потекли слюнки".

- Чем интересен этот текст? Каких выражений в нём много? (В тексте много фразеологизмов.)

- Назовите фразеологизмы, употреблённые в этом тексте. (Слайд)

- А как вы думаете, существуют ли фразеологизмы с таким достойным словом, как "правда"? Оказывается, существуют. Их немного, но они есть: "Верой и правдой служить"; "всеми правдами и неправдам"; "смотреть правде в глаза"

- Можете дать толкование фразеологизму "Верой и правдой служить"? (служить преданно и честно).

- В гостях у всех словарей побывать сразу невозможно. Но я надеюсь, вы поняли, что о любом слове (о его происхождении, значении, строении, правописании и т.д.) мы можем узнать : где? (В словарях).

- Мы узнали почти всё о слове "правда". Как вы думаете, слово "правда" - это достойное слово? Можем мы его послать на съезд самых лучших слов? Я предлагаю послать это слово на съезд Слов как самое достойное. Если вы со мной согласны, поднимите руки. И ещё одно предложение: как можно чаще приглашать на уроки русского языка словари русского языка. Кто согласен с этим предложением, поднимите руки.

5. Игры.

- Ребята, вы потрудились хорошо. Не хотите поиграть? Но, играя, вы будете выполнять различные задания. Итак, калейдоскоп игр!

1). "Справочное бюро". (Слайд)

1) Выберите слово, соответствующее лексическому значению:

- "публичный спор на общественные, научные или литературные и другие темы".

Варианты ответов:

*диалог

*дискуссия

*диспут

2). "Эстафета". Кто правильнее и быстрее вставит пропущенные орфограммы?

Атм:осфера, б:агряный, бахр:ома, гал:ерея, г:ениальный. (Слайд)

3). "Следствие ведут знатоки". Задание №1. Найдите и выпишите из текста антонимы. (Слайд)

Бывает он и в холод,
Бывает он и в зной,
Бывает он и добрый,
Бывает он и злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять: (Ветер.)

Задание №2. Найдите и подчеркните в тексте фразеологизмы. (Слайд)

Глеб у доски повесил нос,
Краснеет до корней волос,
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?

4). "Диктор". Расставьте ударения, произнесите правильно. (Слайд)

*Алфавит

*Баловать

*Досуг

*Договор

*Звонит

*Творог

5). "Четвёртое лишнее". (Слайд)

1) Правда - истина

2) Пища - еда

3) Тихо - громко

4) Лес - бор.

6. Подведение итогов.

-Подошло к концу наше заседание. С каким словом мы сегодня познакомились очень близко, много о нём узнали, рассмотрели его, как яблоко, со всех сторон? Какие словари к нам пришли на помощь? Для чего нужны словари?

7. Домашнее задание: (Слайд)

побудьте и вы в роли автора словаря, составьте словарь из 15-20 слов на одну из тем: например, "Словарь добрых слов", "Словарь вежливых слов"; "Лесной словарь", "Спортивный словарь".

Приложение.