Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Речь человека – показатель его интеллекта и культуры. Психолог Н.И. Жинкин считает, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше осваивается язык, тем легче и полнее усваиваются знания. Чем речь точнее и образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества.

Развитие речи считается одним из важнейших направлений в работе воспитателя, так как обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка.

Речь не возникает сама по себе. Она является составной частью общения, которое сочетается с какой – то другой деятельностью: практической, игровой, познавательной, творческой, поэтому необходимо позаботиться о создании определенной ситуации общения, о возникновении у детей потребности вступить в нее, о появлении у них мотива речи.

В работе с детьми целесообразно использовать следующие типы речевых ситуаций:

1. Ситуации, рассчитанные на появление потребности поделиться с воспитателем своими наблюдениями, впечатлениями, словесными находками.

2. Педагогические ситуации, связанные с необходимостью донести до ребенка знания, научить чему – нибудь.

3. Ситуации, связанные с проведением элементарного поиска.

4. Ситуации, рождающие желание передать видение окружающего, свое восприятие мира.

Развивать речь - значит формировать определенные речевые умения:

  • Умение ориентироваться в ситуации общения, т.е. определять, кому, зачем, о чем буду говорить;
  • Умение планировать высказывание, т.е. осознавать, как буду говорить (кратко или подробно, эмоционально или по-деловому), в какой последовательности излагать мысли;
  • Умение воплощать свой замысел в жизнь, т.е. говорить строго на тему, развивая мысль, используя различные средства выразительности;
  • Умение осуществлять контроль за речью.

Всеми названными умениями дети начинают овладевать в старшем дошкольном возрасте. Для эффективности этой деятельности необходимо пройти несколько этапов.

  • Накопление речевого опыта;
  • Создание устных высказываний по образцу;
  • Самостоятельное выполнение творческих заданий.

Придумывание дает толчок творческому воображению и самостоятельной мысли. Ребенок становится автором, он выбирает содержание рассказа и его форму.

Формулировка темы или задания эмоционально настраивает детей на сочинение рассказа.

Рассказы детей можно оформить в виде книги. Использование ситуаций записывания речи (ребенок диктует рассказ, взрослый записывает) создает условия для активизации сложных синтаксических конструкций, развивает память.

Использование полученных знаний об окружающем мире и передача их с помощью речи подтверждает, что у детей сформировалась готовность к овладению различными видами связной речи в школе, создается основа для успешного овладения в дальнейшем и письменной монологической речью.

Литературное творчество воспитанников подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения МДОУ №6 “Родничок” комбинированного вида на тему: “Мой маленький друг”.

Волнистое чудо

Зовут меня Валерия Кашинская. Скоро мне исполнится семь лет. Дома у меня живут два волнистых попугая. Зовут их Чика и Чик. Я люблю ухаживать за ними: убираю в клетке, кормлю их, наливаю им водичку. А однажды был такой случай. Выпустили мы их из клетки полетать, а они вылетели на балкон. Там так нахулиганили и спрятались на бельевой веревке. Просидели там целый день и ночь. И вернулись в клетку только на следующий день, когда проголодались. Мы были рады их возвращению, ведь они наши любимые питомцы. Папа Сережа даже стихи про них сочинил.

- Вот беда нам с попугаями
Никогда не умолкают,
Много лишнего болтают.
Надо птиц бы научить
Людям “Здравствуй” говорить!

 

Мой кролик

Меня зовут Андрей Лобанов. Летом мне исполнилось шесть лет. У многих детей из моей группы есть любимые питомцы: собачки,

кошки, хомяки, попугаи. А у нас в квартире живет декоративный кролик. Хотя по размерам на фотографии этого не скажешь.

Крольчиха МАША появилась у нас стараниям мамы. Мама по телевизору увидела декоративных кроликов, они были очень забавные. И ей пришла в голову мысль: - “А не завести ли нам это животное?” Эта идея понравилась и папе, и мне. Уже через день у нас появился забавный маленький комочек. Мы дружно решили, что будем называть ее - Маша.

Маша сразу всем понравилась. Она без конца попадала во всякие смешные ситуации. Носилась по комнатам, как будто за ней кто–то гонится. Запрыгивала на диван, покусала провода от телефона, так, что мы не кому не могли позвонить. Но даже эти неприятности не мешали нам ее любить и заботиться о ней.

Сейчас МАША подросла и стала довольно большой крольчихой. Но она не потеряла своего игривого нрава и с ней по–прежнему очень интересно играть. Маша очень пушистая и когда она бегает, по квартире летает много пуха. Очень интересно наблюдать за ней когда она ест, особенно капусту! Мы все очень рады, что в нашей семье живет такое интересное животное, как крольчиха МАША!

Стихи собственного сочинения:

Мы с крольчихой МАШЕЙ
Большущие друзья!
Лежу на диване,
А рядом она.
Побегать, попрыгать,
В футбол поиграть -
Наша крольчиха,
Ну, просто – мастак!
Обедать на кухню -
Идем мы вдвоем:
Я капусту в салате,
Она - кочаном.
Все любят ее и ласкают,
И добродушно МАШУЛЕЮ - называют!

Мой друг Семен

Меня зовут Максим Иванов. Мне уже шесть лет. У нас в квартире живет мой друг – кот Семен. Про него мы с мамой Светой сочинили стихи. Надеемся, что они вам понравятся, как и он сам.

У меня есть кот Семен!
Кот Семен? И как умен!
Папе Андрею и всем гостям,
Лапу для приветствия
Готов подать он сам.
Гости боятся руку ему протянуть,
Вдруг исцарапает, может куснуть?

Кот Семен не обижается,
Ходит рядом и ласкается.
Ласково мурлыкает – мяу - мур,
Говорит, что все “ажур”.

Вот пришла с работы мама Света,
Кот Семен - скорей за ней.
“Мур-мур-мур”:- мне Китикета,
Или рыбки поскорей!

Ловим рыбу в ванной нашей
Но увы – улова нет.
Волны сильно бушевали,
Снизу прибежал сосед.

Любим вместе смотреть телевизор!
“Каникулы в Простоквашино”, “Ну, погоди!”
В прятки под одеялом играем,
В догонялки.
Но попробуй его догони!

На днях - любимую мамину вазу разбили.
Ну и ругали нас!
Но потом все же простили.

Я рисую краской солнце,
Поправляет лапой он.
Я машину, он дорогу.
Я деревья, он кусты.

Дел хватает нам с Семеном.
Кто писал? Писал Максим!

Проказник

Меня зовут Евдокия Степанова. У нас дома есть аквариумные рыбки и недавно подарили котенка. Хотя за это время он здорово подрос. О нем я хочу рассказать в стихах:

Подарили мне котенка
Его Васькой назвала.
Он мяукал очень звонко
Возле ножки у стола.
Я дала ему колбаску-
Он с ней только поиграл.
Потом прыгнул на раскраску,
И листочки разорвал.
Опрокинул банку с краской,
Перепачкав нам палас.
И мордашка словно в маске
Потеряла свой окрас.
То на шторе он повиснет-
“Мяу!” Всем мешает спать,
Со стола колбаску свиснет
И умчится под кровать.
Любит Васька наш растенья,
Обкусал листочки все.
Чтобы мама не ругала,
Отвечать придется мне.
То он спрячется куда-то,
Всей семьею не найдешь.
Удивляется мой папа,
“Где он?” - сразу не поймешь.
Стали мы с котом друзьями,
Нас водой не разольешь.
И стихи я сочинила,
Показать, как он хорош!

Лесная гостья

Меня зовут Алеша Синицкий. Мне уже тоже исполнилось шесть лет. Домашних питомцев у меня дома нет. Но есть друг – это лиса

Бама. Мы познакомились с ней, когда мой папа Саша взял меня с собой на работу. Он работает водителем на белазе на Бауманском руднике. Лиса Бама сразу же подружилась со мной. Дала себя погладить, взяла кусочек колбасы из моих рук, потерлась о мою ногу. Бама даже может служить на задних лапах – это когда очень хочет, чтобы ее угостили чем-то вкусненьким.

Мы с папой наблюдали, как она перепутала опавший листок с мышкой. Ветер гнал серый листок по земле, а она подумала, что это мышка убегает. Она сердито схватила этот листок в зубы и стала быстро, быстро мотать головой и рычать. Папа объяснил, что это она так сердится, что перепутала листок с мышкой. Когда папа не может взять меня с собой на работу, то он привозит мне гостинец от лисы Бамы – бутерброд с маслом, говорит, что это “лисичкин хлеб”. Такой вкусный! Так вот мы и дружим.

С папой Сашей сочинили про нее стихи.

Есть у меня друг – живет в лесу.
А зовут – лисица Бама.
Часто в гостях у нее бываю я,
Но очень жаль, что в гости ей ко мне нельзя.
По понятным нам причинам,
Она в доме не живет.
Ведь лиса – а не домашняя кошка,
На свободе, привыкла в лесу.
И не коврик ей нужен уютный,
Под корягой – большую построить нору.

Рыжий щенок

А меня зовут Валерия Иванова. Недавно у нас в квартире появился новый жилец. Это маленький рыжий щенок. Вместе с ним появились и новые заботы. Он проливал молоко из блюдца, грыз мои игрушки, порвал мамину сумку. Но мы его не ругали, а только грозили пальчиком и говорили: - “Ай, Ай, Ай!” Не делай больше так. Щенок наклонял голову влево – вправо, как будто внимательно слушал и совсем соглашался. Сейчас он немного подрос и так уже не хулиганит. Он любит гонять мяч по квартире, помогает убирать игрушки – приносит их в коробку. По утрам будит, чтобы я не проспала в детский сад, залезает под одеяло и лижет пятки. Вечером встречает нас, весело визжит и виляет хвостиком. Очень любит, когда его причесывают, гладят, чешут за ушком.

У меня даже стихи сами сложились про него:

В доме нашем появился,
Маленький щеночек.
Рыжий хвостик,
Мокрый носик,
До чего ж хороший!
Имя дали ей “Диана”,
Милая девчонка.
Озорная и смешная,
Как на нашем фото!

Пушистая Дашка

Меня зовут Аня Короткова. Мне скоро исполнится шесть лет. У нас дома живет хомяк. Черненький, шустренький, забавный. Мы вместе с папой Кириллом сочинили о нем рассказ. Наш хомка долго переезжал с одного дома в другой пока не попал к нам. А попал к нам случайно, знакомые попросили взять его на время отпуска, да так он у нас и остался. Мы все сразу же его полюбили. Хомка оказался девочкой, и так как у неё не было имени, я решила назвать её Дашей.

Это самый обычный хомяк черного цвета с блестящими большими глазами. Живет она у нас в аквариуме. В аквариум мы поставили ей пластмассовый дом, и колесо для хомяков. Дом Даше понравился сразу, а к колесу она долго привыкала, но сейчас с радостью крутит колесо.

Как и все хомяки, Даша утром спит и просыпается только поздно вечером или ночью, и сразу начинает шуршать бумагой, передвигать свой домик, и конечно же не оставляет попыток выбраться из аквариума. Она забирается на крышу своего дома, и пытается прогрызть фанерную крышку аквариума. И когда понимает, что выбраться, не получиться спускается вниз с крыши дома, и идет крутить колесо.

Дашу мы кормим все по очереди. Она очень любит сыр, орешки, яблоки, морковку, отварную картошку и т.д. А еще у неё есть свой корм специальный для хомяков и витамины.

Мне нравиться, как она набивает свои щеки продуктами и идет выкладывать все свои запасы в домик. Я иногда беру её на руки, и кладу себе на плечо, но Даша не хочет тихо сидеть на моем плече, и постоянно пытается убежать, а она очень быстро бегает.

И еще и стихи написали. Для любимца нечего не жалко. Правда?

В доме шум и суета,
Не до сна нам в пять утра.
Что же делать, как же так,
У меня пропал хомяк!

Вечером, со мною вместе,
Он смотрел "Клуб путешествий".
А когда ушла я спать,
Умудрился убежать.

Дверцу в клетке он открыл
и, набив едою рот,
Он отправился в поход.

Обидчивый Жора

Зовут меня Арина Глимакова. Домашних питомцев у меня нет, но у меня есть друг, попугай ЖОРА, который живет у моей тети Зои.

Когда я прихожу к ней в гости, он просится, чтобы его выпустили из клетки. Он вылетает из клетки и садится мне на плечо, клювом гладит меня по голове. Это он так здоровается. Потом начинает перелетать с предмета на предмет, чтобы я за ним побегала. Он берет корм прямо с ладошки, так щекотно. Любит сидеть на карнизе и чистить свои перья, так чистит, что вниз летит пух и мелкие перья. И еще любит звонить в колокольчик. Подлетит, дернет за веревочку и отлетит подальше, чтобы послушать музыку.

А если налить ему воды полную поилку, то он не столько пьет, сколько разбрызгивает в разные стороны, так смешно. Мама с тетей Зоей часто пьют чай на кухне, а ЖОРА прилетит на кухню, что-нибудь стащит и улетает. А если не удается стащить, то он может ущипнуть или маму или тетю Зою. Грустно с ним расставаться и ему тоже. Сидит в прихожей и смотрит, как я одеваюсь. Когда я ему говорю “До свидания”, он отворачивается и улетает в клетку. Это он обижается. Но я ведь скоро приду в гости, и мы снова будем друзьями.

Пушистый зверек

Давайте знакомиться! Меня зовут Даша Серебрякова. Мне исполнилось недавно 6 лет. В нашей дружной группе почти у всех ребят есть домашние питомцы и у меня тоже. В нашем доме живет маленький пушистый зверек. Мы зовем его просто Хомка. Очень интересно наблюдать, как он кушает и делает запасы. Мы часто выпускаем Хомку из домика погулять по комнате, но потом в его домике можно найти то, что когда-то потерялось. Какой молодец! Как “бюро находок”. Папа Коля помог сочинить стихи про нашего Хомку.

Хомка, Хомка, Хомячок!
Гладкий, мягонький бочок.
Хомка наш уже большой,
Знает Хомка домик свой.
Тут он спит, а тут он ест,
Здесь зарядкой занимается.
Там гуляет до утра,
Утром в домик возращается.
Дружит с мамой, дружит с папой.
А со мной играет в прятки.
Я найду его, а он –
Удирает без оглядки!
Ходит в гости к кукле Маше,
На раскрасках моих спит.
Спит-то, спит, но и храпит.
И во сне усами шевелит.
Любит в тазике поплавать,
Шерстку феном посушить!
У меня сестренки нету,
Будем с Хомкою дружить!