Урок обществознания в 5-х классах "Такие разные люди"

Разделы: История и обществознание


Ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими.
Г. Лессинг

Законную степень народной гордости… должно глубоко отличать от  кичливого самообожания…
Д. И. Менделеев

Наша истинная национальность – человек.
Герберт Уэллс

Тема: Такие разные люди.

Цели:

В результате изучения темы учащиеся должны:

1) Знать:

- проблемы сходства и различия людей на нашей планете;
- значение понятий «дискриминация», «толерантность»;

2) Уметь:

- сравнивать и анализировать;
- работать в группе, строить и обсуждать гипотезы;
- слушать и уважать мнение других.

Задачи:

Обучающая - научить анализировать и сравнивать, а также отрабатывать новые понятия.

Развивающая - развить у учеников представление о многообразии и единстве человеческого сообщества.

Воспитательная - воспитать толерантное отношение к окружающему миру, уважение к другим народам.

Оборудование: цветные квадратики (вырезанные из цветной бумаги), скотч, ватман, маркеры, магниты.

Ход урока

I. Организационный момент (3 минуты)

а) отметить отсутствующих;
б) разделить учащихся на группы;
в) объяснить особенности работы в группе.

II. Изучение нового материала (7 минут)

а) Учитель: Итак, тема нашего урока сегодня «Такие разные люди».

Посмотрите, на доске записаны два высказывания:

«Все люди одинаковы» и «Все люди различны».

Можно ли утверждать, что оба эти высказывания справедливы?

(Заслушиваются ответы учащихся.)

Учитель: Действительно, все люди на Земле одновременно и одинаковые, и разные. С биологической точки зрения у нас много схожих черт (например, устройство организма) и различных (например, разные способности, разная внешность). А, говоря о том, что прививает нам общество людей, тоже можно выделить и одинаковое, и различное. У нас разные привычки, интересы, предпочтения, но есть люди, чьи интересы в какой-либо сфере совпадают (например, они слушают одинаковую музыку). Есть различия в культуре: люди живут в разных странах, принадлежат к разным национальностям. Когда характеризуют признаки наций, говорят даже об особенностях национального характера. Часто можно слышать такие характеристики: литовцы – спокойные и рассудительные, грузины – гордые и гостеприимные, русские – широкие  натуры, немцы – бережливые и расчетливые и т. д.

У каждого народа есть что-то свое - интересное и характерное для него. Мы многого не знаем о других нациях, об их культуре. Нетрудно, оказавшись в другой стране, попасть в глупое положение. Например, часто одни и те же жесты в разных странах имеют разное значение (например, в Болгарии, чтобы выразить согласие, не кивают, а качают головой). Поэтому, нужно не только узнавать друг друга, но и обладать культурой общения, а значит, проявлять уважение, терпимость, отзывчивость к представителям другой национальности. У каждого народа есть люди – добрые, спокойные, открытые, а есть – хитрые, злые, глупые. Поэтому неважно знать, какой он национальности. Важно – какой он человек. (Обратить внимание на эпиграф №3.)

б) Игра «Красные, белые, зеленые» (10 минут)

Шаг 1. Учащиеся 10 человек выходят к доске, поворачиваются к классу спиной. Учитель приклеивает на спину каждому цветной квадратик (по 3 красных, белых, зеленых). Только один человек получает квадрат черного цвета. Никто не должен знать, какой знак отличия он получил.

Шаг 2. В полном молчании, только с помощью мимики и жестов участники должны объединиться в группы по цвету.

Шаг 3. Ответы участников на вопросы:

Что вы чувствовали, когда не знали, как найти своего человека?

Как чувствовал себя тот, кто не смог примкнуть ни к одной из групп?

Ввести понятия «дискриминация», «толерантность».

Дискриминация – ограничение в правах по какому-либо признаку (национальности, цвету кожи, вероисповеданию и т. д.).

Толерантность – терпимость по отношению к другим мнениям, поступкам, верованиям, обычаям, поведению и т. д.

в) Работа в группах

Каждая группа в течение 15 минут должна придумать планету, дать ей название, изобразить людей и показать, что объединяет людей на этой планете. За 1-2 минуты представить проект.

Резерв времени – 3 минуты. (Обсудить эпиграф.)

III. Подведение итогов (1 минута)

Выставление оценок, запись домашнего задания – по усмотрению учителя.