Урок русского языка в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Тип урока: открытие нового знания.

Форма урока: комбинированный урок с элементами медиатехнологии, технологии проблемного обучения.

Формы организации учебной деятельности: коллективная деятельность по решению проблемы, фронтальная работа с последующей проверкой, индивидуальные задания.

Цели и задачи:

Образовательные:

Цели:

  1. Дать понятие о родственных словах.
  2. Научить школьников логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли; сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать вывод.

Задачи:

  1. Создать условия для удовлетворения потребности субъекта в реализации своей познавательной активности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями.
  2. Формировать словесно-логическое мышление учащихся.

Развивающие:

Цели:

  1. Побудить детей к анализу собственной деятельности.
  2. Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу.

Задачи:

  1. Развивать и совершенствовать важнейшие интеллектуальные качества ребёнка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, сообразительность.
  2. Развивать умение контролировать свой результат.

Воспитательные:

Цели:

  1. Воспитывать стремление к успеху в учёбе, умение адекватно оценивать свой труд, уважение друг к другу.

Задачи:

  1. Воспитывать интерес к родному языку, нравственные качества ученика.

Ход урока

1. Организационный этап.

Цели и задачи этапа: Настрой на работу.

– Доброе утро! Выглянуло ясное солнышко. Оно льет на вас свои теплые лучи. Потянулись к солнышку! (руки через стороны вверх, поднимаются на носочки). Вы растете, становитесь добрее, умнее. А теперь мысленно пошлите солнечные лучики маме, папе, нашим гостям. Пожелайте всем любви и добра.

– Молодцы, садитесь.

2. Мотивационный этап.

Цели и задачи этапа: Обеспечение мотивации и организация внимания учащихся.

– Мы начинаем урок русского языка. Каждый урок – это путешествие в мир знаний. Большой ли багаж унесете вы с урока? Это зависит и от меня и от вас, от вас даже больше.

Перед вами незнакомые листы тетради. Как вы на ней напишите, зависит от вашей уверенности в себе.

Спорьте, отстаивайте свою точку зрения, но будьте внимательны и добры к своим товарищам. И тогда этот урок обязательно принесет большую пользу. Мы повторим изученное, узнаем новое.

В путь! За знаниями! У вас все получится!

3. Мобилизующий этап.

Цели и задачи этапа: Обеспечение высокого уровня вовлечённости школьника в учебную деятельность посредством выполнения упражнений на наглядно-действенное мышление, на развитие внимания, памяти, наблюдательности, мелкой моторики.

Оживает природа после зимнего сна:
Солнце ласково греет, наступает… (весна). (Слайд 2)

Упражнение 1 – отработка зрительного восприятия и точности проведения линий в процессе дорисовывания цветка. Выполняется самостоятельно.

Приглашаю на прогулку по весеннему лесу. (Слайд 4)

Сколько света, сколько солнца!
И синеют небеса.
Это в гости к нам приходит
долгожданная весна.
Быстро снег на солнце тает.
Ручейки спешат, бегут.
И подснежник расцветает,
Птицы весело поют!

4. Минутка чистописания.

Просыпается не только природа, но и лесные жители. А вот и один из них:

(Слайд 5)

В густом лесу под ёлками
лежит мешок с иголками.

– Как догадались, что это ёж?

– С какого звука начинается слово иголки?

– Что можете сказать об этом звуке?

– Всю ли букву будем писать на первой строке?

Упражнение 2 – работа по развитию связности движений при написании заглавной буквы И за одно движение без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. На первой строчке отрабатывается наиболее сложный момент написания этой буквы: изменение угла линии, идущей вверх после выполнения закругления. Чтобы предупредить появление ошибочных начертаний, связанных с отсутствием изменения угла идущей вверх линии, нужно специально оговорить с учащимися необходимость изменения угла наклона, попросить их найти точку, в которой происходит это изменение, отметить эту точку цветом. Стоит также еще раз зафиксировать внимание учащихся на параллельности линий внутри отрабатываемого элемента и внутри буквы.

(Слайд 6)

– Пропишите букву И в тетради.

5. Этап формулирования учащимися темы и цели урока.

Цели и задачи этапа: Учить первоклассников логически рассуждать и чётко выражать свои мысли. Учить самостоятельно, формулировать тему и цель урока.Развитие внимания. Создание возможности самостоятельного поиска способов решения задач.

– Но ёж встретился нам не один, а со всей своей роднёй. А кто может быть родственниками ежа?

А могут ли в русском языке быть родственники среди слов? Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами поговорим на уроке? Какова будет наша тема?

(Слайд 7)

6. Решение грамматической задачи

Цели и задачи этапа: Учить детей подбирать однокоренные слова, проводить звуко-буквенный анализ слова. Работать над расширением словарного запаса детей. Развитие фантазии, воображения, мышления, речи.Создание положительно-эмоционального климата и снижение у детей напряжения посредством проведения физкультминутки.

Ежиха даёт нам следующее задание.

Как у наших у ворот
Чудо – дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное. (Слайд 8)

– Какие слова вырастут на этом дереве от корня гриб?

– Как понимаете эти слова?

– Чем похожи эти слова?

– А в каком слове в корне падает ударение на гласную букву? Давайте зажжём маячок. (Слайд 9)

Зажгли маячки в словах. А ежонок предлагает нам проанализировать слово маяк.

Упражнение 3 – отработка умения соотносить звуковой и буквенный состав слов, повторение знаний о звуках русского языка. Выполняется письменно самостоятельно с обязательной последующей фронтальной проверкой. Правильными являются второе и третье утверждения.

Дополнительное задание: придумать еще одно-два правильных утверждения. Такими утверждениями могут быть такие:

  1. второй слог ударный;
  2. есть два звонких согласных звука;
  3. есть буква, обозначающая два звука.

Проверка (Слайд 10)

7. Физкультминутка “Прогулка”.

(Слайд 11)

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим, (Бег на месте)
До лужайки добежим. (Бег продолжается.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки, (Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. (Присели).
Немного отдохнем.
А потом, по тропиночке пойдем. (Ходьба на месте, руки в стороны, вверх, вниз, выдох, за парту сели).

8. Поисково-творческий этап.

Цели и задачи этапа: Повторить правила написания сочетаний жи-ши, ча-ща. Продолжить работу над формированием умения подбирать родственные словаи объяснять их лексическое значение. Развитие орфографической зоркости, речи, мышления, навыков чтения.

– Ребята, а какое правило нам встретилось в словах ежи, ежиха? (Слайд 12)

– Наши ежи предлагают нам следующее задание

Упражнение 4 закрепление правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща. Перед началом письменного самостоятельного выполнения стихотворения читаются вслух.

Дополнительные задания:

  1. ответить на вопрос «Какие правила пришлось вспомнить, чтобы правильно выполнить упражнение?», предложить еще несколько слов, при записи которых нужно будет применять эти правила;
  2. списать в тетрадь одно из стихотворений.

– Почему чайник назвали чайником?

– Найдите родственные слова.

– Выпишите родственные слова (чай, чайный, чайник).

– Почему шиповник назвали шиповником?

– Запишем родственные слова (шипы, шиповник).

(Слайд 13)

Упражнение 5 наблюдение над группами родственных слов. Выполняется фронтально.

После прочтения задания важно предложить учащимся вспомнить, какие слова в русском языке называются родственными. После выслушивания ответов учащихся учитель предлагает открыть учебник на странице 79 (урок 24) и прочитать рубрику «обрати внимание». Во время работы с группами родственных слов нужно давать развернутое толкование каждого слова, дополнительно можно предложить учащимся продолжать каждый ряд, это будет способствовать расширению словарного запаса. После постановки ударения важно просить в каждой из групп называть слова, в которых подчеркнутая часть звучит четко. Дополнительное задание: списать две группы в тетрадь.

(Слайды 14-15)

На лесной полянке
Летом, спозаранку
Собрался лесной народ –
Все водили хоровод.
Перепутались родня.
Не поймут, где, чья семья.
Долго вёлся разговор,
Разгорелся даже спор!
Тут сова на ветку села,
Всем молчать она велела
И сказала: «Я, друзья.
Расскажу, где, чья семья.
Ёж, ежонок и ежиха.
Слон, слонёнок и слониха.
Грач, грачонок и грачиха.
Лис, лисёнок и лисица,
Тигр, тигрёнок и тигрица,
Гусь, гусёнок, гусеница.
Молодец, сова, умна,
Но ошиблась и она.
Догадайтесь же, ребятки.
Чья не встретилась семья?

Определение лишнего слова в рядах родственных слов.

9. Аналитический этап.

Цели и задачи этапа: Побудить детей к анализу собственной деятельности. Обобщение и закрепление полученных знаний. Развитие самооценки при достижении целей.

Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.

– Как вы чувствовали себя на уроке?

– Что было для вас трудно?

– Что сегодня вы бы хотели рассказать родителям?

– Поблагодарите друг друга за хорошую работу.

Самооценка своего труда на уроке.

А теперь каждый из вас оценит свою активность на уроке, свою память. И раскрасит цветок. (Слайд 16)

10. Итог урока.

А моя оценка вашей работы на уроке такого цвета, как это сердечко (Слайд 17).

Спасибо за урок, дети!

Приложение.