Урок-КВН на тему "Кислород. Оксиды. Горение"

Разделы: Химия


Цели урока:

  • Образовательная: повторение и систематизация знаний по теме «Кислород. Оксиды. Горение».
  • Воспитательные:
    умения работать в коллективе;
    стремления к непрерывному совершенствованию знаний.
  • Развивающие:
    развитие умения учащихся обобщать сравнивать изученные факты;
    развитие интереса к химии, как к общечеловеческой культуре.

Оборудование: штатив, спиртовка, держатель, пробирки, пробка с газоотводной трубкой, химический стакан.

Ход урока

На экране 1 слайд. Презентация 1

«Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия» (Я. Берцелиус)

Учитель:

«Дефлогистированный воздух».
Так называли этот газ.
Иначе звали «чистый воздух»,
Легко узнать его сейчас.
Известно, что горят отлично,
В нем сера, фосфор, углерод,
Железо, магний. Энергично
Сгорает также водород.

О каком газе говорится?

Наш урок по теме «Кислород. Оксиды. Горение» будет проходить в форме КВН. Участвуют две команды «Воздух» и «Кислород». Это ученики 8 класса. Участники должны будут пройти несколько этапов, выполнить разные задания. За каждый конкурс жюри выставляет оценки.

Итак, мы начинаем КВН.

Прошу, команды, поприветствуйте друг друга.

1 конкурс. Приветствия команд «Кислород» и «Воздух» (8 б.)

Приветствие команды «Кислород».

1 ученик:

Мы вас приветствуем, соперники друзья.
В торжественный сей день,
День новых начинаний,
Сознаемся мы вам
Приложим все старания,
Чтоб вас сегодня обыграть.

2 ученик:

Кислород нам нужен всегда
Кислород нам нужен везде,
Кислородом дышит
Все живое на земле.

Капитан команды «Кислород»: Мы хотели бы сделать подарок команде соперников. Кислород входит в состав очень многих важных веществ. Мы дарим одно из них это – «Живая вода». Пусть они сделают глоток этого прекрасного вещества, и у них всегда на уроках химии будет ясная голова для получения знаний. Желаем успехов!

Дарят колбу с надписью «Живая вода».

Капитан команды «Воздух» принимает подарок.

Учитель: Далее слушаем приветствие команды соперников.

Приветствие команды «Воздух».

  1. Не математики, не физики,
    И, тем не менее, нужны,
    Мы просто химики-романтики
    И здесь как воздух мы важны

  2. И вот теперь на КВН-е мы,
    Сюда не так легко дойти,
    Дрожат колени от волнения
    Сердца забилися в груди.

  3. Но, тем не менее решительно
    Готовы мы в борьбу вступить
    И будем биться до последнего,
    На том стоял и будет стоять
    Отряд веселых менделят.

Капитан команды «Воздух»:

Вы, конечно, знаете, друзья,
Что на свете жить без воздуха нельзя
Так позвольте в виде сувенира
Подарить вам воздуха глоток.

Дышите на здоровье!

Дарит воздушный шарик с надписью «Чистый воздух» капитану команды «Воздух».

2 конкурс. «Химический диктант». (7 б.)

На экране 2 слайд. Презентация 2

Учитель: Я читаю предложения. Если вы считаете данные утверждения верными для кислорода, ставите О2, если нет, то ставите минус.

3 конкурс. «Восстанови шпаргалку». (4б.)

На экране 3 слайд. Презентация 3

Учитель: Эта шпаргалка найдена много лет назад в дневнике одного нерадивого ученика. Ею часто пользовались не раз и многие записи стерлись. Помогите их восстановить.

За каждое уравнение по 2 балла.

4 конкурс. «Крестики-нолики». (4 б.)

На экране 4 слайд. Презентация 4

Учитель: На уроках вы иногда отвлекаетесь и играете в «Крестики-нолики». Вот и мы поиграем. Вспомним правила игры. На столе у каждой из команд лежат листы с заданиями. Необходимо вычеркнуть выигрышный вариант.

 
Выигрышный вариант для 1-ой таблицы. Выигрышный вариант для 2-ой таблицы.
Составные компоненты воздуха, концентрация которых не изменяется. Составные компоненты воздуха, концентрация которых зависит от конкретных условий

5 конкурс. «Подбери пару». (4 б.)

Учитель: У вас на столах по одной карточке со знаками химических элементов и индексами. Вы показываете их друг другу. Каждый подбирает себе пару, так чтобы формула оказалось правильной. Это делается под музыку.

Карточки. Са, О, С, О2, S, Al2, O2 , Mg, O, N, O3, Fe, O, S, O.

6 конкурс. Конкурс капитанов. (3 б.)

Учитель: Докончить уравнение реакций, назвать условие и признаки химических реакций.

На экране слайд 5. Презентация 5

7 конкурс. «Викторина»

Учитель: Пока готовятся капитаны, среди участников проведем небольшую викторину.

  1. Какой оксид используется для получения газированной воды?
  2. Какую ошибку допустил ученик, сказав «Фосфор при горении соединяется с воздухом»?
  3. Как кислород образуется в природе?
  4. Что называют «гремучим газом»?

8 конкурс. Практические опыты. (5 б.)

«Воздух» «Кислород»
1. Получение О2 из KMnО4. 1. Получение кислорода из Н2О2.
2. Несгораемый платок с объяснениями. 2. Доказательство существования О2 в воздухе.

9 конкурс. «Ты – мне, я – тебе». (4 б.)

Учитель: Команды заранее приготовили вопросы соперникам.

«Воздух» «Кислород»
Кто впервые открыл и изучил кислород? Назовите условия возникновенияи прекращения горения.

10 конкурс. Домашнее задание. (8 б.)

Учитель. Самый интересный конкурс – домашнее задание. Надо было придумать рассказ, сказку, песню или стихи о кислороде.

Домашнее задание команды «Кислород».

Сказка о кислороде.

Дорогие ребята, уважаемые гости сейчас мы расскажем вам сказку. Но не героическую, не бытовую, а ХИМИЧЕСКУЮ, значит в какой то степени и волшебную, потому что химия творит чудеса.
Однажды родился на Земле необыкновенный химический элемен – кислород. стало ему одиноко, и решил он отправиться за три девять земель искать друзей. Шел он, шел и вдруг замер на месте от восторга. Перед ним стоял самый настоящий углерод. Подружились они, и их дружба стала называться углекислым газом.
Отправился кислород дальше искать новых друзей. Вдруг его ослепил серебристо белый свет и он остановился. Конечно же, это был красавец- кальций. Он оказался хорошим другом, и свою дружбу они назвали также красиво – оксид кальция, а по простому негашеная известь.
И вот кислород опять отправился в путь дорожку. Но долго ему идти не пришлось. Навстречу ему водород. Не идет, а прямо-таки летит. Спрашивает его кислород: «Ты куда ?» – «Тебя ищу». – «Зачем я тебе?» – «На гремучее дело хочу тебя подбить. Гремучую смесь сделаем. Ой, что будет!» «Нет, – сказал кислород. Я добрый, я хочу быть полезным»м отправился дальше.
Стало водороду стыдно от этих слов и решил исправиться. Он опять полетел как стрела за кислородом, догнал его и извинился. Кислород простил его и предложил настоящую дружбу. Эта дружба имела огромное значение не только для них, но и для всего живого на Земле. Свою дружбу они назвали водой.
Кислороду понравилось путешествовать по Земле в поисках друзей. И вот новая встреча. С ног до головы серебристо-белый, легкий, ковкий, с высокой электропроводностью стоял перед ним Алюминий. Думали они, думали и наконец придумали, как назвать свою дружбу. Им понравилось название корунд, которое подчеркивало, что они ТВЕРДО решили быть друзьями.
Долго путешествовал кислород, обретая все новых и новых друзей. Там, где появлялся кислород, зарождалась жизнь, новая дружба, и все очень и очень нуждались в нем. А он, неугомонный и бескорыстный, окрыленный, что он всем нужен, летал по всей Земле и дарил всем частичку себя.
И как знать, если бы когда-то, давным-давно, не родился бы на Земле кислород и не решил бы он оправиться в путешествие, может быть, сейчас не было бы и нас с вами. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Учитель: Теперь слово предоставляется команде соперников.

Домашнее задание команды «Воздух». 

Частушки.

Поскорей звони звонок
Мы тебя заждались
Нас по химии урок
Ждет необычайный.

Все оксиды – целый ряд
Выучил я быстро
И решил, что знаю я
Химию на «отлично».

Химию я знать хочу
О кислороде все учу,
Но страшно взрывов я боюсь
И опыт делать не берусь.

Что такое кислород?
Подскажите, где живет?
Он, всегда, везде и всюду,
Без него и жизни нет.

Покажите мне его,
Почему не видно?
Потому что это газ,
И бесцветен он как раз

У меня же – двое много
Ведь не Менделеев я!
Да, я парень из народа,
Но не Менделеев я.
           Раз не видим мы его
Может запах у него?
Вот, Валерка, ты невежа,
Здесь и запаху нет места.

Мы не видим и не слышим,
И не чувствуем его,
Но в природе кислород
Все живое создает.

Он и в воздухе, и в воде
Нашел место и в огне
Роль кислороды на Земле
Впервые понял Лавуазье

Добавляясь к веществам
Окисляет в дважды два
Что такое окисление?
Это тоже, что горение.

Стыд и срам тебе, Валерка
Постеснялся бы жюри.
За тебя нам всем так стыдно
Прогулял уроки, видно!

Эх, на что это похоже?
Что же делать, как мне быть
По своей и божьей воле
Стань разумен и велик!

Учитель: Это последнее испытание на нашем мероприятии. Далее ждем слова жюри.

Подведение итогов всей игры.

Сообщение общего счета.

Учитель подводит общий итог урока.