Урок по математике по теме "Проценты"

Разделы: Математика


Тема урока: Проценты.

Цели урока:

  • решение задач на проценты;
  • развитие элементов логического мышления, творческой  деятельности, речи;
  • воспитание познавательного интереса.

Оборудование: компьютер, калькуляторы, экран, карточки для проведения самостоятельной работы.

Ход урока

Вводное слово учителя

Сегодня у нас необычный урок, урок – «производственное совещание». Ваша задача – решить возникшие в практике сахарного завода задачи, используя изученный материал. Самостоятельная работа в конце урока покажет, умеете ли вы применять полученные знания. Слово предоставляется директору сахарного завода.

Производственное совещание

Директор: Начинаем производственное совещание. Специалисты собрались для того, чтобы оценить ситуацию, сложившуюся на нашем заводе. Год тому назад по решению заводского комитета прибыль в размере 400 млн. рублей была положена в сберегательный банк на срочный вклад под 20% годовых. Какая сумма будет на вкладе в этом году?

Задача 1. В сберегательный банк сроком на один год под 20% годовых положено 400 млн. рублей. Какая сумма будет на вкладе через год? (Приложение 1)

Решение:

20 % = 0,2
400 · 0,2 = 80 млн. (руб.) - прибыль.
400 + 80 = 480 млн. (руб.) - будет через год.

Ответ: 480 млн. рублей.

Директор: Итак, у нас 480 млн. руб. Часть этих денег мы будем использовать на реконструкцию оборудования, часть пойдет на создание новых цехов. Слово предоставляется экономисту.

Экономист: На заводе производится смена оборудования. После того как заменили 51 ед. оборудования, то осталось заменить 83 % оборудования. Сколько единиц оборудования надо еще поставить?

Задача 2. На заводе производится смена оборудования. После того как заменили 51 ед. оборудования, то осталось заменить 83 % оборудования. Сколько единиц оборудования надо еще поставить? (См. Приложение 1)

Решение:

100 % - 83 % = 17 % = 0,17 - оборудования заменили.
51 : 0,17 = 300 ед. оборудования - всего на заводе.
300 - 51 = 249 ед. оборудования - осталось заменить.

Ответ: 249единиц оборудования.

Директор:Слово имеет инженер-статистик.

Инженер–статистик:В результате улучшения организации производства, производительность труда в следующем сезоне можно повысить на 8 %, а рационализаторские предложения позволяют увеличить ее на 12 % ,т. е., производительность труда можно повысить на 7 %.

Задача 3. За прошлый год выработали 49500 т. сахара. Сколько тонн сахара будет выработано в этом году, если производительность труда возрастет на 15 %? (См. Приложение 1)

Решение:

100 + 15 = 115 % = 1,15 - составит выработка на следующий год.
49500 · 1,15 = 56925 (т) - выработают в этом году.

Ответ: 56925 тонн.

Директор: Все это не может вывести производство из надвигающегося кризиса. Нужно создавать новые цеха.

Молодой специалист:Я предлагаю открыть цех по изготовлению джема и повидла из фруктов, закупленных в хозяйстве Бороздиновка. В цехе будет производиться джем из слив, вишен и яблок.

Задача 4. Для изготовления джема берут 50 % слив, 20 % вишен от общей массы фруктов, а яблок на 5 т. больше, чем вишни. Сколько тонн фруктов надо закупить всего? (См. Приложение 1)

Решение:

100 – 20 – 50 = 30 % - составляют яблоки.

30 – 20 = 10 % = 0,1 - на столько яблок больше, чем вишен.

5 : 0,1 = 50 (т) - фруктов надо закупить.

Ответ: 50 тонн.

Главный технолог: Предлагаю открыть цех по изготовлению крахмала из картофеля, закупленного у фермеров.

Задача 5. В 80 кг картофеля содержится 14 кг крахмала. Найти процентное содержание крахмала в этом картофеле. (См. Приложение 1)

Решение:

14 : 80 = 0,175 = 17,5% - процентное содержание крахмала в картофеле.

Ответ: 17,5%.

Молодой специалист: Фермеры Кубы предлагают нам сахарный тростник для производства сахара.

Задача 6. При переработке сахарный тростник теряет 91 % своей массы. Сколько надо взять сахарного тростника, чтобы получить 900 т сахара? (См. Приложение 1)

Решение:

100 - 91 = 9 % = 0,09 - выход сахара из тростника.

900 : 0,09 = 10000 (т) - надо тростника.

Ответ: 10000 тонн.

Экономист: Для перевозки 10000 т. тростника потребуется много денег. Покупка тростника не выгодна.

Директор: Все ваши предложения будут рассмотрены. Благодарю вас.

(Приложение 2)

Самостоятельная работа

(Приложение 3)

Самостоятельная работа проводится в форме тестов по карточкам на 4 варианта.

Вариант I

1. Запишите 54 % в виде десятичной дроби.

А) 0,54;

Б) 5,4;

В) 0,054;

Г) другой ответ.

2. Запишите 0,305 в виде процентов.

А) 305 %;

Б) 30,5 %;

В) 3,05 %;

Г) другой ответ.

3. Из 200 квартир нового дома 65 % - двухкомнатные, а остальные – трехкомнатные. Сколько трехкомнатных квартир в доме?

А) 70;

Б) 65;

В) 130;

Г) другой ответ.

4. Найти число, если 12,5 % от него равны 34.

А) 17;

Б) 272;

В) 4,25;

Г) другой ответ.

5. Сколько процентов сахара содержит сироп, приготовленный из 750 г сахара и 1250 г воды?

А) 40 %;

Б) 37,5 %;

В) 60 %;

Г) другой ответ.

Вариант II

1. Запишите 36 % в виде десятичной дроби.

А) 0,036;

Б) 0,36;

В) 3,6;

Г) другой ответ.

2. Запишите 0,491 в виде процентов.

А) 4,91 %;

Б) 491 %;

В) 49,1 %;

Г) другой ответ.

3. Из 300 деревьев в фруктовом саду 43 % деревьев груши, а остальные - яблони. Сколько яблонь в саду?

А) 171;

Б) 129;

В) 57;

Г) другой ответ.

4. Найти число, если 15,5 % от него равны 62.

А) 400;

Б) 31;

В) 9,61;

Г) другой ответ.

5. Сколько процентов воды содержит сироп, приготовленный из 840 г сахара и 3160 г воды?

А) 80%;

Б) 79%;

В) 21%;

Г) другой ответ.

Вариант III

1. Запишите 81 % в виде десятичной дроби.

А) 81;

Б) 0,81;

В) 8,1;

Г) другой ответ.

2. Запишите 0,609 в виде процентов.

А) 60,9 %;

Б) 609 %;

В) 6,09 %;

Г) другой ответ.

3. Из 600 новых домов 85 % - девятиэтажные, а остальные - четырнадцатиэтажные. Сколько четырнадцатиэтажных домов?

А) 510;

Б) 90;

В) 65;

Г) другой ответ.

4. Найти число, если 6,25 % от него равны 29.

А) 364;

Б) 181,25;

В) 465;

Г) другой ответ.

5. Сколько процентов сахара содержит сироп, приготовленный из 510 г сахара и 2490 г воды?

А) 17 %;

Б) 83 %;

В) 51 %;

Г) другой ответ.

Вариант IV

1. Запишите 68 % в виде десятичной дроби.

А) 6,8;

Б) 0,068;

В) 0,68;

Г) другой ответ.

2. Запишите 0,903 в виде процентов.

А) 903 %;

Б) 90,3 %;

В) 9,03 %;

Г) другой ответ.

3. Из 400 гостиничных номеров 45% свободно. Сколько номеров занято постояльцами?

А) 180;

Б) 220;

В) 45;

Г) другой ответ.

4. Найти число, если 19,5 % от него равны 156.

А) 700;

Б) 900;

В) 800;

Г) другой ответ.

5. Сколько процентов воды содержит сироп, приготовленный из 790 г сахара и 4210 г воды?

А) 84,2 %;

Б) 79 %;

В) 15,8 %;

Г) другой ответ.

Решив тест, учащиеся заполняют таблицу и сдают учителю на проверку.

Учащиеся проверяют решение по таблице (Приложение 4) и выставляют оценки:

«5» - нет ошибок;
«4» - одна ошибка;
«3» - две ошибки.

Ответы к тестам

 

1

2

3

4

5

В - 1

а

б

а

б

б

В – 2

б

в

а

а

б

В - 3

б

а

б

г

а

В - 4

в

б

б

в

а

IV. Итог урока. Задание на дом

Подвести итоги самостоятельной работы.

№ 1575; 1581; 1568 (1)

Составить задачу на проценты практического характера.