Комплексные занятия по сказке "Мужик и медведь"

Разделы: Работа с дошкольниками


Занятие №1

Тема: Слушаем сказку «Мужик и медведь».

Цели:

Воспитательные - формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого; вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы, уметь слушать ответы других детей, не перебивать говорящего);

Обучающие - закреплять навыки порядкового счета в пределах пяти; расширять знания на тему «Откуда хлеб пришел», обобщающие понятия « животные» и «овощи»; обучать детей отличать на вкус разные овощи;

Развивающие - развивать у детей слуховое и зрительное внимание, умение отгадывать загадки, осмыслять события сказки.

Ход занятия

I. Организационный момент

Встали на дорожке, подравняли ножки (Дети встают в шеренгу.) Назовите себя по порядку номеров (ребенок, стоящий первым слева «первый», следующий за ним - «второй» и так далее).

Дети, каких диких животных наших лесов вы знаете? (По очереди называют животных и садятся на стульчики, расставленные полукругом около стола.)

II. Знакомство со сказкой

Сегодня об одном из таких животных вы будете слушать русскую народную сказку. А о каком именно, попробуйте отгадать.

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь.)

И сказка называется «Мужик и медведь». (Рассказывание сказки с одновременным показом декораций и фигурок персонажей настольного театра.)

III. Задания

1. Подумай и ответь (вопросы по содержанию сказки)

Кто приехал пахать поле? (Мужик.)

Кто вышел к мужику из леса? (Медведь.)

Что сказал медведь мужику? («Я тебя сломаю».)

Что предложил мужик медведю? (Вместе вспахать и засеять поле, а осенью поделить урожай.)

Что в первый раз посадили на поле мужик с медведем?

Как осенью мужик с медведем поделили урожай репы? Что выбрал себе медведь: вершки или корешки?

Остался ли медведь, доволен своим выбором?

Что посадили мужик с медведем на следующий год?

Что выбрал медведь у пшеницы: вершки или корешки?

На этот раз медведь остался доволен или нет? Почему?

Что мужик сделал из пшеницы? (Из зерна – муку, из муки - тесто, из теста - пироги.)

2 .Необычные загадки

Атеперь отгадайте мои необычные загадки. (Каждый ребенок получает тарелку с кусочками сырых овощей: моркови, репы и капусты.)

Попробуйте на вкус сначала красный кусочек – морковь, потом белый кусочек – капусту и, наконец, желтый – репу. (Один из ребят закрывает глаза, а другой кладет ему в рот небольшой кусочек одного из знакомых овощей. Когда он его попробовал на вкус, то открывает глаза и называет овощ. Дети по очереди отгадывают вкусовую загадку.)

Молодцы, ребята! А теперь вы, конечно, отгадаете обычные загадки про овощи, которые вы только что пробовали:

Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос он в землю крепко,
Что же это?
(Репка.)

Расту в земле на грядке я -
Красная, длинная, сладкая.
От глаз укрылась ловко.
Зовут меня …
(Морковка.)

Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …
(Капуста.)

3. Закончи фразу

Медведь большой, а мужик… (маленький).

Медведь глупый,а мужик... (умный).

Корешки у репы съедобные, а у пшеницы… (несъедобные).

Вершки у репы несъедобные, а у пшеницы… (съедобные).

У репы корешки сладкие, а вершки... (горькие).

У пшеницы листья узкие, а у репы… (широкие).

У репы корень толстый, а у пшеницы… (тонкий).

Поле засевают весной, а урожай собирают... (осенью).

Из зерна делают муку, из муки – тесто, а из теста пекут... (пироги, хлеб, булку).

4. Найди одинаковые колоски

Посмотрите внимательно на картинку и найдите на ней два одинаковых колоска и, не показывая, скажите, какие они по счету слева (второй и пятый).

IV. Подведение итогов занятия

(Положительная оценка работы детей.)

Занятие №2

Тема: Рассказываем сказку «Мужик и медведь».

Цели:

Воспитательные - формировать у детей способность слушать, не перебивая, соблюдать очередность и правила коллективной игры;

Обучающие - совершенствовать общую и мелкую моторику; вырабатывать учебные навыки (правильную рабочую позу за столом, умение правильно держать в руке карандаш); учить по образцу, рисовать симметричный рисунок, раскрашивать, не выходя за контур; расширять словарный запас детей за счет слов с противоположным значением; совершенствовать связную речь;

Развивающие - развивать у детей слуховое и зрительное внимание; учить вслушиваться в речь взрослого, дорисовывать недостающие части изображения; формировать и развивать умение быстро думать и принимать решение.

Ход занятия

I. Организационный момент

Встали на дорожке, подровняли ножки. (Дети встают в шеренгу.) Назовите себя по порядку номеров (стоящий первый слева: «первый», следующий за ним - «второй» и так далее).

Назовите овощи, которые вы знаете. (Дети по очереди называют овощи и садятся на стульчики, расставленные полукругом около стола.)

II. Задания

1. Совместный пересказ

(По указательному жесту, каждый ребенок говорит по 2-3 предложения, при этом выставляются декорации и фигурки персонажей, выполняются описываемые в сказке действия.)

2. Вершки и корешки

У разных овощей бывают съедобные разные части: у репы, моркови – корешки, которые растут в земле, а у капусты и огурцов, наоборот, вершки (растущие над землей листья и плоды).

Демонстрация рисунка «Овощи», показ этих частей у растений.

Глупый  медведь в сказке «Мужик и медведь» каждый раз выбирал несъедобные части растения: у репы он взял вершки – горькие листья, а у пшеницы – жесткие невкусные корешки. А чтобы вы сами выбрали у репы: вершки или корешки? А у капусты, моркови, картошки, помидоров, редиски? У какого овоща съедобны и вершки, и корешки?

Сидит дед,
В сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук.)

3. Подвижная игра с мячом «съедобное – несъедобное»

Вышли на лужок и сделайте кружок. ( Каждому ребенку по очереди бросается мяч, называется какой-либо предмет или пища. Если это продукт питания, он ловит мяч, если предмет несъедобен - не ловит.)

Помидор, дом, горох, лопата, баклажан и т.д.

4. Дорисуй и раскрась (самостоятельная работа)

Дети садятся за столы и получают индивидуальные листы с графическим заданием «Дорисуй репу, а потом её раскрась».

5. Что сначала, что потом?

Послушайте, ребята, внимательно, если вы, согласны со мной, вы будите говорить: «Да-да-да», а если фраза не верна, следует покачать головой из стороны в сторону и произнести: «Нет-нет-нет».

Сначала было лето, а потом наступила осень. (Да-да-да.)

Сначала сажают семена, а потом собирают урожай. (Да-да-да.)

Сначала мужик с медведем посадили пшеницу, а потом репу. (Нет-нет-нет.)

Сначала медведь выбрал корешки, а потом вершки. (Нет-нет-нет.)

Сначала собирают зерно, а потом мелют муку. (Да-да-да.)

Сначала булки пекут, а потом тесто месят. (Нет-нет-нет.)

Сначала репу едят, а потом её моют. (Нет-нет-нет.)

Сначала была весна, а потом наступило лето. (Да-да-да.)

III. Подведение итогов занятия

(Положительная оценка работы детей.)

Занятие №3

Тема: Показываем сказку «Мужик и медведь».

Цели:

Воспитательные - вырабатывать учебные навыки (правильную рабочую позу за столом при рисовании и письме); воспитывать способность к подражательности; учить детей согласовывать свои действия при проведении инсценировки знакомой сказки; стимулировать развитие творческой индивидуальности детей;

Обучающие - совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику детей (умение с помощью мимики передавать настроение); учить детей правильно держать в руке карандаш, выполнять обводку цифр по образцу; ввести в словарь детей прилагательные «довольный», «радостный», «сердитый», «недовольный»; учить детей проводить простую инсценировку знакомой сказки; совершенствовать счетные навыки (количественный и порядковый счет), знакомить детей с цифрами; закрепить в речи детей математические понятия «одинаково», «поровну», названия геометрических фигур («круг», «квадрат», «треугольник», «овал»);

Развивающие - совершенствовать слуховое и зрительное внимание детей; развивать логическое мышление – умение сравнивать.

Ход занятия

I. Организационный момент

Встали на дорожке, подровняли ножки. (Дети встают в шеренгу.) Назовите себя по порядку. (Первый, второй и т.д.) Вспомните, какую русскую народную сказку вы рассказывали на прошлом занятии. («Мужик и медведь».) А сегодня, ребята, вы все вместе будете показывать спектакль по сказке « Мужик и медведь». (Распределение ролей мужика и медведя, выбор декоратора, который будет устанавливать на столе-сцене декорации, и бутафора, который будет выдавать артистам атрибуты. Остальные дети- зрители.)

II. Инсценировка сказки (совместная деятельность)

Воспитатель выступает в качестве чтеца от имени автора и режиссера.

1. Психогимнастика

Дети, попробуйте мимикой изобразить перед зеркалом настроение мужика и медведя. (Индивидуальные зеркала.)

- Мужик радуется урожаю, довольный мужик – широко улыбнуться.

- Медведь сердится, пробуя несъедобные части растений, недоволен медведь – нахмурить брови, уголки губ опустить вниз. (Артикуляционные позы чередуются в следующем порядке: медведь, мужик, медведь, мужик, медведь, мужик.)

2. На какую фигуру похоже?

Ребята, посмотрите и назовите геометрическую фигуру, которая напоминает по форме репу (круг, овал, треугольник). Какая по счету слева стоит  в ряду названная фигура?

3. Сосчитай (индивидуальные листы с математическими заданиями)

Сосчитайте, сколько на рисунке изображено больших реп, а сколькомаленьких репок? (Их по две – а значит, поровну.)

Задание: нарисовать в рамке две палочки, а затем обвести цифру 2.

III. Подведение итогов занятия

(Положительная оценка работы детей.)