Обобщающий урок по теме "Системы счисления". 10-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 10


Цели урока:

  • Обучающие:
    • контроль усвоения учебного материала по теме “Системы счисления”;
    • формировать общеучебные и специальные умения и навыки.
  • Развивающие:
    • развивать умение выделять главное;
    • развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, самостоятельность;
    • развивать речь,  логическое мышление учащихся.
  • Воспитательные:
    • формировать интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля;
    • активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютеры.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока

II. Быстрое повторение

Согласны ли вы с утверждением Да Нет
1 Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами. +  
2 Все системы счисления делятся на три  группы: позиционные, непозиционные и алфавитные.   +
3 В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе. +  
4 Основанием двоичной системы счисления, записанном в самой системе счисления,  является число 2.   +
5 Число А21СFD4 записано в шестнадцатеричной системе счисления. +  
6 Число 3567 записано с ошибкой.   +
7 Число 10, записанное в десятичной системе счисления, в двоичной системе счисления записывается как 1011   +
8 Число 10, записанное в десятичной системе счисления, меньше числа 10, записанного в восьмеричной системе счисления.   +
9 Число 3005,234 записано с ошибкой. +  
10 Число 6398 записано в восьмеричной системе счисления.   +

Таблица сохраняется отдельным файлом (Приложение 1) и выводится на экран, знаки  +  сначала  скрыты (задан фоновый цвет шрифта), после каждого ответа можно вывести знак + для проверки, выделив последние столбцы и задав цвет.

III.  Закрепление знаний, умений и навыков

1) Арифметические операции в системах счисления с разными основаниями (2, 8, 16) – 3 ученика работают у доски. Проверку провести с использованием калькулятора.

Двоичная

Восьмеричная

Шестнадцатеричная

 110101111
+   1101001
(1000011000)
  547
+  63
(632)
  A1F
+   9C
(ABB)
  1110
x  110
(1010100)
  315
x  42
(15472)
    2C
x  5A
(D5C)

2) Остальные ученики работают на местах с раздаточным материалом – 2 варианта. Перевод чисел – заполнить таблицы.

Вариант 1:  перевод дробных чисел (Приложение 2):

Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

         0,10011001

 

 

 

 

0,73

 

 

 

 

0,65

 

 

 

 

0,0F

Вариант 2: перевод целых чисел (Приложение 3):

Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

         1001001111

 

 

 

 

2371

 

 

 

 

1087

 

 

 

 

AE9

3) По завершении работы – а) учащиеся формулируют соответствующие правила перевода; б) проверяют результаты с помощью калькулятора на интерактивной доске.

4) Перевести число 56710 в систему счисления с основанием 7, разложить его по степеням основания, проверить.

img1.gif (1527 bytes)

56710 = 14407  = (1 · 73 + 4 · 72 + 4 · 71 + 0)10 = (343 + 196 + 28)10 = 56710

IV.   Итоговое обобщение

Организуется в форме опроса. После ответа на каждый вопрос демонстрируются соответствующие слайды из презентации, после чего ученики могут также предложить дополнения и (или) уточнения (Приложение 4).

  • Дать определение системы счисления.
  • Классификация систем счисления.
  • Описать примеры непозиционных систем счисления (единичной, римской и алфавитной), в чём недостаток непозиционных систем счисления.
  • Дать понятие позиционной системы счисления, описать примеры: десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная позиционные системы счисления.
  • В какой системе счисления работает компьютер, почему?
  • Сформулировать правила перевода чисел из системы счисления с основанием 10 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и обратно.

V.  Подведение итогов урока. Оценка результатов работы учащихся на уроке.

Для оценивания в процессе урока применять таблицу:

Таблица оценивания (Приложение 5)

Ф.И. учащегося

1 вид работы

2 вид работы

3 вид работы

4 вид работы

5 вид работы

ИТОГО

1.              
2.              
3.              
4.              
5.              
6.              
7.              
8.              
9.              
10.              
11.              
12.              
13.              
14.              
15.              

VI. Задание на дом

1. Повторить теоретический материал (указать страницы учебника)
2. Перевести число 69110  в системы счисления с основаниями 4 и 11, проверить разложением по степеням основания.
3. Выполнить перевод чисел (раздать карточки с таблицами Приложение 2 и Приложение 3).