Интегрированный урок (география + химия) по теме "Слезы Гелиад". Разработка туристического маршрута по Янтарному краю

Разделы: Химия, География


Тема урока: «Слёзы Гелиад». Разработка туристического маршрута по Янтарному краю.

Место урока: проходит в рамках семинара «Урок в системе поликультурного образования: «Янтарь в историко-культурном ландшафте Калининградской области».

Тип урока: комбинированный, проводится при изучении темы: «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы калининградской области».

Цели:

Образовательные:

1. Продолжить формирование знаний об истории, культуре, природе родного края.

2. Сформировать знания на установление причинно-следственных связей между:

а) месторождениями янтаря и процессами его образования;
б) тектоническим строением и формами рельефа;
в) изучить геологическую историю земной коры, связанную с месторождением янтаря и создать реконструкцию природных условий, в которых он формировался.

3. Изучить химические и физические свойства янтаря, оценить его практическую значимость.

Развивающие:

1. Развивать творческое мышление, наблюдательность; продолжить формирование умений аргументировано излагать свою точку зрения; делать обобщающие выводы.

2. Развивать умения выполнять лабораторные опыты пользоваться химическим оборудованием, оценивать результаты выполненных действий.

Методы обучения: частично-поисковый метод проблемного обучения, репродуктивный.

Оборудование:

Учебное: физическая карта Калининградской области, политическая карта Зарубежной Европы, тематические карты Калининградской области, карты-схемы «Геологический разрез области», «Геологический разрез янтароносных отложений кайнозоя», геохронологическая таблица развития природы Земли, учебник «География Янтарного края России» под редакцией В.В. Орленка.

Дополнительное: литература «У моря Янтарного», «Янтарь», сост. Сохранская Н.М.; «Слёзы Гелиад», фрагменты фильма «Из Кёнигсберга в Калининград», «Страницы памяти», мультимедийная презентация школьной экскурсии: «По следам янтаря».

Оборудование  и реактивы:образцы янтаря, янтарная кислота, спиртовка, щипцы, склянка с водой, спички, ювелирные украшения, картины инкрустированные янтарём.

Ход урока

I этап. Организационный

Создание мотивированной основы поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Учитель приветствует аудиторию. Просмотр фрагмента фильма «Из Кёнигсберга в Калининград», «История янтаря».

Вводное слово учителя географии. Учитель объявляет задачу и форму урока.

Учащиеся формулируют тему урока и записывают её в маршрутные листы.

Учитель: Ребята, что вы знаете о янтаре?

Почему мы назвали этот урок «Слёзы Гелиад»? (Представления учащихся о природе янтаря.)

Что говорится о янтаре в древних легендах?

Существует такая легенда о Юрате и Фаэтоне.

(Учащиеся рассказывают легенду о Юрате, О Фаэтоне.)

Литовская история о происхождении янтаря

На дне Балтийского моря в прекрасном замке из желтого камня жила дочь владыки морей красавица Юрате. Однажды Юрате услышала песню. Пел её молодой рыбак Каститис, что бросил сети вблизи замка. Заслушалась Юрате, выплыла на поверхность посмотреть на певца и полюбила его, простого рыбака. Разгневался отец Юрате - бог Перкунас. Ударом молнии убил он рыбака, разрушил подводный замок, а непослушную Юрате цепью приковал к развалинам. С тех пор плачет Юрате о любимом. А слезы её в виде маленьких кусочков янтаря волны выбрасывают на берег. Крупные же куски янтаря - это обломки её подводного замка.

Древнегреческий миф

Фаэтон, сын бога солнца Гелиоса, обратился к отцу дать ему прокатиться по небу в огненной колеснице. Вознесли его крылатые кони ввысь, помчались по крутому небосклону. От звёзд опустилась колесница к земле. И загорелась она от огненной колесницы. Разгневался всемогущий Зевс. Молнией он разбил колесницу, и она рассыпалась на кусочки. Фаэтон горящей звездой упал на землю. Убитая горем мать юноши нашла на берегу реки его гробницу. Сёстры Фаэтона плакали так горько, что великие боги превратили их в стройные тополя. Так и стоят они, роняя в холодную воду свои слёзы - капельки смолы. Застывая, слёзы превращаются в янтарь, а реки уносят их в древнее море.

Учитель: Сделайте выводы о происхождении янтаря.

Вывод учащихся: по легендам янтарь – это слезы, природа янтаря связана с Балтийским морем.

Учитель:  Одна из целей нашего урока изучить научное происхождение янтаря.

В Калининградской области находится единственная в мире промышленная добыча янтаря, здесь сосредоточенно 90 % мировых запасов.

Работа в группах, главные эксперты получают карточки с заданиями.

Изучение нового материала.

II Этап. Работа в экспертных группах (с консультантами - учащимися 10-го класса)

Класс делится на 4 группы по 6 - 7 человек, работают по инструктивным карточками с заданиями, отвечают на поставленные вопросы, использую справочные материалы. Результаты заносят в отчетные листы.

I группа. Историко-культорологическая

Держу я камень на ладони
И не спешу его бросать
Чтоб книгу мудрую истории
Неторопливо пролистать

В минуты грусти и тревоги,
Чтобы печали сбросить бремя
Кладите камни на ладони -
У вас в руках застынет время.

Основная задача: Проанализировать строки стихотворения. О каком камне идет речь, почему в этом камне застыло время, о чем нам может рассказать этот камень?

Составить историческую справку рождения солнечного камня.

Составить историческую справку о Янтарном комбинате и Музее Янтаря. На основании исторических сведений сформулировать общий вывод о значении янтаря для человека.

Полученную информацию внести в таблицу:

Янтарь в культуре разных народов мира и нашего края

Эпоха, время

Имя, фамилия путешественников, ученых, деятелей культуры. Народный эпос

Основные сведения о янтаре

Название легенд, мифов, научных трудов, литературных произведений

Янтарь в античном мире

 

 

 

Янтарь у древних пруссов

 

 

 

Янтарь в Кенигсберге

 

 

 

II группа. Геолого-географическая

Основная задача: изучить геологическую историю рождения янтаря. Реконструкция природных условий, в которых появился янтарь. Условия добычи и хозяйственная оценка.

Составить периодизацию исторических фактов, сведений, легенд, мифов, связанных с познаниями человека о янтаре. Дать историческую справку о развитом янтарном промысле в нашем крае.

Внести результаты работы в отчётную таблицу.

Геологическая история янтаря

Эра

Период (в млн. лет)

Главнейшие геологические события и облик изучаемой территории, природные условия (климат, флора и фауна)

Тектоническая структура

Форма рельефа

Название месторождения и попутных полезных ископаемых

 

 

 

 

 

 

Геологический паспорт янтаря

Порода

Происхождение

Цвет

Блеск

Твердость

Свойства

Условия залегания, глубина

Янтарь

 

 

 

 

 

 

Справочные материалы. Добыча и переработка янтаря.

Добыча и переработка янтаря

Добыча янтаря имеет свою историю. Древнейшим способом было «черпание», когда куски янтаря ловили с лодок сачками. На смену «черпанию» пришло «выкалывание». Этот способ состоит в отрывании янтаря со дна мелководья при помощи острых пик.

К VI веку люди научились добывать янтарь из неглубоких колодцев и небольших карьеров в зоне пляжа. В середине прошлого века в посёлке Пальминикен (Янтарный) начали промышленную добычу посредством шахт и штолен. В 1922 году из-за сложности добычи  подземные выработки были законсервированы. Этому поспособствовала открытая добыча в карьере, который был заложен в 1921 году севернее посёлка Пальминикен. Основная задача карьера - обеспечить доступ к «голубой земле» - богатейшему янтароносному слою. Этот слой разбивается гидропушками и в виде пульпы, взвеси породы в воде, транспортируется  по трубопроводу на обогатительный комбинат.

Для отделения янтаря от пустой породы используется его физическая особенность - в пресыщенном соляном растворе всплывать. Затем его сортируют на категории по размеру. Крупные куски идут на уникальные работы, на ручную обработку, средние - на кулоны, броши, серьги, сувениры. Мелкие идут на бусы, особо мелкие - на янтарные картины и на переработку - прессовку, плавку либо изготовление лаков и янтарной кислоты.

После сортировки янтарь-сырец проходит шлифовку в шлифовальных барабанах для снятия корочки окисла. Для шлифовки камней сложной формы, с выгнутыми поверхностями. Барабан наполняют особой шлифовальной пастой, куда одновременно с янтарём помещают кусочки дерева, очищающие недостижимые поверхности. Янтарь проходит несколько шлифовальных барабанов с постепенно уменьшающейся зернистостью стенок. Некоторые камни подвергают «калению» - термообработке для создания микротрещин, эффектно преломляющих солнечный свет. Финальным этапом обработки является полировка в барабане с войлочными стенками. Потом янтарь в руках мастеров превращается в окончательный продукт.

Восприятие янтаря

Янтарь стал популярен с неолита. Законсервированные в смоле остатки растений и животных удивляли человека, и он приписывал камню различные божественные качества: способность поглощать вредные вещества, дарить людям бессмертие, излечивать от болезней. Известно, что император Нерон за маленькую статуэтку из янтаря отдавал двух рослых рабов. Позднее из янтаря стали делать бусы, четки, амулеты, фигурки богов.

В России на кормилицу надевали янтарное ожерелье весом в несколько фунтов, полагая, что эта янтарная преграда не допустит ничего дурного от кормилицы к ребёнку. В Эфиопии и Египте янтарь использовали для бальзамирования.

III. Химико-технологическаягруппа

Основная задача: Изучить физические и химические свойства янтаря. Ознакомиться с технологией производства и обработки янтаря. Оценить практическую значимость янтаря (применение в отраслях  промышленности). Сформулировать вывод о природе янтаря.

Провести демонстрационный опыт - горение янтаря и электризация.

Сделать соответствующие выводы.

Заполнить таблицу, составить формулу янтарной кислоты. (Приложение)

Исследуемое вещество

Виды янтаря

Внешние признаки

Свойства

химические

физические

 

 

 

 

 

Справочные материалы для работы группы:

Норд свирепый ночью взрыл
Моря тёмную пучину
Вырвал яростно из плена
Солнца золото,
Что долго на глубоком дне таилось.

Природа янтаря

79 % углерода, 10 % водорода, 11 % кислорода, 79 % углерода, 10 % водорода, 11 % кислорода. Это вещество - смесь высокомолекулярных органических соединений. В янтаре содержится ещё янтарная кислота состава (CH2)2 (COOH)2, соли которой называются сукцинатами. Чистая янтарная кислота - это бесцветные кристаллы.

Физические свойства

При 150 С янтарь размягчается, а выше 300 С плавится и загорается, распространяя вокруг приятный хвойный запах. Твёрдость янтаря невысока. При нагревании плавится, разлагаясь в интервале 300 - 340 с, без доступа воздуха размягчается при 140 С, мелкие кусочки при этом могут быть спрессованы в более крупные. Янтарь обладает хорошими диэлектрическими свойствами.

Способность янтаря электризоваться

Знаменитый философ Фалес Милетский заметил: дочь пряла пряжу янтарным веретеном, пыталась очистить веретено, но ей это не удалось - открыта способность янтаря электризоваться, 7 – 6 вв. до н.э. Янтарь вошел в язык разных народов как вещество, обладающее разными свойствами.

Группа химиков проводит опыт (демонстрация).

1) Физические свойства янтаря (электризация).
2) Химические свойства (горение).

Наблюдения: Выделение смолистого запаха.

Выводы: Доказательство растительного происхождения (образование угля).

Называют признаки химической реакции: Химические явления: изменение цвета, выделение тепла и запаха (продукты реакции - новые вещества).

Академик А.Е. Ферсман писал: «Самым замечательным камнем древности был янтарь, который сверкающим самоцветом проходит через все века и народы вплоть до наших дней».

Путь янтаря в истории человечества начинался с талисмана, веру в магическую силу камня…

Янтарь известен человеку с древних времён. Способность янтаря притягивать волоски, пушинки и другие материалы подобного типа и было одно из первых проявлений электричества, природной силы, название которой произошло от греческого слова «электрон» - янтарь.

Янтарь горит с выделением смолистого запаха, поэтому его называют: «сакрум» - смола, «горилый» (Украина), «бернштейн» (Германия), «электрон» (Греческое).

Учитель: Цвет янтаря удивителен. Каковы же законы этого пестрого узора?

Химики рассказывают о цвете янтаря.

Цвет янтаря

Непрозрачно-белый, лимонно-жёлтый, зеленовато-оливковый, золотистый, красно-коричневый, черный. Коричневые и чёрные разновидности окрашены минеральными включениями, например, оксидами железа, пиритом или органическими веществами.

Янтарь обладает знаменитой пористостью. Он проницаем для жидких и газообразных веществ, частично растворяется в некоторых органических соединениях: в спирте (20 – 25 %),эфире (18 – 23 %), хлороформе (20,6 %),бензоле (9,8 %), скипидаре, (25 %), льняном масле (18 %).

Применение

Когда научились из янтаря выделять янтарное масло, его начали принимать при спазмах и ревматизмах. В Германии использовали янтарные сосуды для переливания крови.

Художественная ценность - музей Янтаря (Информация о музее Янтаря).

Изумительным произведением янтарных мастеров стала Янтарная комната в Екатерининском дворце Царского Села. Янтарная комната была подарена Фридрихом-Вильгельмом I Петру I. Все стены комнаты были облицованы мозаикой из янтаря различной формы, цвета и размера. Растрелли украсил янтарные панно зеркалами в бело-золотых рамках. Во время Великой Отечественной Войны Янтарная комната была утеряна.

Добыча (историческая справка)

Историки. Технология обработки (калининградский янтарный комбинат). Учащиеся представляют презентацию по итогам экскурсии «По следам янтаря».

IV группа. Творческая мастерская дизайнеров и художников

Если в соснах гуляет ветер
И качает морской песок,
Выйди на берег на рассвете
Золотой искать янтарёк.

Он затеплится, загорится,
Вспыхнет весело, как огонь,
Будто ветер перо жар-птицы
Уронил тебе на ладонь.
(Г. Метельский)

Основная задача: Проанализировать строки стихотворения. Найти взаимосвязь смысла стихотворения с практическим применением янтаря. Разработать маршруты путешествий: «Янтарные достопримечательности Калининградской области».

Работа с янтарной крошкой. Создание обложки туристического буклета, рекламного проспекта янтарного края.

Создать картосхему «Янтарные достопримечательности Калининградской области». Нанести на контурную карту значимые объекты.

Придумать символику Калининградской области, посвящённую 750-летию и 60-летию образования Калининградской области.

Результаты внести в таблицы:

Краткие сведения о культурно-исторических объектах на маршруте

Название объекта

Описание

 

 

 

 

 

 

Значение янтаря

Область применения

Значение

 

 

Дополнительная карточка (для гостей)

Янтарь - самоцвет живой и поэтичный, хранящий в глубине своей тайну и бесконечное очарование.

Внимание, проблема

Тайну хранят и различные названия янтаря. Объясните смысл, заключенный в названиях янтаря, уточните происхождение слов: гинтарас, сакрум, горилый камень, бернштэйн, солнечный камень, алатырь, бурштын, электрон.

IV этап. Отчёты экспертных групп о проделанной работе

Эвристический диалог с представителями экспертных групп с привлечением мультимедийной презентации «Экскурсия по Янтарному краю». Презентация сделана учащимися как отчетный материал по учебной экскурсии на комбинат «Янтарный».

Учащиеся отчитываются в проделанной работе, делают соответствующие выводы, согласно предложенным заданиям.

Все отчёты (маршрутные листы урока) вкладываются в буклет «Слёзы Гелиад».

V этап. Заключительный

Учитель подводит учащихся к главному выводу урока о значимости янтаря в жизни человека.

Выводы (делают учащиеся)

1. Калининградская область - единственная, где есть промышленная добыча янтаря; 90 % - мировой добычи.

2. Многие народы мира с древних времён пользовались янтарём. Он дарил им радость и приносил пользу, об этом свидетельствуют исторические факты.

3. Янтарь - это полудрагоценный камень, зародившийся 40 млн. лет назад в палеогене, приуроченный к осадочному чехлу Русской платформы. Это окаменевшая смола древних сосен.

4. Янтарь может гореть и электризоваться.

5. Он применяется в медицине, в ювелирном деле, а также является источником вдохновения для творчества людей.

Поэтому к нему надо относиться бережно, рационально, т.к. янтарь относится к ресурсам исчерпаемым и невозобновляемым.

VI этап. Закрепление

Учитель проводит тестирование по изученной теме. (Приложение)

Ученики отвечают на вопросы тестов.

VII этап. Оценочный

Учителя благодарят учащихся за работу, оценивают вместе с гостями «Туристический буклет "Слёзы Гелиад"».

Выделяют работу лучших групп.

Ученики сдают работы на проверку.

Домашнее задание

Составить «янтарный кроссворд», желающим - коллекцию «Многоликий янтарь».