Внеклассное мероприятие для учащихся 2–4-х классов "Клуб любителей русского языка"

Разделы: Внеклассная работа


В конкурсе участвуют 5 команд (сборные по классам), после каждого тура команда, набравшая меньшее количество очков – выбывает. Побеждает команда, дошедшая до финала.

На столе у каждой команды флажок определенного цвета для подачи сигнала о готовности дать ответ.

Ведущий: Добрый день, участники и зрители! Я рада приветствовать вас в нашем клубе любителей русского языка!

Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»

Представление команд.

Представление жюри.

Вопросы 1-го тура (отвечает та команда, которая первой поднимет флажок)

1. У каждой команды карточки со словами: водник, водитель, громоотвод, водокачка, наводчик, завод, водоворот, заводной, водный, водолаз, водитель, довод, водоросли, водопад, водомер. Команды должны быстро определить слова в два столбика: 1 – родственный слову «вода», 2 – слову «водить».

2. Как правильно назвать жительницу Индии?

(А) индейка
(Б) индианка
(В) индийка
(Г) индюшка

3. Пулька или Пончик? Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет, кашу из мармелада? (В имени-отгадке звуков меньше, чем букв).

4. Разгадать шараду:

Число и нота рядом с ним,
Да букву припиши согласную!
А в целом мастер есть один,
Он мебель делает прекрасную.
(Сто-ля-р)

5. Какое из этих слов не употребляется во множественном числе?

(А) какао
(Б) вино
(В) коктейль
(Г) сок
(Д) вода

6. (Резервный вопрос.) Найти ошибку в пословице: Утопающий за палку хватается.

Подведение итогов 1-го тура

Выступление болельщиков

Вопросы 2-го тура

1. Когда много лет в газетах букву Ё заменяют буквой Е, немудрено вообще забыть, где это Ё пишется. Вопрос: в каких существительных буква Е на самом деле должна быть буквой Ё?

(А) клен
(Б) плен
(В) лед
(Г) осел

2. Какой вопрос может помочь в изучении русского алфавита?

(А) Что ешь?
(Б) Где ёж?
(В) Как уж?
(Г) Куда идешь?
(Д) Когда встаёшь?

3. Вспомнить любое правило русского языка, рассказать его и привести пример.

4. Из данных слов, не изменяя количество букв, образуйте новые слова:

Мазок – замок.
Апорт – тропа.
Отвар – товар.

5. (Резервный вопрос.) «Подруга дней моих суровых». О ком это?

Подведение итогов 2-го тура

Выступление болельщиков

Вопросы 3-го тура

1. Мама или бабушка? Кто из них споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и шлепнулся на пол? (В слове-отгадке есть и звонкие и глухие согласные звуки.)

2. Какое слово при перестановке в нем ударения из названия печеного изделия превращается в название узких длинных лодок, выдолбленных из стволов деревьев? (Пироги – пироги.)

3. Заменить каждую фразу одним словом и записать его:

Держать язык за зубами –
Хоть глаза выколи –
Как снег на голову –
Возносить до небес –
Кожа да кости –
Стреляный воробей –

4. (Резервные вопросы.) Кто спас Муху-цокотуху? (Комар.)

Назвать слово с удвоенной буквой «м». (Сумма, килограмм.)

Подведение итогов 3-го тура

Выступление болельщиков

Вопросы 4-го тура - Финал

1. Как по-русски называют вещий, сбывшийся сон?

(А) сон под голову
(Б) сон наяву
(В) сон в руку
(Г) сон за ногу
(Д) сон в уши

2. Скороговорки (пока проходит конкурс капитанов, остальные участники команд произносят скороговорки).

- На Ерему напала дрема, от дремы уснул Ерема.

- Все бобры добры до своих бобрят.

3. Конкурс капитанов: игра «Наборщик», набрать как можно больше слов из слова ГРАММАТИКА.

4. (Резервный вопрос.) Назвать 5 дней недели, не пользуясь указанием чисел месяца и не называя дней недели. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

5. (Резервный вопрос.) Замените фразеологизмы 1-м словом:

Зарубить на носу – запомнить.
Клевать носом – дремать, засыпать.
Морочить голову – вводить в заблуждение.
Язык проглотить – молчать.

Подведение итогов финала

Слово жюри

Вопросы болельщикам

1. Вопросы о знаках препинания:

- Загораживает путь, предлагает отдохнуть. (.)
- Вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом. (?)
- Бурным чувством нет конца – пылкий нрав у молодца. (!)

2. Шарады.

- Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда.
А в целом в музее
Найдете без труда.
(Картина.)

- Я – сборник карт,
От ударения зависят два моих значения.
Хочу – преображусь в название
Блестящей, шелковистой ткани.
(Атлас, атлас.)

3. Назвать синоним к слову «отважный». (Смелый.)

4. Назвать антоним к слову «временный». (Постоянный.)

5. Словарь, в котором можно узнать о правильном написании слов. (Орфографический.)

6. Словарь, в котором можно узнать о происхождении слов. (Этимологический.)

7. Часть слова без окончания. (Основа.)

8. Часть слова, стоящая перед корнем. (Приставка.)

9.

С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на просторе!
(Колос – голос.)

10.

От затейника Егорки,
За его скороговорки
Я поставил бы пятерки!
Повторяйте, детвора!

Посреди двора дрова.

Жук над лужею жужжал,
Ждал для ужина ужа.

Лилии полили ли
Иль увяли лилии?

Мамами любимы мы
Самыми любимыми!