Информационные технологии на уроках биологии

Разделы: Биология


Тип урока: изучение нового материала

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации

Структура урока:

  1. Оргмомент.
  2. Целеполагание и мотивация.
  3. Актуализация.
  4. Первичное усвоение материала.
  5. Осознание и осмысление учебной информации.
  6. Информация о д/з.
  7. Рефлексия (подведение итогов).

ТДЦ:

Образовательные цели

  • Сформировать представление о бактериях как особом царстве живых организмов, их строении, питании,  дыхании, размножении, способности переносить неблагоприятные условия, роли в природе и жизни человека.
  • Продолжить формирование понятий автотрофный, гетеротрофный тип питания, сапротрофы,  симбионты, паразиты, спора.
  • Устанавливать причинно-следственные связи между строением и питанием бактерий, условиями жизнедеятельности и скоростью размножения, условиями внешней среды и спорообразованием, устанавливать закономерности между способностью к жизнедеятельности  и спорообразованию.
  • Подвести к выводу о роли бактерий  в жизни человека и  поддержании жизни на Земле.

Воспитательные цели

  • Способствовать формированию научного мировоззрения, профориентации, гигиенических навыков здорового образа жизни, воспитание культуры умственного труда, интереса к знаниям.

Развивающие цели

  • Создать условия для формирования:
  • общих учебных умений и навыков  внимания, памяти, воображения,  умения сравнивать,  выделять главное,  анализировать, обобщать, систематизировать; устанавливать закономерности.
  • специальных умений: пользоваться биологической терминологией, способствовать развитию  познавательного интереса,  мышления.

ФОПД: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Методы: репродуктивные,  объяснительно-иллюстративный,  частично-поисковые.

Приемы: беседа, наблюдение, презентация, видеофрагмент,  опорные схемы,  работа с текстом, озвучивание схемы, сжатое воспроизведение занимательный материал, создание эмоциональных стимулов, самоконтроль.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Цель: подготовить к работе, снять эмоциональное напряжение

Деятельность учителя: приветствие, посадка.

Деятельность уч-ся: готовятся к уроку.

II. Целеполагание

Цель: подвести учащихся к теме урока, формированию целей; мотивация познавательной деятельности учащихся.

Деятельность учителя: Читаю рассказ о бактериях. «Они были первыми жителями Земли. Почти 2 млрд. они были ее единственными обитателями. Они могут жить в условиях, совершенно неприемлемых для других организмов: в струях гейзеров с температурой 105 градусов, сверхсоленых озерах, в вечной мерзлоте,  в глубоком вакууме,  внутри атомных реакторов. Встречаются   на безжизненных скалах и лавовых потоках. Но чаще всего в почве, воде, воздухе, на поверхности и внутри любого организма».

Задаю вопросы:

  • О каких организмах идет речь?
  • Что вас удивило в этом тексте?
  • Чтобы узнать, почему они живут в разных условиях, что мы должны сделать?

Деятельность уч-ся: Слушают, анализируют, определяют тему урока, цели, мотивацию.

Предполагаемые ответы:

1. Бактерии
2. Как им удается жить в условиях, непригодных для жизни других?
3. Изучить строение, процессы жизнедеятельности бактерий

Записываем в тетради число, тему урока.

1 блок информации мы изучаем строение, жизнедеятельность бактерий. После изучения строения и жизнедеятельности бактерий вы выписываете  в тетрадь приспособления бактерий к выживанию.

Деятельность учащихся:

Запись в тетради даты, темы урока. Приспособления бактерий к выживанию

III. Первичное усвоение материала

Блок 1. Строение и жизнедеятельность бактерий.

Цели:

1. Изучить строение бактерий.
2. Сделать вывод о принадлежности их к надцарству доядерных, (прокариот),  царству бактерий, выделить признаки надцарства и царства
3. Изучить процессы жизнедеятельности, роль отдельных видов бактерий в природе. Продолжить формирование понятий автотрофный, гетеротрофный тип питания, сапротрофы,  симбионты, паразиты, спора.
4. Сделать вывод:  Почему бактерии способны жить в местах, непригодных для других организмов?   

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Рассказ учителя с опорой на презентацию (Приложение 1) и знания учащихся
Слайды 2, 3 – изучение внешнего строения бактерий. Обращается внимание на слайд 2, как выглядят бактерии при увеличении в школьный микроскоп.
Слайд  4 – внутреннее строение бактериальной клетки.
Вопрос: Какая основная  особенность отличает строение клеток бактерий от клеток остальных царств?
На основании слайда 4 делают вывод, что бактерии отличаются отсутствием оформленного ядра, это признак надцарства прокариот или доядерных
Слайд 5 Сравнение растительной и бактериальной клетки.
Что общего в клетках растений и бактерий? О чем свидетельствуют черты сходства?
Чем отличаются эти клетки? О чем свидетельствуют отличия?

Вопрос учителя с целью перехода от изучения строения бактерий к процессам жизнедеятельности.
Если бактерии часть живого, какие процессы жизнедеятельности для них характерны?

Слайд 5. Сравнивают клетки растений и бактерий, называют черты сходства, делают вывод о клеточном строении всего живого.
Называют черты различия растений и бактерий, делают вывод о принадлежности бактерий к отдельному царству, о другом способе питания бактерий.

Называют общие признаки живого

Слайд 6. Учитель показывает процессы жизнедеятельности после того, как учащиеся называют общие признаки живого. Сверяют  свои ответы с верными
Слайды 7-8 учитель кратко характеризует движение, дыхание бактерий. Слушают, наблюдают
Слайд 9 – Типы питания учитель открывает схему, но дает учащимся задание по учебнику И.Н.Пономаревой Биология 6 класс
§ 51 стр.188. Озвучить схему способов питания бактерий, дать определение каждого из способов питания.
1. Самостоятельная работа с учебником индивидуальная, затем в парах  5 минут, выделяя главное в каждом способе питания.

2. Озвучивают схему «Типы питания»,  устно дают определение автотрофного и гетеротрофного способа питания, сапротрофного, паразитического и симбиотического способа питания.

Слайды 10, 11, 12 закрепление знаний о способах питания учащимися, т.к. этот материал изучается впервые. Используется прием от частного к общему. Поэтапно показываются примеры способов питания, и учащиеся должны назвать способ питания, тогда он появляется на экране Слайды 10, 11,12 называют способ питания и он подтверждается на слайде после правильного ответа
Слайд 13.  Демонстрация видеофрагмента
«Размножение бактерий»
После просмотра  отвечают на вопрос: Вставьте пропущенные слова в текст «размножение бактерий».
Слайд 13  Слушают и наблюдают размножение бактерий
Читают текст на слайде «Размножение бактерий»,  вставляя пропущенные слова. Если ответы верны, учителем по щелчку они красным цветом вставляются в текст
Слайд 14. Рассказ как бактерия переносит неблагоприятные условия, что такое спора и как она образуется.  После рассказа задается вопрос: Какие условия являются неблагоприятными для бактерий?

Учитель подводит итог,  мы изучили строение и процессы жизнедеятельности бактерий. Сейчас мы сможем ответить на  вопрос, поставленный в начале урока как приспособлены бактерии к выживанию в неблагоприятных условиях среды? Выписать в столбик приспособления в течение 3 минут. Работа индивидуальная и в парах.

Называют неблагоприятные условия, по щелчку учителя они появляются на экране другим цветом.

Самостоятельно или в парах анализируют полученную информацию,  выписывают в тетрадь черты приспособления бактерий к жизни в неблагоприятных условиях среды.

Слайд 15. Демонстрация краткой записи приспособлений Называют особенности и сверяют их с теми, что на слайде №15, корректируют записи в тетради.
Делают вывод, почему бактерии способны жить в местах, непригодных для других организмов.
Вывод учителя по данному блоку информации.
Бактерии очень разнообразны, как по строению, так и по процессам жизнедеятельности.  Значит, одни из них способны жить на глубине до 4 км в бескислородной среде, другие в виде спор переносят высокие температуры, а некоторые живут в горячих источниках, т.к. являются очень древними, и живут в тех условиях, какие были на Земле в начале развития жизни.
 

IV. Осознание и осмысление учебной информации

Цель: проверить понимание процессов жизнедеятельности, осознание полученной информации.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Читаю текст Общая масса всех бактерий, обитающих на Земле,  превышает массу всех других организмов, вместе взятых. 1 бактерия съедает в сутки в 30 раз больше своей массы, это все равно, что ученик 6 класса съедал бы в день больше тонны пищи. Нет такого органического вещества, которое бы не пошло в пищу бактериям. Какой вопрос у вас возникает? Как человеку защитить продукты питания от поедания бактериями? Формулируют  проблему
Как человеку защитить продукты питания от поедания бактериями?
Задание перед просмотром видеофрагмента.  Как человек хранит продукты питания от поедания бактериями

Цели:

1. Перечислите способы сохранения продуктов от бактерий.
2. Выявите закономерность, которую использует человек для сохранения продуктов от бактерий.

Демонстрация видеофрагмента – 2,5 минуты

В тетради перечисляют способы сохранения продуктов от бактерий.
Устно выявляют закономерность
Работа в тетради 5 минут
Способы сохранения продуктов от порчи
  1. Высушивание
  2. Соление
  3. Кипячение
  4. Маринование
  5. Замораживание
  6. Засахаривание
  7. Вакуумная упаковка

Закономерность – убить бактерии, задержать их размножение или перевести их в споры

Слайды 17, 18 Самоконтроль
Почему при покупке продуктов мы должны обращать внимание на срок их годности? Ответ направлен на соблюдение правил гигиены и сохранение здоровья
Вывод по уроку:

Ученые утверждают, что « Без созидательной и разрушительной работы микробов за считанные десятилетия исчезла бы жизнь на Земле». А.М.Прокашев Энциклопедия земли Вятской. Согласны ли вы с этим?
Ответы не полны, поэтому предлагается д/з

 

V. Информация о домашнем задании

Задание для всех – прочитать параграфы 50, 51,52, уметь отвечать на вопросы.

По желанию ответить на вопросы.

1. Ученые утверждают, что
«Без созидательной и разрушительной работы микробов за считанные десятилетия исчезла бы жизнь на Земле». А.М.Прокашев Энциклопедия земли Вятской. Согласны ли вы с этим?
2. Дайте оценку рекламе антибактериального мыла.

По телевидению рекламируют антибактериальное мыло, которое защищает кожу человека от бактерий. В составе его антибиотик, убивающий микробов. Есть ли преимущество у такого мыла перед любым другим? Опасно ли  для здоровья  его применение? Можете использовать любой источник информации, в том числе специалистов.

VI. Рефлексия

Цель: Осмысление себя в деятельности

Деятельность учителя

На партах лежит лист с тестом, повернутый обратной стороной. Выполните тест на этом листе – 3 минуты.

Деятельность учащихся

Самостоятельная работа по вариантам

Деятельность учителя: Проверьте свои  правильные ответы в соответствии с ответами на слайде 19. Поставьте себе оценку за работу на уроке.

Деятельность учащихся

Самопроверка и самооценка

Деятельность учителя: Поднимите руку, кто выполнил работу на 5, 4.

Деятельность учащихся: Поднимают руку.

Учитель благодарит учащихся за работу и напоминает  внимательнее изучить д/з тем, кто испытал трудности при работе с тестом.

Тест для самопроверки

I вариант

Проверь себя.

Слева перед порядковым номером вопроса поставь «+» или «–».

1. Бактерии – это прокариоты.
2. Бактери питаются только готовыми органическими веществами.
3. Паразиты питаются органическим веществом живых организмов.
4. Спора помогает  бактерии  только перенести неблагоприятные условия.
5. Бактерии относят к особому царству, т.к. строение их клетки отличается от других клеток.

II вариант

Проверь себя.

Слева перед порядковым номером вопроса поставь «+» или «–».

1. Бактерии самые древние из организмов.
2. Цианобактерии-гетеротрофы.
3. Сапрофиты питаются органическим веществом мертвых организмов.
4. Спора помогает  бактерии  только  расселиться.
5. Бактерии относят к прокариотам, т.к. в их клетке нет ядра.

Верные ответы:

I вариант: 1+, 2 –, 3 +, 4–, 5+ .
II вариант: 1+, 2–, 3+, 4–, 5+

Сосчитайте количество правильных ответов и поставьте себе оценку:

  • все верно – «5»;
  • 4 правильных ответа – «4»;
  • 3 правильных ответа – «3»;
  • меньше 3 правильных ответов – внимательно поработай дома!

Анализ урока (Приложение 2)