Использование метода проектов на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цель: обобщить знания учащихся о творчестве И.А. Крылова.

Задачи урока:

Образовательная: раскрыть единство формы и содержания басни.

Воспитательная: воспитывать нетерпимость к хамству, невежеству, лицемерию; внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей; личную ответственность за выполнение коллективной работы;

Развивающая: развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.

Оборудование:

  • интерактивная доска,
  • учебник «Литературное чтение 3 кл.1ч.» Л. Ефросинина,
  • книги с баснями Крылова И.А.

План-конспект урока литературного чтения

Эпиграф к уроку:
Его басни переживут века”
(К.Н. Батюшков)

1

Организация класса.

 

2

Работа по выставке книг. Работа в группах. Отчёт по прочитанному. Выразительное чтение басни, подготовленной дома.

 

3

Основная часть. Тема урока. Кроссворд

-Как называется короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди? (БАСНЯ)

ЗАДАНИЕ 1. - Кто найдёт больше крылатых выражений в баснях И.А. Крылова.

– Как называют писателей, которые пишут басни? (БАСНОПИСЦЫ)

ЗАДАНИЕ 2. - Кого из баснописцев вы знаете?

Заполнить схему.

- Каждый в группе запишет название тех басен, которые он читал, может назвать героев этой басни.

Итог: выбирается работа, которая полнее всего отражает творчество Крылова.

– Как называется нравоучение, основная мысль в басне? (МОРАЛЬ)

ЗАДАНИЕ 3. Соответствует ли мораль басне? Задание для группы.

– Главные участники басен? (ГЕРОИ)

ЗАДАНИЕ 4. - Как называется развитие действия? (РАССКАЗ)

ЗАДАНИЕ 5. - Какие прозвища даёт Крылов И.А своим героям? ( Лиса – плутовка; Ворона – вещунья, голубушка, светик; проказница Мартышка; попрыгунья Стрекоза, мой хитрец («Волк на псарне»)

– Как называется выражение, представление героев басни в образе живого существа? (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)

ЗАДАНИЕ 6.

- Продолжите фразы: Этот герой - выражение кротости (Ягнёнок, «Волк и Ягнёнок»);

Этот герой - выражение трудолюбия (Муравей, «Стрекоза и Муравей»);

Этот герой - выражение хитрости, ловкости, умения приспосабливаться, (Волк, «Волк на псарне»)

Этот герой - выражение глупости, невежества ( Петух, « Петух и Жемчужное Зерно)

– Как называется художественное изображение героев, событий произведения? (ИЛЛЮСТРАЦИИ)

ЗАДАНИЕ 7. - Назовите художников, которые иллюстрировали басни И.А. Крылова.

ЗАДАНИЕ 8. Викторина.

7) Конкурс на лучшее прочтение басни ( д\з читают по ролям)

Слушание басни «Волк и Ягнёнок» в исполнении В. Конкина.

Презентация «Басни Крылова И.А.», слайд 1

Приложение 1.1.

 

 

Приложение 1.2.

Презентация, Слайды 2-5

Приложение 1.3

(схема начерчена на ласт формата А-3, после выполнения все схемы вывешиваются на доску

Приложение 1.4

 

 

 

Презентация слайды 6,7)

Приложение 1.5.

Презентация, слайды 8-21

Презентация, слайд 21

4

Подведение итогов.

Награждение победителей вымпелами «Знаток творчества И.А. Крылова» (или «Лучший книгочей)

Чтение стихотворения М. Исаковского “И.А. Крылову” (читает учитель или подготовленный ученик).

Презентация, слайд 22

Приложение 1.6,

Приложение 1.7

5

Домашнее задание: подготовить страничку для книги-самоделки (рисунок к басне, отрывок из басни, справка о баснописце)

 

Тема: Доли

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить с долей числа.

Задачи урока:

  • научить: практически получать долю числа; записывать, читать и сравнивать доли;
  • развивать наблюдательность, мышление, речь учащихся; расширять словарный запас;
  • воспитывать толерантность, прививать желание соблюдать этические нормы поведения, необходимость соблюдения техники безопасности при работе с ножницами.

Планируемый результат: составление альбома - памятки «Доли».

Используемые технологии: проектирование; дифференцированное обучение.

Оборудование:

  • компьютер (ноутбук),
  • мультимедийный проектор,
  • экран;

для практической работы:

  • модели торта,
  • пирога,
  • шоколада.

Ход урока

I. Подготовка.

а) готовность к уроку; техника безопасности при работе с ножницами;

б) сообщение темы и цели проекта (презентация «Доли», слайд 1,2)

II. Планирование (слайд 3).

а) узнать что такое доля, получить долю числа; научиться записывать, читать и сравнивать доли;

б) информацию собирать и анализировать будем путем практической работы, из учебника и самостоятельной работы;

в) результаты исследовании занесем в альбом «Доли»;

г) разделимся на три группы, выберем консультанта, определим обязаности.

III. Исследование (слайд 4).

1) - Ребята, с каким событием у вас ассоциируется торт? Для кого он предназначен? Как нужно вести себя за столом? Кто разрезает торт? На какие части надо разрезать торт, чтобы никого не обидеть? (на равные).

(Практическая работа в группах. На столах 1-ой группы: модель круглого торта, 2-ой группы: модель пирога, 3-ей группы: модели шоколада (полоски цветной бумаги), ножницы).

а) Разрежем модели на две равные части (слайд 4).Как разрезали? Проверьте, равные ли части у вас получились (путем наложения). Можно сказать, что половина торта (пирога, шоколада) – это одна вторая доля торта (пирога, шоколада).

б) Разрежем наши модели на четыре равные части (слайд 4).Как разрезали? Части равны? Возьмите одну часть (долю). Какую долю вы получили? (Четвертую).

в) Какую долю получим, если каждую четвертую долю разделим пополам? (одна восьмая)

г) Доли можно записать и сравнить (слайд 5). Говорят так: одна вторая, записывают - посередине черта (разделили), под чертой знаменатель – показывает, на сколько частей разделили торт, над чертой числитель – сколько таких частей взяли. Прочитайте, какая доля выделена. Сравним доли. Какая доля самая большая? Самая маленькая? Поставьте знак «больше» или «меньше».

д) Закрепим знания. (Слайд 6). Соедини линиями рисунок и долю. Какая доля «лишняя»? Поставьте знак «больше» или «меньше».

Какой сделаем вывод? (чем больше равных частей надо получить, тем меньше доля по размеру)

IV. Физминутка. (Приложение 2.1)

2). Работа по учебнику (устно). (Представители каждой группы задание выполняют на интерактивной доске)

I группа: Прочитай и ответь на вопрос Знайки. Что больше: одна вторая доля яблока или четвертая доля?. (Приложение 2.2)

II группа: №2, стр.80 . (Приложение 2.3)

III группа: №1 (1) (Приложение 2.4)

3) Работа в тетради.

№1 (2) (Слайд 7). Чертеж выполняется под руководством учителя. Сколько долей получилось? Какая доля меньше: одна шестая или одна двенадцатая? Запиши.

V. Выводы: Составление памятки для альбома «Доли» по плану:

получение, название, запись, чтение, сравнение. (Слайд 8).

VI. Физкультминутка.

- Упражнения для глаз по тренажеру Базарного (Слайд 9).

VII. Самостоятельная работа.

1. Карточки с разноуровневыми заданиями (заготовлены на каждого ученика).

Дети самостоятельно определяют для себя задания и выполняют их. Работы проверяет консультант, а затем докладывает о выполнении самостоятельной работы учащимися группы)

I группа: (Приложение 2.5)

II группа: (Приложение 2.6)

III группа: (Приложение 2.7)

2). Творческое задание. (Слайд 10 )

Добавь еще одну страничку с заданием «Доля - в моей жизни».

3). Сделай вывод по данной теме: нарисуй знак «я справился!» или «мне надо ещё потренироваться». (Слайд 11)

VIII. Представление.

1) Устный отчет консультантов о выполненной работе, демонстрация альбомов. (Приложения 2.8, 2.9)

Были ли затруднения при выполнении самостоятельной работы? Помогла ли памятка справиться с самостоятельной работы? Кто сумел справиться без памятки?

2) Итог урока. (Слайд 12)

IX. Оценка результатов.

X. Домашнее задание (слайд 13).

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения. «Части речи 3 класс»

Тип урока. Обобщение изученного.

Темы урока. Части речи.

Цель урока. Обобщить знания учащихся о частях речи.

Задачи урока.

Образовательная:

  • развивать умение находить в тексте части речи, преобразовывать одну часть речи в другую;

Воспитательная:

  • добиваться искреннего, заинтересованного отношения к сказкам Андерсена, развивать эмоции и чувства;
  • воспитывать умение работать дружно и согласованно;

Развивающая:

  • развивать речь учащихся, пополнять словарный запас, прививать любовь к слову.

Ход и содержание урока

I. Организация детей на уроке.

Организация рабочего места .

II. Постановка цели урока, формулировка темы.

(У меня в руках зонт)

- Ребята, что у меня в руках?

- Зонт – это предмет

- Как называется часть речи, которая обозначает предмет?

- На какие вопросы отвечают имена существительные?

- Зонт, а он у меня какой?

- Вы подобрали признаки предмета, какая это часть речи?

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

- Ребята, я что сделала?

- Я произвела действия. Как называются слова, которые обозначают действия предмета? На какие вопросы они отвечают?

- Как объединить эти понятия?

- Итак, тема урока. Презентация «Части речи» Слайд 1.

- Какую цель мы перед собой поставим? Слайд 2

- Ребята, у меня зонтик не простой, он у меня волшебный. Слайд №3

Пестрый зонтик – это небо сказочного мира, в который мы попадаем, читая сказки Андерсена.

III. Списывание с комментированием.

- Что такое имя существительное?

- Закрасьте красным цветом имена существительные в тексте.

- Все ли имена существительные отвечают на вопрос что?

- Назовите существительное, которое отвечает на другой вопрос?

- Почему это слово пишется с заглавной буквы?

- Детьми были когда-то все люди. В детстве всё интересно и важно: цветы и самодельные игрушки, кукольный театр и прогулки по городу. Но самым важным и интересным в жизни Ханса были истории, сказки, которые по вечерам рассказывала ему бабушка. Ханс внимательно слушал, запоминал, и ему самому хотелось рассказать обо всём, что приходило ему в голову.

- Чьё детство напоминает вам это факт из жизни Андерсена?

IV. Словообразование.

- Если бы в речи были только имена существительные, то было бы скучно, потому что все предметы казались бы одинаковыми, их трудно было бы различить. - А что за часть речи, которая помогает украсить имя существительное.

- Мы с вами в сказочном мире, давайте превратим имена существительные в имена прилагательные. Слайд 4.

V. Творческая работа.

а) Подбор имён прилагательных к именам существительным. Слайд 5.

б) Построение предложения, синтаксический разбор. Слайд 6.

VI. Физминутка. Слайд 7.

VII. Работа с текстом.

Дифференцированное задание. Слайд 8.

VIII. Выполнение разноуровневых заданий.

Слайд9

IX. Творческая работа. Составление синквейнов. Слайд10,11.

X. Рефлексия. Слайд12.

У Андерсена были сложные отношения с одноклассниками, и только девочка по имени Сара симпатизировала ему. Однажды она подарила ему белую розу, Андерсен был потрясён до глубины души и запомнил это событие на всю жизнь. С тех пор розы стали его любимыми цветами. Сейчас мы с вами попробуем вырастить свой розовый куст.

Перед вами на листочках записаны задания, ответьте на вопросы теста и закрасьте лепестки розы.

XI. Пропедевтика изучения части речи – местоимений.

Слайд3.

- Мы не открыли одну часть. Почему?

XII. Самооценка.

Шкала для самооценки у каждого

Тема: «Приставки – труженицы».

Цель: обобщить знания учащихся о приставках.

Задачи урока:

Образовательная:

  • развивать умения писать приставки слитно; осознанно употреблять слова с приставками;
  • классифицировать по разным правилам;

Воспитательная:

  • воспитывать толерантность – терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей;
  • воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы;

Развивающая: развивать речь учащихся, пополнять словарный запас, прививать любовь к слову.

Планируемый результат: составленная схема – опора.

1. Организационный момент. Презентация «Приставки – труженицы»

2. Погружение в проект. Чтение текста «Игра с приставками».

- Представьте себе, что вы сидите перед телевизором.

- Представили.

- Я вам скажу: «В» Что вы сделаете?

- Включим телевизор. А если я скажу: «ПЕРЕ»?

- Переключим на другую программу. А если я скажу: «Ото»?

Какой вывод можно сделать из этой игры? Вывод прямо-таки напрашивается: каждая приставка несёт смысл.

3. Определение темы и цели проекта. Много ли на свете приставок?

Все русские приставки вам хорошо известны. Каждый день вы их и слышите, и произносите, и читаете. Сколько же их?

- Возьмите бумагу и ручку, вспомните как можно больше, запишите и пересчитайте.

Итак, существует 49 приставок и их вариантов. Перед вами список тех приставок, которые мы изучили в начальной школе. (Слайд №2)

- Вспомните стихотворение С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы..»

Есенин, родившийся в селе Константинова, на Рязанщине, полюбил природу с ранних лет.(Слайд №3)

Послушайте отрывок из его детских воспоминаний: «Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и я радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов».

- Найдите в стихотворении слова с приставками и запишите их в тетрадь. (Слайд №4). (Проверка фронтальная с использование интерактивной доски.)

Обобщение:

- что такое приставка? для чего служит приставка?

- Для разных приставок - разные законы.

Сегодня мы составим схему – опору, которая поможет до конца разобраться в правилах написания приставок.

4. Организация деятельности. Деление детей на группы (работа с консультантами)

- Разделите данные приставки на три группы. (Слайд №5)

1-я группа. Приставки, которые пишутся всегда одинаково.

2-я группа. Приставки, которые в одних словах пишутся с буквой з, а в других с буквой с.

3-я группа. Приставки при- и пре-, написание которых определяется смыслом слова.

- Вас я также разделю на три группы.

- В каждой группе назначаю консультанта. (Сильный ученик)

- Форма представления – устный отчёт, в котором вы должны:

а) перечислить приставки данной группы.

б) рассказать правило написания.

в) привести пример слов с данными приставками.

- Представлять группу может как один человек, так и несколько.

- Получите задания.

Физкультминутка: тренажёр Базарова, дыхательная гимнастика. (Слайд №6)

5. Самостоятельная работа. Каждый ученик в группе получает карточку. Дети выполняют задание, консультант проверяет, делают выводы, готовят устный отчёт. (Приложение 3.1)

6. Представление.

Отчёт первой группы.

Вывод: приставки за-, на-, над-, о-, от-, ото-, до, под, подо, об, обо, по, про

в, во, вы, с, со, у - всегда пишутся одинаково.

Высвечивается схема. (Слайд №7)

Для закрепления предлагается 3-х уровневое задание. Учитель может сам распределить уровни между детьми. Или дети сами выбирают себе уровень. (Слайд №8)

1-й уровень – стандарт.

2-й уровень – с элементами творчества, уметь применить изученное правило.

3-й уровень – творческий, развитие творческих способностей.

Проверка осуществляется в виде самопроверки (слайд с готовыми ответами) и выборочная проверка учителем. (Слайд №9)

Отчёт 2-й группы.

Вывод: приставки без, бес, вз, вс, раз, рас, из, ис, воз, вос, низ, нис, через, черес – перед глухими согласными пишу с, перед звонкими согласными пишу з.

Высвечивается схема. (Слайд №10)

Закрепление.

Для закрепления предлагается 3-х уровневое задание. Учитель может сам распределить уровни между детьми. Или дети сами выбирают себе уровень.

(Слайд №11)

1-й уровень – стандарт.

2-й уровень – с элементами творчества, уметь применить изученное правило.

3-й уровень – творческий, развитие творческих способностей.

Проверка осуществляется в виде самопроверки (слайд с готовыми ответами) и выборочная проверка учителем. (Слайд №12)

Отчёт 3 группы.

Вывод: пишу –пре в значении очень, пере, в остальных случаях пишу -при.

Высвечивается схема. (Слайд №13)

Закрепление.

Для закрепления предлагается 3-х уровневое задание. (Слайд №14)

Проверка осуществляется в виде самопроверки (слайд с готовыми ответами) и выборочная проверка учителем. (Слайд №15)

Наша работа была плодотворной - составили схему-опору. Мы теперь знаем вес правила написания приставок. Чтобы не запутаться в них, рассуждай так…(чтение схемы-опоры). (Слайд №16)

7. Испытание проекта.

Все вы знаете замечательного русского писателя Л. Н. Толстого. (Слайд №17; приложение 3.2)

- Прочитайте басню (читает ученик). (Слайд №18)

- Выпишите слова с приставками (при проверке указать, к какой группе относится).

Приказал, согласие, принести, сломайте, развязал, переломили, поодиночке, врозь, погубит, одолеет, ссориться.

(Если этимологически связь слов устанавливается с трудом, можно выделить как корень).

Мораль басни: «Люди слабы поодиночке и сильны единством».

8. Рефлексия. Самооценка и взаимооценка деятельности и её результативности.

(Слайд №19)