Разработка урока литературы по тексту рассказа И.А. Бунина "Роман горбуна"

Разделы: Литература


Тип урока: классного чтения и изучения художественного произведения.

Цели:

  • познакомить учащихся с рассказом И.А. Бунина;
  • развивать умение анализировать текст, выражать свои мысли;
  • развивать критическое мышление учащихся.

Оборудование:

  • подготовленные тексты рассказа (Приложение 1),
  • медиапроектор,
  • презентация (Приложение 2),
  • музыкальное сопровождение (композиция «Бабочки» Р.В. Тяна).

Основной прием - «Чтение с остановками».

Ход урока

Работа учителя

Работа учащихся. Примечания

1. Организационный момент

2. Стадия вызова

Звучит музыка

На доске запись: Роман горбуна

О чем говорит вам это словосочетание?

Любовь горбуна, роман о горбуне и т.д.

Мне хотелось бы познакомить вас с маленьким рассказом Ивана Алексеевича Бунина, из серии так называемых «крохоток», написанных в 1930 году, он так и называется - «Роман горбуна»

О чем он, как вы думаете?

Слайд №1

Предположения:

О любви, о горбуне…

 

А что такое для вас любовь?

Счастье, радость, страдания…

(можно привязать к героям)

3. Стадия осмысления

 

Давайте прочитаем этот рассказ, используя волшебный листок, - чтение с остановками. Читаем только тот фрагмент, который я скажу, и постепенно открываем текст.

Проверим наши предположения.

 

Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание:

Что интересного в этой строчке? Не возникло ли у вас вопросов к автору?

Горбун и любовное письмо… необычно

«Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю вас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...»

Какой вопрос у вас возникает?

Что мы можем предположить?

Что будет дальше?

Почему молодая и богатая влюбилась в горбуна?

Развлечься захотела…

Ничего хорошего не выйдет

Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь!

Оказывается – первое письмо! Первое свидание…

 

В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа.

А почему – рокового часа?

 

Давайте обратим внимание на цвета:

Какой оттенок превалирует?

Холодные тона

Почему?

Продолжим чтение, не забывая о диалоге с автором.

Серый, лиловый, сиреневые, фиалки.

Холод, безнадежность, неуверенность…

Родственные души…

Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье.

Как вы думаете, будет ли то самое счастье?

Но он ведь его предвкушает, ждет.

Почему, по каким словам мы понимаем, что счастья не будет?

Нет…

роковой час, грозно, содрогнулся, страхом

Не спешите читать дальше, как думаете, почему же оцепенел? Ваши мысли?

Кто-то, кого он не ожидал увидеть

Ослепительная красавица…

Старая знакомая…

Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте:

навстречу ему, в розовом свете (может быть, это цвет зарождающейся надежды?) весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья.

Беспощаден кто-то к человеку!

Горбунья… ожидали ли вы такого поворота?

И по новому мы читаем слова письма: «молода, богата, свободна… хочу надеяться, что Вы найдете во мне душу, родную Вам…»

 

Что означают последние слова?

Разочарование горбуна

Страшная безысходность и грусть…

В этих словах вся наша жизнь – с ее вечными надеждами, взлетами и падениями…

Трагическая интерпретация темы человеческой судьбы, сокрушительный вывод-итог

 

 

4. Стадия рефлексии

 

 

 

Вернемся к заглавию:

А был ли роман?

Но присутствует ли любовь?

Похоже, что нет

Да

 

 

Назовите ключевое слово рассказа

Любовь

 

 

Как итог наших рассуждений, составим синквейн. Напомню схему написания синквейна, она перед вами.

Слайд №2

Синквейн

  1. существительное
  2. прилагательные
  3. глаголы
  4. фраза из 4 слов
  5. существительное-синоним

Составляем вместе

(Звучит музыка)

 

Любовь – трагедия, разочарование, озарение…

Домашнее задание:

Прочитайте рассказы И.А. Бунина о любви. А какой предстает любовь в других рассказах? Напишите эссе на тему «Любовь в изображении И.А. Бунина»

 

Комментарий к уроку (Приложение 3)

Вот такие синквейны получились у школьников:

Любовь

туманная, печальная

испытывает, обманывает, мучит

Предвестница разлуки

Долгий сон

Любовь

горькая, безответная

заблуждает, кружит, уводит

Один обман кругом

Морока

Когда мы с детьми прочитали этот рассказ, некоторые не согласились с печальной безысходностью, которую слышим в последних словах. Поэтому они предприняли попытку дописать свой конец. Одна девочка предложила такой вариант:

Когда закат алел вдали,
То в этом розовом сиянии
Два силуэта вместе шли
Из сквера к дому со свидания.

Два одиночества смогли
Найти друг в друге утешение,
Поверьте, счастливы они,
Остались в прошлом все сомнения.