Урок-путешествие по русскому языку по теме "Орфограммы корня, О–Ё после шипящих, слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи (закрепление)"

Разделы: Русский язык


Цель:

  • обобщение и закрепление знаний по теме «Орфограммы корня, О - Ё после шипящих,
  • слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»

Задачи:

Образовательные:

  1. Создать условия для расширения и закрепления знаний об орфограммах корня, правописания О - Ё после шипящих, слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи.
  2. Обобщить и систематизировать знания по теме«Орфограммы корня, О-Ё после шипящих, слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».

Развивающие:

  1. Способствовать развитию познавательных, мыслительных, коммуникативных способностей учащихся.
  2. Формировать умения выделять главное, существенное, синтезировать, обобщать, сопоставлять.
  3. Содействовать выработке навыков самоконтроля и самоанализа учащихся.
  4. Содействовать развитию памяти, речи, навыков учебного труда.

Воспитательные:

  1. Способствовать формированию познавательных способностей, мотивации учения и положительного отношения к знаниям у учащихся.
  2. Способствовать формированию мыслительной культуры, умения соблюдать логику рассуждений.

Оборудование, наглядность:

  • мультимедийный проектор,
  • карточки-подсказки (приложение № 1),
  • карточки с индивидуальным заданием,
  • папка заданий,
  • демонстрационный материал,
  • рабочая карта учащегося (приложении № 2),
  • магнитофон,
  • запись классической музыки

Ход урока

1. Орг. момент. Сообщение темы и цели.

Друзья, сегодня мы проводим заключительный урок по теме «Орфограммы корня, О - Ё после шипящих, слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»

Целью нашего урока будет проверка знаний по теме, проверка умения дружно работать в парах, умения работать самостоятельно.

Сегодня мы отправляемся с вами в познавательное путешествие на остров Орфографии. Его девизом станут слова: «Знание – сила».

Остров Орфографии в нашем мире есть,
Собрались здесь Правила, сколько их – не счесть!
Мы по острову пойдём,
Орех знания сгрызём!

(Слайд №3)

У вас на столах персональные рабочие карты, карточки для самостоятельной работы, карточки - подсказки.

Вы можете сегодня заработать «знайки», которые в конце урока конвертируются в отметку, деньги даются в обмен за ваши знания.

Остров Орфографии заколдовал злой волшебник, чтобы его расколдовать, необходимо выполнить все задания, приготовленные волшебником.

Итак, начинаем наше путешествие по острову Орфографии.

2. Проведение путешествия

1. Бухта Корневая (орфограммы корня) (Приложение № 3)

А) Повторение правил (устно)

Б) Выполнение тестового задания:

Вариант 1.

1. В каком слове пишется буква «а»

а) предл…гать
б) прил…жу
в) зал…жу
г) р…сток

2. В каком слове пишется буква «а»

а) изл…жжение
б) отр…сль
в) зар…сли
г) выр…с

3. В каком слове пишется буква «о»

а) сл…гаемое
б) выр…сти
в) зар…сли
г) р…стительность

4. В каком слове пишется буква «а»

а) распол…жжение
б) пол…г
в) выр…сли
г) пол…гаться

5. В каком слове пишется буква «е»

а) выб…рать
б) выт..рать
в) бл…стеть
г) расст..лать

Вариант 2.

1. В каком слове пишется буква «а»

а) предл…гать
б) выл…жить
в) пор…сль
г) выр…сли

2. В каком слове пишется буква «а»

а) пол…г
б) отр…сль
в) зар…сли
г) выр…с

3. В каком слове пишется буква «о»

а) прил…гательное
б) выр…сти
в) сл…жение
г) р…стовщик

4. В каком слове пишется буква «а»

а) предл…жжение
б) изл…жжение
в) зар…сли
г) предл…гать

5. В каком слове пишется буква «е»

а) выб…ру
б) расст..лать
в) выт..рать
г) зам…рать

В) Проверка (Слайд № 4)

2. Горы Сложные (Творческий диктант)

Составить словосочетания так, чтобы в корне были разные гласные, объяснить выбор гласной в корне:

  • Развивается - развевается;
  • Поласкать - полоскать;
  • Посидеть - поседеть

(2 учащихся работают у доски, остальные самостоятельно, проверяем, сверяясь с доской)

3. Речка -О-, -Е-,(–Ё-) (Распределительная работа)

Чудо-речка перед нами
Да со странными словами:
О, Е, Ё по ней плывут,
Вам задание несут.
Через речку вы пройдите-
Орфограмму здесь найдите.

(Слайд № 5)

Ребята, в нашем путешествии необходимы не только знания, но и умение работать вместе с товарищем, желание поддержать его в трудную минуту. Вам предлагается поработать в парах, распределяя слова на две группы.

( На партах находятся конверты со словами .)

Руч…нка, товарищ_м, волч_к, рож_к, собач_нка, нож_ньки, ш_рох, ш_пот, ноч_вка, мыш_нок, ж_лтый, ж_нглёр, свеч_й, свежего.

Проверка (Слайд № 6) (самооценка: 2 правильно распределённых слова – 1 «знайка»)

4. Корабли СЛИТНО и РАЗДЕЛЬНО (слитное и раздельное написание НЕ- с разными частями речи)

Как добраться до земли?
Корабли видны вдали.

Посади пассажиров на корабль

Хоть мы умны не по годам,
Не всё нам ясно и понятно,
Как пассажиров разместить,
Нас мучает всех невероятно.

(Слайд № 7)

(Не)взгоды, (не)решительность, (не)приятель, (не)вежа, (не)друг, а враг, (не)доумение, (не)лепость, вовсе (не)красивый, (не) видимка, (не)достаток, (не)приязнь, (не)омрачают, (не)слышал, (не)домогать, (не)здоровилось, (не)широкая, но глубокая река

Релаксация (под музыку «Драгоценность», «Облако»)

5. Полуостров трудностей (дифференцированное задание) (Приложение № 4)

Карточка А.

1.Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы (а-о).

(Не)брежный, очень (не)значительная ошибка, (не)широкая, а узкая реч…нка, (не)взгоды, нисколько (не)лучший выход, (не)терпение и стойкость, а слабость и (не)устойчивость, (не)трудный вопрос, весьма (не)удачный пример. (не)кр…сивый плащ, (не)ряшливый ученик.

2.

  1. Васютка понимал, что выйти в тундру-это ещё (не)сп…сение.
  2. Нет, это (не)Енисей.
  3. Заст…нали гагары, вещая (не)погоду.
  4. Васютка видел, что это (не)обыкновенный п…роход, а двухпалубный пассажирский теплоход.
  5. (Не)туман белеет в тёмной роще

Карточка Б.

1. Спишите, раскройте скобки.

(Не)брежный, очень (не)значительная ошибка, (не)широкая, а узкая речонка, (не)взгоды, нисколько (не)лучший выход, (не)терпение и стойкость, а слабость и (не)устойчивость, (не)трудный вопрос, весьма (не)удачный пример. (не)красивый плащ, (не)ряшливый ученик.

2.

  1. Васютка понимал, что выйти в тундру-это ещё (не)спасение.
  2. Нет, это (не)Енисей.
  3. Застонали гагары, вещая (не)погоду.
  4. Васютка видел, что это (не)обыкновенный пароход, а двухпалубный пассажирский теплоход.
  5. (Не)туман белеет в тёмной роще.

Карточка В.

1. Спишите, раскройте скобки, используя карточку-подсказку.

(Не)хотят, вовсе (не)красавица, (не)хватка времени, (не)правда, а ложь, (не)яркое солнце, (не)погода, (не)здоровится, (не)вижу, мой друг (не)трус, (не)ряха.

2.

  1. В нашем озере рыба водится (не)крупная, а мелкая.
  2. Его рассказ был нисколько (не)интересным.
  3. Каштанка глядела на (не)знакомца сквозь снежинки, нависшие на ресницы.

3. Дом. задание.

1. Составьте 5 предложений со словами: росток, излагать, шорох, загореть, расположен.

2. Составьте перфокарту с орфограммами: «О и Ё после шипящих», или «Безударные гласные в корне слова», или « О-А в корнях –раст-, -ращ-, -рос-, -лаг-, -лож-»

3. Составьте текст со словами на изученные орфограммы.

(5-7 предложений)

4. Подведение итогов. Самооценка. (Слайд № 8)

Итак, друзья, весь остров обошли
И для себя мы истину нашли:
Чтоб трудности нам были не помеха,
Берём с собой друзей для большего успеха,
Ведь друг в беде не бросит никогда,
Счастливым путь наш будет, да – да – да!