Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. Десятичные дроби. Операции над десятичными дробями. Сложение десятичных дробей

Разделы: Математика


Цели:

  • ознакомить учащихся с приемами выполнения сложения десятичных дробей;
  • подвести к пониманию того, что сложение выполняется по разрядно.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод обучения: исследовательский.

Оборудование: карточки с упражнениями, цветные мелки, карандаши.

Этап урока и комментарии к нему Деятельность учителя Деятельность ученика
Организация работы. Привлечение ранее изученного материала

к рассмотрению нового

Записываем тему урока, дату в тетради.

Вопросы:

1. Какие дроби называют десятичными? В чем их отличие от обыкновенных?

2. Можно ли из обыкновенных дробей получить десятичные дроби?

3. Выполните необходимые операции для перехода от обыкновенных дробей к десятичным.

Записывают тему урока, дату в тетради. Отвечают на вопросы.
Рассмотрение нового материала Сейчас я предлагаю выйти к доске некоторых ребят и попробовать "в уме" решить следующие примеры. (У доски работают учащиеся "среднего уровня".) Примеры

1. 4,3 + 0,11 =

2. 14,3 + 2 =

3. 32,3 + 0,03 =

4. 6,9 + 2,6 =

Устный счет

4,41

16,3

32,33

8,15

Письменно
Проверим устно выполненные примеры письменно по правилам сложения обыкновенных дробей. То есть, прежде всего переведем наши дроби в обыкновенные Решение учащихся
Вопрос классу:

- Откуда взялась одна целая в последнем примере?

Сравнение решения через обыкновенные дроби с устным счетом.
Вывод правила действия при сложении десятичных дробей Каким способом легче и правильнее решать примеры с десятичными дробями? Как выполнить сложение через десятичную запись? 4,30 + 0,11 = 4,41 или записью столбиком

При сложении столбиком нужно записывать числа так, чтобы запятая была под запятой.

Учащимся даются задания, которые выполняются, опираясь на ранее сделанные выводы Теперь попробуйте сами решить следующие примеры с карточки № 2 Карточка № 2

1. 5,3 + 2,45 =

2. 1,7 + 1,75 =

3. 0,3 + 17 =

4. 216,03 + 0,1 =

Далее дается карточка № 3, в которой необходимо проверить правильность решения Карточка № 3

1. 4,5 + 1 = 4,6

2. 0,2 + 0,8 = 0,10

3. 23,1 + 22 = 45,1

4. 16,1 + 13,9 = 30

Подведение итогов Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: 1. В чем сходство и различие обыкновенных и десятичных дробей?

2. Как выполнить сложение десятичных дробей? Какими дополнительными операциями оно сопровождается?

3. Отметьте фигурку, которая соответствует вашему настроению после урока:

Запись домашнего задания В качестве домашнего задания вам будут даны два примера

Тема: "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"

Цель:

  • обобщить и закрепить умения и навыки учащихся работы с координатной прямой;
  • вывести правила сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками;
  • развивать умение аргументировать свои выводы, опираясь на ранее полученные знания.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: поисково-исследовательский.

Оборудование: карточки для каждой группы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовительный этап.

Сегодня, ребята, я предлагаю вам самим вывести правила сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками. А поможет вам в этом карточка-путеводитель. (Консультация по работе с карточкой-путеводителем.)

3. Актуализация опорных знаний: УЭ - 0, 1, 2.

4. Изучение нового материала.

- Вывод правила сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками: УЭ - 3.

- Проверка верности вывода правила: УЭ - 4.

- Обсуждение и представление своих выводов: УЭ - 5.

5. Итог: УЭ - 6.

6. Домашнее задание: индивидуальные карточки.

Карточка-путеводитель

Группа 1

УЭ Задания Инструкции к деятельности
УЭ - 0 Общая цель: вывести правила сложения отрицательных чисел.

Устно ответьте на вопросы:

- Какие числа называются отрицательными?

- Как они расположены на координатной прямой?

Послушайте инструкции учителя
УЭ - 1 Цель: решить примеры с помощью координатной прямой и найти закономерность:

-3 + (-4) =

-2 + (-1) =

-5 + (-6) =

Работай индивидуально.

Обсудите свои результаты в группе

УЭ - 2 Цель: проверить правильность найденной закономерности.

На основе найденной закономерности решите следующие примеры без помощи координатной прямой:

-10 - 3 =

-9 - 2 =

-7 - 9 =

Проверьте правильность с помощью координатной прямой

Работай индивидуально
УЭ - 3 Цель: сформулировать правило сложения отрицательных чисел без помощи координатной прямой.

Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел. Сверьте свой вариант с правилом, приведенном в учебнике.

Работы с учебником
УЭ - 4 Цель: обсуждение и подведение итогов. Выберите представителя группы для презентации своего правила Представитель от группы работает у доски, раскрывает суть своей работы, итоги
УЭ - 5 Цель: ознакомиться с работой другой группы Сделать краткий конспект в тетради, записать вывод второй группы
УЭ - 6 Итог урока. С какими двумя новыми правилами сегодня познакомились? Сформулируйте их. Примените при решении следующих примеров. (Работаем устно.)

а) 50 + (-70)

б) -20 - 30

в) 32 + (-20)

г) -12 - 13

Вместе с классом
Домашнее задание

Карточка-путеводитель

Группа 2

УЭ Задания Инструкции к деятельности
УЭ - 0 Общая цель: вывести правила сложения положительных и отрицательных чисел.

Устно ответьте на вопросы:

- Какие числа называются отрицательными?

- Как они расположены на координатной прямой относительно начала координат?

Послушайте инструкции учителя
УЭ - 1 Цель: решить примеры с помощью координатной прямой и найти закономерность:

-3 + 5 =

-5 + 2 =

4 + (-3) =

Работай индивидуально.

Обсудите свои результаты в группе.

УЭ - 2 Цель: проверить правильность найденной закономерности.

На основе найденной закономерности решите следующие примеры без помощи координатной прямой:

-10 + 5 =

-25 + 10 =

1 + (-4) =

Проверьте правильность с помощью координатной прямой.

Работай индивидуально
УЭ - 3 Цель: сформулировать правило сложения отрицательных чисел без помощи координатной прямой.

Сформулируйте правило сложения положительных и отрицательных чисел. Сверьте свой вариант с правилом, приведенным в учебнике.

Работай с учебником
УЭ - 4 Цель: обсуждение и подведение итогов. Выберите представителя группы для презентации своего правила. Представитель от группы работает у доски, раскрывает суть своей работы, итоги
УЭ - 5 Цель: ознакомиться с работой другой группы. Сделать краткий конспект в тетради, записать вывод второй группы
УЭ - 6 Итог урока. С какими двумя новыми правилами сегодня познакомились? Сформулируйте их. Примените при решении следующих примеров (работаем устно):

а) 50 + (-70)

б) -20 - 30

в) 32 + (-20)

г) -12 - 13

Вместе с классом
Домашнее задание

Тема: "Десятичные дроби. Операции над десятичными дробями"

Цели:

  • обобщить и закрепить знания и умения учащихся на правила выполнения операций над десятичными дробями;
  • проверить сформированность ЗУН учащихся на выполнение операций над десятичными дробями.

Тип урока: устная контрольная работа.

Метод обучения: игровая форма.

Оборудование: карточки с упражнениями, карточки лото, карточки-основы.

I. Ход урока. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

- Что такое десятичные дроби?

- Какие операции мы можем совершать над десятичными дробями?

- Каких правил при этом мы должны придерживаться?

III. Проверка ЗУН через игру.

Теперь поиграем необычное лото. Прежде чем вы соберете картинку с помощью лото, вам предстоит решить примеры на выполнения действий с десятичными дробями. Каждая команда получает задания, делит примеры по количеству учащихся. А теперь, если вы готовы, то вперед! Задания на карточках у каждого.

Карточка

1. 0,5 : 0,01 =

2. 0,14  + 0,46 =

3. 6,4 * 0,1 =

4. 0,32 - 0,31 =

5. 200,2 - 100,3 =

6. 7,1 * 2 =

7. 0,12 - 60 =

8. 1,6 : 0,2 =

9. 8,4 + 1,2 =

10. 9 - 1,5 =

11. 13 - 0,4 =

12. 0,7 * 0,7 =

13. 0,12 : 6 =

14. 1,7 + 3,3 =

15. 11 - 4,6 =

16. 0,09 * 90 =

17. 96 : 20 =

18. 2,08 + 2,2 =

19. 0,07 * 8 =

20. 20,1 * 5 =

IV. Подведение итогов. Если вы правильно все решили, то у вас должна получиться некоторая картинка, но предупреждаю, что не все так просто. А где именно подвох вы поймете сами, едва взгляните на получившуюся картинку.

V. Домашнее задание. Придумать кроссворд по теме.

Приложение

Карточки лото. С лицевой стороны произвольная картинка, с оборотной стороны ответы на примеры - обязательно упорядочены. Желательно сделать кармашки-вкладыши из полиэтилена с нумерацией согласно примерам.