Урок-эксперимент "Визуальные побеги" (6-й класс)

Разделы: Биология

Класс: 6


Цель: сравнить строение надземного и поземного побега (клубень картофеля), показать особенности строения луковицы, корневища, продолжать формировать навыки выполнения практических работ и биологического рисунка, актуализировать знания о строении побега и корня.

Оборудование: клубни картофеля, луковицы лука, крахмал, лупа, пинцет, препаровальные иглы, скальпели, раствор йода, пипетки, стакан с водой.

Ход урока

1. Сообщение цели урока

Учитель: Сегодня на уроке мы должны будем выяснить, чем являются клубень картофеля и луковица лука: видоизменёнными побегами или корнями растений.

2. Актуализация знаний по теме: побег и корень

– Распределите понятия на две группы: побег, корень.

(На доске размещены карточки со словами: побег, корень, междоузлие, придаточные, боковые, главный, почка, верхушечная, пазушная, листовой рубец, стебель, луб, древесина, сердцевина, пробка, стебель, лист.)

– Вставьте пропущенное слово

………– осевой надземный орган растения. Участок стебля, на котором развивается лист, называют узлом, а расстояние между двумя узлами – ……... Зачаток нового побега – ……... Почки могут располагаться на верхушке побега, тогда их называют ………... А могут располагаться в пазухах листа, и тогда их называют ………. Осевая часть побега – ………. Он выполняет ………

функцию, ……….. функцию, фотосинтезирующую функцию, ……….. функцию. Стебель древесного растения покрыт ………... Внутренняя часть коры – ……….- содержит ситовидные трубки. Основная их функция – проведение …………… ………….Основная часть стебля – …….

Основная функция древесины ……….. В центре стебля находится – ………, в которой откладывается ……….. ………. …………..

– Учащиеся обмениваются работами и проверяют правильность выполнения задания, исправляют ошибки.

3. Лабораторная работа: Строение клубня

а) Найди в тексте учебника (стр.122), что обозначают понятия: глазки, бровки, столон.
б) Рассмотри клубень картофеля. Найди на его поверхности верхушечную и пазушную почки, рубцы от листьев, рубец от отделившегося столона.
в) Рассмотри глазки, подсчитай их количество …………….

Какого их расположение на клубне?
Как называется часть клубня, где больше глазков?
Как называется противоположная часть клубня, где расположен рубец от столона?

г) Зарисуй внешний вид клубня и подпиши его части.
д) Положи в стакан с водой крахмал, размешай его стеклянной палочкой (делай это аккуратно), добавь несколько капель раствора йода. Запиши свои наблюдения.
е) Разрежьте клубень картофеля на две части, капните каплю раствора йода. Как изменилась окраска разреза клубня? Запиши свои наблюдения.

Какие вещества отложены в клетках клубня?
Какого значение клубня в жизни растения?

ж) Запиши признаки, доказывающие, что клубень – это видоизменённый побег.

4. Лабораторная работа: Строение луковицы

Откройте учебник на стр.123 и выполни лабораторную работу: строение луковицы.

5. Строение корневища

Рассмотри строение корневища по рисунку учебника 93 (стр.121). Найди признаки по которым можно доказать, что корневище это видоизмененный побег.

6. Работа с текстом

Учебник, стр.121–123. Заполни таблицу: видоизменённые побеги.

7. Подумайте и ответьте

Тракторист перепахал поле, на котором было много пырея, и заявил: “Ну, больше он не будет мешать расти картофелю!” Так ли это? Чего не знал тракторист?

8. Найдите биологические ошибки в следующих предложениях:

А. Плоды картофеля – клубни, содержат много крахмала.
Б. На верхушке корневища ландыша легко обнаружить корневой чехлик.
В. Кочан капусты является видоизменением корня.

Запишите верные высказывания в тетрадь.

9. Творческое задание

Найдите в дополнительной литературе биологические меры борьбы с сорняками имеющими корневище. Какого их лекарственное значение?

Составь каталог многолетних цветов имеющих корневище и луковицу, которые можно использовать для озеленения пришкольной территории. Составьте план – схему клумбы, цветущей с ранней весны до поздней осени.

Таблица: “Видоизменённые побеги”

Видоизменённые побеги Примеры
Корневище  
Клубни  
Луковицы