Из опыта работы по спецкурсу "Основы научно-исследовательской деятельности учащихся"

Разделы: Внеклассная работа


В последние десятилетия стала особенно ощутимой потребность в думающей, ищущей, творческой личности. Проблемы социальных отношений, производства, науки, техники и быта и общения людей уже настолько усложнились, что решать их становится все труднее. Человеку приходится самому думать, искать, перебирать, взвешивать и оценивать разные варианты действий. Границы современного мира постепенно размываются, у людей из разных стран появляется больше возможностей для общения, взаимодействия не только при личной встрече, но и через современные средства связи. Важно, чтобы полученные знания оставались не только теоретическими, но и применялись на практике. Один из путей применения знаний на практике – научно-исследовательская деятельность. Занимаясь научно-исследовательской деятельностью, ученик получает прекрасный стимул к дальнейшему самообразованию, самосовершенствованию, углублению и расширению знаний, обретает навыки самостоятельной работы. Кроме того, многих учащихся интересуют творческие проекты. Для того, чтобы создать что-то свое (например, переводы литературных произведений, написание статей, сочинение стихов и рассказов) необходимо иметь хорошие теоретические знания по грамматике, стилистике языка и т.д.

Результативность ведения научно-исследовательских работ зависит от многих навыков и умений. Это и умение выбрать актуальную интересную тему, работать с литературой. К сожалению, нередко бывает так, что учитель выполняет основную часть работы, а ученик только представляет ее. Или же ученик умеет вести исследование, но затрудняется представить ее перед аудиторией. Необходим комплексный подход к подготовке по ведению научно-исследовательской деятельности.

Научно-исследовательская деятельность также способствует правильному выбору профессии.

Мною разработан и апробируется спецкурс «Основы научно-исследовательской деятельности».

Цель спецкурса: развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся через научно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

  1. Определить сферы интересов учащихся.
  2. Вырабатывать навыки поиска и извлечения информации из различных источников (в т.ч. с помощью Интернета).
  3. Учить правильному оформлению исследовательских работ.
  4. Учить интегрировать знания из разных областей.
  5. Развивать умение донести до слушателей идею своей работы.

Гипотеза: если проводить комплексную подготовку ведения НИР, включающую занятия по риторике, библиотечные занятия, практикумы по ИКТ, то повысится качество научно-исследовательских работ учащихся и учащиеся смогут в будущем выбрать профессию, действительно интересную для них.

Научно-исследовательская и творческая деятельность учащихся проводится по следующим направлениям:

  • перевод прозы, стихотворений, статей с английского на русский язык и с русского на английский язык;
  • сочинение прозы, стихов;
  • сравнение языковых явлений родного и иностранного языка;
  • анализ литературных произведений;
  • изучение фактов истории и культуры стран изучаемого языка.

Программа курса рассчитана на 3 года и предназначена для учащихся 9-11 классов.

Что следует знать и уметь юным исследователям?

После прохождения курса учащиеся должны:

в 9 классе:

  • уметь находить необходимые сведения по теме исследования из разных информационных источников;
  • владеть основными навыками и умениями с ПК и работать с программами «Microsoft Word, Excel, Power Point, Publisher»;
  • уметь передать содержание исследования в письменном и устном виде.

в 10 классе:

  • уметь анализировать полученные сведения по теме исследования, выделять главное;
  • уметь отстаивать свою точку зрения в ходе дискуссий;
  • писать статьи по теме исследования.

в 11 классе:

  • уметь самостоятельно выполнить теоретическую и практическую работу по теме исследования.

Учебный план курса для 9 класса

Разделы Всего часов Лекционные занятия Групповые занятия Индивидуальные занятия (с каждым ребенком)

Часы индивидуальных занятий корректируются по усмотрению

Сроки
Определение темы и характера исследования 6 ч 1 ч. 2 ч. 3 ч. Сентябрь
Ознакомление со структурой исследовательской работы 6 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. Октябрь
Работа с литературными источниками 6 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. Ноябрь
Как писать теоретическую часть исследования 7 ч. 3 ч. 2 ч. 2 ч. Декабрь
Практическая часть исследования 7 ч. 1 ч. 3 ч. 3 ч. Январь – февраль
Навыки работы с ПК 7 ч. 1 ч. 4 ч. 2 ч. Март
Риторика 6 ч. 3 ч. 3 ч. Апрель

Формы проведения занятий: лекции, практикумы, беседы, индивидуальные.

Ожидаемые результаты:

  • приобретение навыков работы с программами «Microsoft Word, Excel, Power Point, Publisher»;
  • приобретение умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, использовать знания из разных областей;
  • приобретение теоретических знаний и практических навыков исследовательской и творческой работы;
  • расширение круга интересов каждого ученика;
  • повышение самооценки, способность определять свои слабые и сильные стороны;
  • правильное самоопределение будущей профессии выпускником школы.

Ключевые моменты, на которые необходимо обратить внимание:

  • выбор темы, интересной для подростка;
  • ориентировка темы исследования на предполагаемую будущую профессию;
  • практическая направленность работы;
  • развитие риторических способностей;
  • умение работать с разными источниками информации.

Рекомендации для учителей:

  • тема исследования или творческой работы должна быть интересна и посильна для конкретного ученика. Необходимо проводить анкетирование, наблюдение, чтобы понять сферу интересов ребенка. Если учитель сам выбирает тему исследования, исходя только из своего круга интересов или наличия материала по данной теме, то для ученика работа будет просто номинальной, не дающей пищу его уму;
  • следует выбирать темы, предполагающие наличие практической части, чтобы ребенок мог привнести в данную тему что-то свое. Кроме того, на научно-практических конференциях такие работы выше оцениваются;
  • необходимо не только формировать навыки научно-исследовательской работы, но и повышать информационную культуру учащихся, развивать риторические способности;
  • учить уважать свое и чужое мнение.