Образовательные технологии, основанные на деятельностном подходе, и опыт их реализации в практике учителя начальных классов

Разделы: Общепедагогические технологии


Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь воспитание умения учиться, понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования XXI века. Ясно, что инициативность невозможно вырастить с помощью репродуктивных методов обучения. Этими методами можно добиться противоположных результатов: творческая, познавательная, коммуникативная инициативность, свойственная здоровым дошкольникам, может погаснуть, не получая поддержки в школе. (Cлайд 2. Приложение)

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как умение учиться (Стандарты второго поколения).

Достижение умения учиться предполагает полноценное формирование и освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

  • познавательные и учебные мотивы;
  • учебную цель;
  • учебную задачу;
  • учебные действия и операции (ориентирована на преобразование материала, контроль и оценка),

Основным механизмом реализации современных целей образования является включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Как? Каким образом организовать эту деятельность?

Возможно ли, не снижая качества знаний, повысить социальную и коммуникативную компетентность школьников? Да, можно, если эти знания будут добываться детьми в совместной учебной работе с одноклассниками, если учителю удастся превратить класс в учебное сообщество.

Что такое учебное сообщество? Это группа детей, которая способна сорганизоваться для совместного учебного труда, непосильного для каждого отдельного участника общей работы. (Cлайд 3)

Для того, чтобы построить учебное сообщество, учителю надо решить три педагогических задачи. Первая: выстроить понятийное содержание урока таким образом, чтобы дети увидели противоречие между известным способом действия и новой ситуацией. Вторая задача педагога: инициировать и поддерживать детские догадки о том, как надо действовать в новой ситуации независимо от того, правильны ли эти догадки. Третья задача: создать для каждого ребёнка возможность эмоционально включиться в общий поиск, не только заметить, но и пережить интеллектуальную трудность и её преодоление. (Cлайд 4)

Поэтому основной задачей в обучении для меня, как для учителя является организация собственной деятельности учащегося по добыванию знаний

Ведущей формой жизнедеятельности младшего школьника становится учебная деятельность. Что же такое учебная деятельность? Почему же успехи в этой деятельности разные? У одних они хорошие у других весьма скромные. У одних они требуют запредельных усилий, у других меньших, а достигаются далеко не те результаты, какие мы ожидаем?

Что значит обучать деятельности? (Cлайд 5)

Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным. Учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства её достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребёнку сформировать у себя умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Для этого в организации деятельности использую: (слайд 6)

  • систему педагогических методов, позволяющих самостоятельно “открывать” знания в ситуации совместной коллективной деятельности;
  • групповую деятельность;
  • выстраивают учебный материал в виде учебных задач, несущих проблемное содержание;
  • систему оценивания учебных достижений, которая обеспечивает контрольно – оценочную самостоятельность учащихся;
  • закономерности формирования универсальных учебных действий, учебной деятельности, развитию личности ребёнка в предметно-содержательной среде;
  • коллективно распределённые формы учебной деятельности;
  • систему небольших проектных заданий;
  • компьютер, для повышения эффективности процесса обучения;
  • теорию решения изобретательских задач, для обучения творческой деятельности;

Это позволяет учебную деятельность превращать в творческую, исследовательскую, где ребёнок является субъектом этой деятельности, где на первом месте стоит не накопление учащимися знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, её “самостроительство” в процессе деятельности ребёнка в предметном мире. Причём не просто индивидуальной, а совместной коллективной деятельности.

В учебном сообществе у ребёнка складываются установки: (слайд 7)

  • нет ошибок, есть лишь догадки (гипотезы), которые подтверждаются (полностью или частично) или не подтверждаются. Высказывать гипотезы почётно;
  • моё мнение важно, интересно и учителю, и одноклассникам. Но его (мнение) желательно обосновывать;
  • всё, что высказывается на уроке, адресовано мне лично. От меня ждут немедленного ответа (хотя бы согласия или несогласия);
  • по реакции учителя я редко могу понять, правильна ли высказанная мысль. Понять это помогают одноклассники;
  • то, что предлагает учитель, не всегда правильно. Иногда учитель приглашает меня поспорить с ним. А иногда учитель, как и каждый нормальный человек, может ошибиться и ему надо помочь;
  • помогать одноклассникам и учителю и ждать от них помощи – нормально…

Усилия учителя, направленные на организацию учебного сотрудничества в классе, вознаграждается сторицей, когда появляются первые зримые результаты: высвобождение и развитие детской учебной и познавательной инициативы. Детская инициатива, поисковая активность учеников, направленная на “изобретение”, самостоятельные открытия средств и способов решения задач – одна из высших ценностей учебной деятельности.

Правила, образцы, алгоритмы, инструкции, определения дети могут создавать самостоятельно, если их учитель научится двум вещам:

1) не делать этого за детей;

2) инициировать детский поиск и пробы собственных вариантов решения задач.

МАСТЕР-КЛАСС
“Организация целенаправленной учебной деятельности”
(слайд 8)

По определению Эльконина-.Давыдова: “целенаправленная учебная деятельность – особая форма активности ребёнка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения

В результате применения технологии деятельностного метода учащиеся приобретают умения: (слайд 9)

  • умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям.
  • умение ставить перед собой цель, принимать решение.
  • умение самостоятельно находить выход в нестандартной ситуации.
  • умение контролировать себя, свои действия.
  • умение адекватно оценить свои действия, выявить, скорректировать возникшие затруднения.
  • умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.

Начальная школа, являясь важнейшим звеном в системе школьного образования, переживает качественно новый этап в своём развитии. Он связан с кардинальными изменениями приоритетов начального образования, с изменением парадигмы образования от цели – “знаний, умений, навыков”, к цели – “развитие личности”. (Слайд 10)

Мне думается, что предстоит серьёзно работать в связи с переходом учителя из знаниевой парадигмы в деятельностную.

Список использованной литературы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Под ред. А.Г.Асмолова. М.: Просвещение, 2008.
  2. Образовательная система “Школа 2100 – качественное образование для всех. Сборник материалов. Под науч.ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2006.
  3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.: 2006.
  4. Селевко Г.К. Научи себя учиться. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.
  5. Чутко Н.Я. Формирование учебной деятельности в начальной школе. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2007.