Урок развития речи в 5-м классе по теме "Моя Родина"

Разделы: Логопедия


Цели урока.

Обучающие.

  1. Содействовать развитию устной и письменной речи.
  2. Расширить кругозор учащихся.
  3. Обогатить словарный запас детей.

Воспитательные.

  1. Создать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.
  2. Развить коммуникативные способности.
  3. Воспитать навыки коллективного сотрудничества.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний

Учитель: ребята, кто хочет узнать сегодня на уроке русского языка много нового и интересного? Молодцы! Я вижу, что все вы любознательные, тогда путь к знаниям нам открыт.

Учитель: Посмотрите на доску, перед вами анаграмма - зашифрованное в буквах слово, разгадайте эти слова:

  1. Р, а, т, с, н, а (страна);
  2. А, г, р, о,д, о (города);
  3. И, р, е, д, в, н, е (деревни);
  4. Р, о, п, т, с, о, ы, р (просторы);
  5. Я, о, п, л (поля);
  6. С, а, л, е (леса);

Учитель: Хорошо, все слова отгаданы. Попробуйте сказать, что общего в этих словах (они отвечают на один и тот же вопрос, т.е. являются именами существительными).

Учитель: Какая тема объединяет эти слова? (Всё названное неотделимо от человека, окружает его)

Учитель: Верно. Все эти слова имеют отношение к понятию “Родина”.

Сегодня мы будем готовиться к сочинению по теме “Родина”.

Откройте тетради, запишите число, тему урока.

Учитель: Как вы понимаете лексическое значение слова Родина? (Место, где родился и вырос)

Учитель: Давайте посмотрим в толковый словарь и найдём пояснение этого слова. Запишите цитату в тетрадь. Слова, которые вы угадали тоже нужно записать.

Учитель: Ребята, как вы понимаете выражение “малая родина”? (Это место, где родился человек и у каждого она может быть своя: город, деревня, посёлок). Как называется наша малая родина? Самара.

Учитель: Запишите предложение в тетрадь (моя родина – Самара). Обращаю ваше внимание, что если речь идёт о нашей стране, то слово Родина пишется с заглавной буквы, а еси о малой родине, то слово родина пишется с маленькой буквы.

Учитель: Чем славится наша малая родина? (Рекой Волгой, самой большой набережной, которая протянулась вдоль реки, людьми, которые прославлял и и продолжают прославлять наш город). Кто эти людт? (Толстой Алексей Николаевич – родился в Самарской губернии, в его доме открыт Дом-музей, Алабин Пётр Владимирович – самарский городской голова в 1884-1891 годах, внёс большой вклад в развитие экономики и культуры Самары, Ерошевский Тихон иванович – профессор-офтальмолог с мировым именем, был ректором Куйбышевского медицинского института. Его именем названа одна из улиц нашего города и клиника глазных болезней)

Учитель: А среди вас есть талантливые ребята? (Да, Оля хорошо поёт, Настя великолепно танцует и т.д.). Я уверена и вы когда-нибудь прославите наш город.

Учитель: Подберите синонимы к слову Родина. (Отечество, страна, Отчизна, Держава)

Учитель: Вспомните, пожалуйста, слово, которое также является синонимом. Оно краткое, всего в один слог, но такое же красивое и величественное, как наша любимая река волга (Русь). Запишите ряд синонимов в тетрадь.

Учитель: Дети, как вы думаете, чтобы малая родина и Отчизна процветали мы должны что-то делать? (Да, сохранять благоприятную экологическую обстановку, участвовать в социально значимых проектах, быть добрее к окружающим и т.д.)

Учитель: пришло время придумать заголовок к сочинению, которое вы будете писать. Оно может быть и о малой родине, и о нашей могучей Державе. (“Мой край”, Держава”, “Любимая Родина”). Запишите заголовок.

Учитель: Вы знаете, что без плана трудно выразить письменно свои мысли, их нужно упорядочить.

Составим план:

  1. С чего начинается Родина?
  2. Край, в котором я живу.
  3. Я люблю свою Родину.

Учитель: Наш урок подходит к концу. Вспомните всё о чём говорилось на уроке. Дома вам предстоит написать сочинение по теме “Родина”. Все прекрасно сегодня работали. Спасибо.