Семейная гостиная "Скоро в школу"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: способствовать расширению представлений родителей 6-летних детей, о готовности детей к школьному обучению.

Задачи.

  1. Повысить компетентность в понимании социальной готовности ребенка к школе через опыт активного обучения.
  2. Помочь осмыслить свою позицию в подготовке ребенка к школе.
  3. Организовать просветительскую и консультативную помощь в подготовке ребенка к школе.

Средства: двигательно-экспрессивные, предметно-манипуляционные, вербально-коммуникативные, музыкальные.

Форма: групповая (16 человек).

Время: 60-100 минут.

Материал: для каждого участника карточки определенного цвета по 17 шт. (9х5 см), маркеры, доска, стулья по количеству участников, расставленные в виде буквы U,4 мяча и 4 больших книги.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Перед началом занятия каждому участнику раздаются бейджики с разноцветными вкладышами, на них они пишут свои имена маркерами.

Знакомство

Цель: способствовать формированию общегруппового запроса, снятию напряжения в начале работы.

Один из самых распространенных способов – все по кругу называют свое имя и говорят об ожиданиях по отношению к предстоящему тренингу - игра с мячом в кругу “Закончите фразу”:

С поступлением ребенка в школу я мечтаю, чтобы...

С началом школьной жизни ребенок все больше становится...

Когда ребенок говорит, что боится идти в школу, для меня это значит...

В моем пони мании хорошо учиться в школе - это...

Готовность своего ребенка к школе я оцениваю по...;

Придумывание родителями в парах какой-либо развиваю щей игры из предметов домашнего быта: крупа, бельевая веревка, газета.

Упражнение “Взрослые и дети”

Цель: показать, что для эффективной подготовки ребенка к школе взрослые должны прилагать совместные усилия.

Содержание: Для проведения этого упражнения тренер должен подготовиться – подобрать книги и мячи. Каждый участник берется рукой за угол книги. Тренер кладет мячик на книгу и просит всех участников донести мяч, не уронив его, до стула у противоположной стены. Участвуют все, нельзя бросить книгу и выйти из игры по своему усмотрению. Если мяч падает, группа начинает передвижение из исходной точки.

Обсуждение: После успешного завершения игры слушатели обсуждают по кругу, легко ли им было выполнить задание, что мешало и почему, был ли в команде человек, который взял на себя ответственность за всех? Каждая группа описывает свои ощущения. Затем тренер объясняет участникам, что им была смоделирована ситуация, напоминающая процесс подготовки ребенка к школе. Каждого “ребенка” – им был мяч – вели к цели (подготавливали к школе) взрослые: родители, воспитатели и учителя. На пути каждого ребенка встречались препятствия (физические и моральные), которые он должен был преодолеть с помощью взрослого. Успех сопутствовал тем группам, которые сумели наладить взаимодействие и выработать единую стратегию.

Упражнение “Вспомни школьные годы”

Цель: проиллюстрировать важность индивидуальных различий в процессе общения.

Содержание: Каждому участнику достается по вопросу из списка и 16 карточек по цвету карточки бейджика. По сигналу участники приступают к поиску в аудитории тех, кто согласен с утверждением из списка участника. В случае согласия задающий вопросы дает собеседнику карточку своего цвета и продолжает поиск, пока не опросит всех. Как только опрос завершен, участник садится на свое место и выкладывает полученные карточки от других участников перед собой.

Список:

  1. Кто в школе учился в классе под литером “В”
  2. У кого была форма коричневого цвета
  3. Кто любил выходить к доске
  4. Кто любил свою первую учительницу
  5. Кто бы хотел на день стать первоклассником
  6. Кому нравились уроки пения
  7. У кого был значок октябренка
  8. Кому нравилось дежурить по классу
  9. Кто любил в школе читать стихи наизусть
  10. Кто ни разу не забывал тетрадей и учебников дома
  11. У кого было примерное поведение в первом классе
  12. Кто умел читать до прихода в первый класс
  13. Кому нравилось учение больше, чем каникулы
  14. Кому ни разу не делали в школе замечания по поводу внешнего вида
  15. Кто ни разу не получал двоек
  16. Кто хотел стать в детстве учителем
  17. Кто подделывал оценки в школе
  18. Кому удавалось заглянуть в тетрадь соседа по парте
  19. Кто до сих пор поддерживает отношения с одноклассниками
  20. У кого был ровный почерк

Обсуждение. Как только все сели, по очереди каждый зачитывает свой вопрос, и высказывается, легко ли ему было выполнить задание, что мешало и почему? Участники могут увидеть по выложенным карточкам, кто ответил утвердительно на зачитываемый вопрос.

В конце тренер объясняет участникам, что им была продемонстрирована ситуация, напоминающая процесс установления контакта ребенка со сверстниками в школе. Благополучные отношения первоклассника с одноклассниками – условие успешного обучения ребенка в школе. При затруднениях в общении со сверстниками, ребенок постоянно находится в состоянии напряжения, что ведет к повышенной нервозности и утомляемости, конфликтам с одноклассниками, к формированию негативного отношения к школе и учению.

Итак, мы с вами затронули социальную (личностную) готовность к школе (на доску с надписью “Готовность к школе” вывешивается табличка “Сотрудничество и содержательное общение друг с другом в совместной деятельности”).

Мини-лекция “Социальная готовность к школе”

Социальная, или личностная, готовность к обучению в школе – готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленная ситуацией школьного обучения. Дети, по тем или иным причинам не готовые к систематическому обучению, в дальнейшем испытывают трудности в адаптации к школе и освоении учебной программы. Именно поэтому важно определить уровень готовности к школе и характер возможных проблем еще до начала или в самом начале обучения.

Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка

Родителям свойственно ударяться в крайность. Одни берут всю ответственность за школу на себя: собирают ребенку портфель, готовят школьную форму, сидят за домашними уроками, выполняют задания. Другие считают, раз ребенок пошел в школу, значит, он уже достаточно самостоятельный и нет нужды контролировать. Ребенок таких родителей на уроке может оказаться без ручки или тетради, забыть физкультурную форму или ножницы для труда. К уроку ребенок может быть не готов, потому что смотрел телевизор, потом мама сказала, что пора спать, а он забыл, что уроки еще не сделаны.

Так в чем же заключается разумная мера участия родителя в школьных делах ребенка? Как родителю научиться определить степень своего присутствия? Рекомендации должны носить индивидуальный характер, так как каждая семья и ребенок уникальны. Тем не менее, полезно предложить родителям обменяться мнениями, высказать в ходе дискуссии личные предпочтения. Предлагаем упражнения и задания родителям для осознания родительской позиции. Предложенные задания могут использоваться как на групповых встречах, так и в индивидуальных консультациях.

Привлекательный образ наставника и Я как наставник ребенка

Упражнение

Цели: обратить внимание родителей на степень вовлечения в школьные дела ребенка; осознать свой стиль и вклад в руководство школьной жизнью ребенка.

Представьте, что вы устраиваетесь на новое место работы, где предстоит освоить новую профессию, например, по классификации, сортировке и выдаче информации по запросу клиента. Для того, чтобы ваша деятельность была более успешной, важно на учиться хорошо запоминать большие объемы информации. Каким образом должно строиться ваше обучение?

Выберите вариант, который, по вашему мнению, обеспечит наилучший результат.

1. Сразу приступить к работе, а в процессе самостоятельно во всем разобраться, возможно, методом проб и ошибок. Всю ответственность за ошибки несете вы.

2. Самостоятельно осваивать новую специальность, но с наставником, к которому можно в крайнем случае обратиться за помощью.

З. Наставник в течение определенного времени будет сопровождать вас. Ваше обучение входит в его должностные обязанности. По истечении срока обучения вы должны будете справляться самостоятельно.

4. В обязанности наставника входит не только ваше обучение, но и сопровождение в течение года. После завершения обучения у вас ос тается право в затруднительных ситуациях обратиться за помощью.

5. Наставник прикрепляется к вам навсегда. В его должностные обязанности входит постоянный контроль.

Вопросы:

1. Если бы вам предложили самостоятельно осваивать новую профессию и одновременно требовали бы безупречной работы, какие чувства вы бы испытывали в процессе обучения?

2. Каким образом происходит постепенная передача ответственности ученику-первокласснику? Какой из предложенных вариантов лучше всего подходит для этого? Почему?

З. Как вам кажется, сколько времени потребуется вашему ребенку, чтобы научиться самостоятельно справляться с учебой?

Личные качества наставника

Упражнение

Цели: поговорить с родителями о себе и других, о различных качествах, на которые люди опираются в общении; о том, как это может быть связано с доверием, возникновением тревожности и уровнем контакта.

Отметьте, пожалуйста, крестиком, какие личностные качества вы хотели бы видеть у своего наставника и в какой степени? Делайте отметку крестиком по своему усмотрению ближе или дальше от того или иного полюса.

Например:

Образованность ----------------------------------Глупость

Терпеливость-------------------------------- Торопливость

Тактичность---------------------------------- Бестактность

Терпимость----------------------------------- Раздражительность

Обязательность ------------------------------Забывчивость

Ответственность-----------------------------Безответственность

Оптимизм------------------------------------- Пессимизм

Заинтересованность------------------------- Равнодушие

Мягкость--------------------------------------- Резкость

Доброжелательность-------------------------- Грубость

Вопросы:

1. Как вам кажется, вы обладаете качествами, которые хотели бы видеть у своего наставника?

2. Как вы считаете, каких качеств ожидает от взрослых ребенок, рассчитывая на поддержку близких людей?

Коррекция представлений родителей об особенностях ребенка,
влияющих на установление его отношений в
новом коллективе

Условимся называть “мнимыми” проблемы, связанные с не адекватной оценкой родителями возможностей своих детей. Причины неадекватной оценки:

- незнание возрастных нормативов развития ребенка (недостаточная информированность взрослых);

- завышенные ожидания родителя, например, когда он хочет, чтобы ребенок всегда и всюду был на первых ролях (личностная проблема самого взрослого);

- “инвалидизация” ребенка, чрезмерная опека, например, когда родитель неосознанно или сознательно лишает ребенка возможности проявить самостоятельность, получить личный опыт, возможно и путем ошибок (опять личностная проблема взрослого).

Задача специалиста — разъяснить возрастные особенности ребенка. В случае личностных проблем родителя может потребоваться психотерапевтическая работа.

Домашнее задание

Заполнить таблицу:

Что меня огорчает в моем ребенке Что меня радует в моем ребенке
1. 1.
2. 2.

Рефлексия

Слушатели по кругу делятся своими впечатлениями от работы, формулируют запросы на следующее занятие. Если у группы очень мало времени, каждый участник одним словом или жестом обозначает свое состояние в данный момент.