Интеллектуальная игра "Папа, мама, я - читающая семья"

Разделы: Внеклассная работа


Тема: “На пути к сказу”.

Задачи:

  • помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса развития их личности, как залога учебного, а затем и жизненного успеха,
  • активизировать работу родительского комитета по пропаганде и развитию детского чтения в семье,
  • вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей.

Круг чтения для участников игры:

“Серебряное копытце”, “Каменный цветок”, “Горный мастер”, “Синюшкин колодец”, “Про Великого Полоза”, “Малахитовая шкатулка”, “ Медной горы Хозяйка ”, “Огневушка-Поскакушка”, “Таюткино зеркальце”, “Хрупкая веточка”, “Голубая змейка”, “Две ящерки”.

ХОД ПРАЗДНИКА

- Добрый день, мамы, папы, бабушки, дедушки, братишки и сестрёнки. Сегодня мы вместе, чтобы получить заряд бодрости, блеснуть эрудицией и поболеть за семьи, которые рискнули принять участие в конкурсе “Папа, мама, я — читающая семья”. Сегодня в нашем состязании принимают участие семейные команды... (представляет членов команд). У вас, несомненно, много неотложных забот, дел, но оставьте заботы и дела за дверью этого зала и вместе со своими детьми постарайтесь сегодня отдохнуть.

Итак, начинаем наш праздник. Тема нашей сегодняшней семейной игры “На пути к сказу”, посвящена жизни и творчеству уральского сказителя П.П.Бажова.

Слайд 3 (см. презентацию).

- Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая седая борода — на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказителем. Он и был им. Только герои его сказов жили, казалось, в самых не подходящих местах: в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.

Недалеко от Исети –
Старый дом и сад густой…
…В этом доме жил волшебник
Мудрый сказочник седой…

Слайд 4

След копытца серебрится,
Вьется змейкою в ночи,
Огнивушкою кружится
Пламя жаркое в печи,
Ящерки мелькнули разом,
Встал Данила над Цветком…
И шкатулкой, полной сказов,
Кажется бажовский дом.
  • Незаметно мы подошли к нашему первому заданию. Слайд 5, 6.
  • 1 ТУР. Назовите сказы, которые вы услышали в стихотворении. (Листы заданий у каждой команды). Проверка.
  • За каждый правильный и полный ответ команда получает “самоцветик”.

Слайд 7.

- Сказы, как драгоценные камушки, сверкали и переливались народной выдумкой, фантазией и были огранены, обработаны Бажовым с большим писательским мастерством. Тут особый талант нужен, чутье, чтобы одно сказание другое поддерживало, как камушки в ожерелье.

  • В следующем задании вы должны узнать сказ. Слайд 8, 9. Тур “Узнай сказ”.

Слайд 10

- В течение пятнадцати лет Бажов каждый год во время школьных каникул пешком странствовал по родному краю, смотрел, “как люди живут”, вел обширные записи.

- Героями его сказов становились добытчики уральских подземных богатств, гранильщики и камнерезы.

- Вспомните, имена героев каких сказов перед вами на экране. Тур “Откуда это имя? Слайд 11, 12.

- Во многом благодаря Бажову стали известны имена крепостных мастеров-камнерезов, сумевших постичь “душу” камня, вдохнуть жизнь в “мёртвую” горную породу

- В Уральском краю едва ли найдётся уголок, где бы не побывал этот добытчик устного речевого золота и искатель самородных сказаний. Все его сказы написаны особым языком. Что означают эти слова? Тур “Мир слова”. Слайд 13, 14.

- Книги Бажова переведены на многие языки мира, а его сказы стали основой для создания произведений других видов искусства: живут и на экранах, и в театре, и в музыке, и в художественных галереях. Тур “Художественная галерея”. Слайд 15, 16.

- Павлу Бажову были интересны простые уральские мастера, талантливые русские умельцы, которые лили сталь, делали оружие, создавали сказочные по красоте изделия из железа и чугуна. Его влекли душевная красота и достоинство трудового человека. Только таким открываются волшебные силы природы, только отважным и чистым душой людям удается проникнуть в заветные кладовые Уральских гор, только им дано разгадать их тайны. Тур “Волшебные предметы”. Слайд 17, 18.

- Но есть еще один волшебный предмет. Малахитовая шкатулка.

- В каком сказе она встречается? Кто её дарит, кому и для кого? Слайд 19, 20.

Слайд 21.

- А вот рядом еще одна малахитовая шкатулка. (Книга П.П.Бажова “Малахитовая шкатулка).

- В какой из шкатулок ценнее богатство, ценнее сокровища? Почему вы так думаете?

- “Малахитовая шкатулка” – сокровищница народной мудрости. Книга, прочитав которую, каждый из нас становится “душою лучше, чище и добрее”. Бажов сам был шкатулкой, неиссякаемым волшебным ларцом, наполненным всем тем, что не чуждо живому, жизнелюбивому человеку.

- Дорогие команды посчитайте, пожалуйста, все свои “самоцветики”. Самой читающей семьей сегодня признана семья... Всем семьям вручаются книги ...

- Дети, а куда же мы сложим свои “самоцветики”? (ответы детей) ……….

- Спасибо всем! Если вам сегодня было интересно и весело, я очень рада. Пусть эти конкурсы ещё не раз повторятся в нашей классной семье. И пусть всегда к нам на помощь приходит КНИГА!

Слайд 22

- Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги.

- Дорогие друзья! Благодарю вас за то, что вы пришли к нам, и надеюсь, что мы еще не раз с вами встретимся. До новых встреч!