Программа коррекции произносительных навыков

Разделы: Иностранные языки


Цель курса – скорректировать и совершенствовать произносительный навык учащихся и добиться приближения их произношения к правильной английской речи, в соответствии с нормами английского языка.

Задачи курса:

  1. Выявить ошибки в произношении.
  2. Провести коррекцию артикуляционного аппарата.
  3. Развивать фонематический слух, посредством аудирования аутентичной речи.

Содержание обучения рассматривается в соответствии со следующими компонентами:

1. Учащиеся должны получить знания об артикуляционном аппарате, о системе звуков английского языка, о правилах произношения и чтения.

2. Учащиеся должны овладеть следующими навыками и умениями:

  • Высокой степенью автоматизации слухо-произносительных навыков;
  • Умением правильно оформить высказывание с точки зрения ударения, ритма, мелодики и распределения пауз.

3. Отношение к деятельности:

  • Позитивное отношение к правильному произношению;
  • Интерес к произносительной стороне речи как таковой;
  • Стремление соответствовать эталону произношения.

Процесс коррекции строится на следующих принципах обучения:

  1. Принцип коммуникативной направленности. Этот принцип определяет содержание обучения – отбор учебного материала, конкретизацию сфер и ситуаций общения. Принцип коммуникативной направленности реализуется через отбор специфических ситуаций общения, многократность повторения и новизну языковых средств, активное участие каждого в общении, создание благоприятных условий для общения, коммуникативно-направленные задания в тренировочных упражнениях.
  2. Принцип сочетания сознательности и интуиции, то есть осмысление учебного материала должно обеспечиваться через контраст родного языка и английского, выделение характерных признаков в целях создания ориентировочной основы для правильного выполнения действий.
  3. Принцип наглядности. Реализация данного принципа строится на использовании аудио- и видеозаписи как важнейшего средства демонстрации аутентичной речи, умении учащихся пользоваться аудитивными средствами для самостоятельной работы.
  4. Принцип индивидуального подхода. Учет индивидуальных особенностей учащихся и их возможностей при выполнении заданий.

Технология организации занятий предусматривает следующую последовательность действий учителя и учащихся:

I. Ознакомление и демонстрация корректируемого звука; два пути: имитационно-аналитический (имитационный) и аналитико-имитационный (аналитический).

Имитационный подход:

  • Подготовка речевого аппарата;
  • Режим работы:

Учитель: речевое целое – слово – звук.

Учащийся произносит звук – слово – речевое целое (учитель делает ориентировочное замечание по артикуляции);

  • Упражнения на узнавание;
  • Оппозиции;
  • Самостоятельная формулировка учащимися правила артикуляции;
  • Имитационные упражнения;
  • Условно-речевые упражнения.

Аналитический подход:

  • Подготовка артикуляционного аппарата;
  • Объяснение артикуляции звука;
  • Постановка артикуляционной базы учащихся;
  • Режим работы.

Учитель: речевой образец – слово – звук.

Учащийся: звук в режиме учитель – класс, группа, индивидуально; слово с этим звуком;

  • Упражнения на узнавание;
  • Имитационные упражнения на основе речевого целого (рифмовки, песни, стихи).

Одновременно с работой по формированию правильной артикуляции следует вести обучение интонации, элементами которой являются логическое, фразовое и эмфатическое ударения.

II. Тренировка.

Организация тренировки на основе двух типов упражнений: упражнения на восприятие и воспроизведение.

Упражнение на восприятие направлено в основном на развитие фонематического слуха. Слушание должно быть активным, поэтому оно всегда должно сопровождаться заданием, концентрирующем произвольное внимание учащихся на определенной характеристике фонемы/интонемы. Упражнения выполняются на слух, с использованием графической основы и наглядности.

Упражнение в воспроизведении. Эффективность этой группы упражнения повышается, если воспроизведению предшествует прослушивание образца. Материал этих упражнений (звуки, слоги, слова, предложения) может быть организован по принципу:

  • Аналогии (все примеры содержат один и тот же признак);
  • Оппозиции (в примерах противопоставляется какой-либо признак);
  • Произвольной последовательности.

Помимо специальных упражнений, применяются также заучивание скороговорок, стихов, рифмовок, пословиц, диалогов, джазовых мелодий, песен и т.д.

Скороговорки.

Режим работы:

  1. Воспринимают на слух целиком;
  2. Воспринимают на слух по строчке и следят по тексту;
  3. Имитируют в следующем порядке: слово – строчка – скороговорка целиком с опорой на текст;
  4. Читают самостоятельно по строчке и целиком с опорой на транскрипцию;
  5. Слушают еще раз и проверяют правильность чтения;
  6. Выполняют задание к скороговорке.

Рифмовки.

Режим работы: выполняются те же виды работы, что и со скороговоркой; задание к рифмовке выполняется дома.

Поговорки с английским акцентом:

Коси коса, пока роса. Мир тесен. Попытка не пытка. Мал золотник да дорог. Как постелешь, так и поспишь. Нашла коса на камень и др.

Чтение под фонограмму.

Способствует обучению говорению, прежде всего произнесению звуков (в составе речевых единиц), а также правильному логическому ударению и синтагматичности речи, возрастает непроизвольное запоминание, поскольку чтение под фонограмму – одно из немногих упражнений, в которых учащиеся одновременно видит речевые единицы, слышит их и произносит.

Чтение под фонограмму осуществляется в разных режимах:

  1. Диктор читает синтагму, ученик читает вслед за ним во время паузы;
  2. Диктор читает всю фразу, ученик читает ее вслед за диктором во время паузы;
  3. Ученик читает синтагму, затем слышит ее в произнесении диктора;
  4. Ученик читает всю фразу, затем сверяет ее с чтением диктора;
  5. Ученик читает вслед за диктором почти одновременно, но несколько отставая от него;
  6. Ученик читает вслед за диктором в нормальном темпе и одновременно с ним.

Разумеется, начинать надо с варианта а) как наиболее легкого, а затем, пройдя все другие варианты, можно будет достичь такого уровня, когда ученик сможет: д) читать вместе с диктором, несколько отставая от него, или даже е) одновременно (синхронно). Но для этого необходимо соблюдать обязательное правило: паузы, в которые читает ученик, должны постепенно, но неуклонно уменьшаться, заставляя его ускорить чтение, схватывать одним взглядом как можно больше слов.

Сначала пауза для ученика должна быть двукратной или даже трехкратной по сравнению с тем временем, за которое данную синтагму (фразу) прочитывает диктор (учитель).

Цель этой работы: добиться максимальной правильности произношения и устойчивости произносительных навыков.

III. Практика.

Для того чтобы избежать деавтоматизации (исчезновения) произносительных навыков, для поддержания и совершенствования этих навыков следует проводить фонетическую зарядку на уроках. Выбор содержания фонетической зарядки зависит от задачи урока и от типичных ошибок учащихся.

Каждый урок строится с учетом взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности: учащиеся прослушивают, читают, записывают и используют в устной речи один и тот же речевой материал.

Контроль. Используются формы контроля:

  1. Устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой);
  2. Письменный опрос (индивидуальный);
  3. Зачет.

Методы обучения: показ, объяснение, тренировка, применение, коррекция, организация самостоятельного поиска.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная, парная.

Средства обучения: аудитивные – магнитофонная запись; аудио-визуальные – компьютерная программа “Профессор Хиггинс”, сайт www.native -english.ru ; визуальные – карточки транскрипционных знаков, схемы интонационных моделей, схемы диалогов, диалоги-образцы.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать: содержание понятий, особенности употребления в речи интонационных моделей, образования звуков, классификацию гласных и согласных звуков, способы артикуляции гласных и согласных звуков.

Учащиеся должны уметь: правильно (в соответствии с произносительными нормами языка) артикулировать звуки и использовать в потоке речи основные интонационные контуры коммуникативных типов предложений, выражать эмоционально – личностное отношение.

Программа рассчитана на 24 занятия, каждое из которых состоит из трех частей.

I часть. Введение.

Продолжительность 10–15 минут. Включает в себя приемы, направленные на организацию группы, создание рабочего настроя.

II часть. Основная.

Продолжительность 30–35 минут. Включает в себя приемы, направленные на решение коррекционно-развивающих задач.

III часть. Заключение.

Продолжительность 10–15 минут. Включает в себя приемы, направленные на закрепление материала и положительной мотивации.

Полностью время одного занятия не превышает 1 часа. Курс можно проводить на любом этапе изучения английского языка (желательно на раннем и среднем этапе).

Тематический план.

Занятие 1.

Цель: Создание интереса к занятиям английским языком. Развитие слухового внимания: звуки окружающего мира Развитие фонематического слуха. Формирование умения слушать друг друга, уважительно относиться к высказываниям другого человека.

Занятие 2.

Цель: Развитие фонематического слуха: звуки речи. Развитие слухового внимания. Развитие умения соотносить речь с движениями. Формирование и поддержание интереса к занятиям английским языком

Занятие 3.

Цель: Развитие фонематического слуха. Развитие умения передавать и воспринимать эмоции. Эмоциональная окрашенность речи. Развитие восприятия. Развитие слухового и зрительного внимания.

Занятие 4.

Цель: Развитие фонематического слуха. Эмоциональная окрашенность речи. Эмоциональная окрашенность голоса. Развитие умения управлять своим голосом. Развитие воображения.

Занятие 5.

Цель: Развитие фонематического слуха. Упражнение в звукопроизношении. Эмоциональная окрашенность речи. Обучение навыкам “чтения” и “передачи” мимической информации. Развитие тактильного восприятия. Развитие воображения.

Занятие 6.

Цель: Упражнение в произношении. Отработка Present Continuous . Развитие зрительного внимания. Развитие воображения.

Занятие 7.

Цель: Развитие фонематического слуха. Упражнение в произношении. Обучение навыкам невербального общения. Развитие воображения.

Занятие 8.

Цель: Упражнение в произношении. Развитие внимания, памяти. Обучение навыкам невербального общения. Развитие слухового восприятия. Развитие навыков вежливого общения.

Занятие 9.

Цель: Развитие зрительного внимания. Развитие слухового внимания. Эмоциональная окрашенность речи. Развитие памяти, внимания. Развитие смысловой догадки, умения работать коллективно.

Занятие 10.

Цель: Развитие фонематического слуха. Развитие тактильного восприятия. Развитие воображения. Эмоциональная окрашенность речи. Обучение навыкам доброжелательного общения.

Занятие 11.

Цель: Упражнение в звукопроизношении английской речи. Эмоциональная окрашенность речи. Развитие памяти, внимания, воображения. Развитие слухового восприятия.

Занятие 12.

Цель: Обучение умению слушать незнакомый текст. Развитие воображения. Развитие артистических навыков.

Занятие 13.

Цель: Упражнение в звукопроизношении. Эмоциональная окрашенность речи. Передача характерных личностных черт вербальными и невербальными средствами.

Занятие 14.

Цель: Упражнение в звукопроизношении. Развитие внимания, памяти. Обучение навыкам доброжелательного и продуктивного общения. Эмоциональная окрашенность речи.

Занятие 15.

Цель: Развитие слухового внимания, умения воспринимать незнакомый текст. Развитие воображения. Обучение навыкам релаксации.

Занятие 16.

Цель: Развитие фонематического слуха. Обучение коммуникативным навыкам (доброжелательное общение). Развитие тактильного восприятия. Развитие воображения.

Занятие 17.

Цель: Развитие слухового восприятия. Развитие умения управлять своим голосом, передавать эмоциональную информацию посредством голоса. Развитие умения “читать” и “передавать” невербальную информацию.

Занятие 18.

Цель: Развитие воображения, внимания, памяти.

Занятие 19.

Цель: Развитие чувства эмпатии. Развитие воображения, артистических способностей.

Занятие 20.

Цель: Развитие воображения.

Занятие 21.

Цель: Развитие внимания, воображения. Развитие умения “читать” невербальные знаки коммуникации. Развитие умения передавать информацию с помощью невербальных средств.

Занятие 22.

Цель: Тренировка произношения звуков английского языка. Развитие смысловой догадки, умения работать коллективно. Эмоциональная окрашенность речи. Развитие воображения. Развитие умения передавать образ пластически.

Занятие 23.

Цель: Отработка отрицания. Отработка Present Continuous . Развитие памяти, внимания, воображения.

Занятие 24.

Цель: Закрепление положительной мотивации к занятию английским языком.

Приложение.