Фольклорный праздник "Казачьи посиделки"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: формирование у обучающихся патриотизма, чувства любви к малой родине.

Задачи:

  • Пробудить интерес к изучению истории родного края через знакомство с культурой и бытом казачества.
  • Создать условия:
    – для проявления творческих способностей детей;
    – для формирования умений пользоваться различными источниками информации.

Оформление сцены, оборудование и реквизит.

Сцена оформлена в виде казачьего куреня. Посередине – накрытый стол с блюдами казачьей кухни, вокруг стола стоят лавки. В переднем углу висит икона Божьей Матери. Присутствуют вышитые рушники, одеяло, выполненное в лоскутной технике, на стенах висят расписные тарелки, макеты сабель и другого оружия.

Музыкальное сопровождение: Аудио записи и живое исполнение казачьих песен школьного фольклорного ансамбля “Казачок”.

Участники: обучающиеся 8-х классов, одетые в костюмы казаков и казачек.

Подготовка к празднику: Обучающиеся разделились по группам, каждая из которых выполняла групповые творческие задания.

1-я группа – подбор материала об истории казачества по разнообразным источникам (Интернет, библиотечные фонды, энциклопедические справочники, воспоминания старожилов);

2-я группа – подготовка реквизита: изготовление макетов оружия, которым пользовались казаки, подбор вышитых рушников, глиняных и плетенных из лозы тарелок, изготовление лоскутного одеяла, приготовление блюд казачьей кухни и др.;

3-я группа – поиски материала об истории одежды казаков и создание костюмов;

4-я группа – подбор пословиц и поговорок, связанных с бытом, жизнью, историей, культурой казачества;

5-я группа (фольклорный ансамбль “Казачок”) – запись старинных казачьих песен на аудио носители, разучивание казачьих песен и танцев для исполнения вовремя праздника.

Ведущий (один из учеников): Дорогие друзья, мы с вами живем в богатом славными традициями и людьми крае. И сегодня мы познакомимся с еще одной страничкой его истории – жизнью и бытом донского казачества. Мы узнаем о зарождении донского казачества, о нравах и обычаях этих героических людей, познакомимся с их фольклором. Итак, приглашаем вас на казачьи посиделки.

На нашем празднике присутствует директор школы Ляпина Елена Юрьевна.

(Входят обучающиеся, одетые в костюмы: казаков, казаечк и их детей, поют песню под аккомпанемент баяниста “По Дону гуляет”.)

Старый казак: Да, корни наши глубоко уходят в прошлое. Казаки пришли на Дон очень давно. Удивительные края, нетронутые, безлюдные, дремучие леса и широкие степи. Ни одного человека не встретишь, а зверей и птиц – великое множество.

Ведущий: Вот как поэтично рисует картину того времени волгоградский писатель-краевед Б.С.Лащилин: “Весной степь зарастала высокими густыми травами. Ее изумрудный ковер был испещрен алыми, синими, нежно-голубыми, фиолетовыми и золотисто-желтыми цветами. На солнце серебром отливали ковыли. В небе, где причудливыми громадами проплывали кучевые облака, кружили орлы и коршуны. На степном приволье паслись стада сайгаков.

На Дону и его притоках – Донце, Хопре и Медведице – держались и гнездились белоснежные красавцы-лебеди. У озер в камышах рыли ил дикие кабаны, беспокоя и пугая уток, чибисов, цапель и бесчисленное множество обитавших там куликов. В поймах непроходимой чащей стояли вековые дремучие леса. Здесь было полное раздолье зверю и птице. В густых зарослях, промышляя добычу, бродили волки, лисицы и медведи. Осенью по сеткам целыми днями сновали белки”.

Старый казак: Вот в этот райский уголок и бежали от гнета помещиков вольнолюбивые люди. И всех Дон принимал, и всем находил место. Казаки селились в степи, самом боевом поле. Они строили свои городки и ставили бедные плетневые шалаши, чтобы не жалко было их бросить в случае неудачи. Городок окружал частокол и плетень из лозы, перевитый колючими ветками терновника. В то время казаки землю не пахали, хлеба не сеяли, а жили добычею. Когда не было военных походов, занимались охотой, рыболовством.

Ведущий задает вопросы залу:  А знаете ли вы, как называется воинское подразделение вольного казачества и сооружение для жилья? (Курень.)

– Как называется казачья лодка для плавания по рекам, имевшая один парус и весла? (Байдак).

Что из украшений держали в хате казаки и почему? (Из украшений в доме держали, прежде всего, кинжалы, шашки, другое оружие, добытое как трофей в сражениях).

(Выходит ансамбль “Казачок” с песней “Дон Иванович”)

Степью широкою!..
Степью необъятною!
Там!...– на воле, на тихом Дону!
Скучно станет – на Волгу пойдем,
Бедно станет – и денег найдем,
Волга-матушка всех приютит,
Всех приласкает и всех одарит…

Молодой казак: Процесс формирования казачества проходил одновременно с процессом христианизации Киевской Руси. В казаки принимали всякого. Нужно было только одно условие – вера в Христа. Известно, что в 1380г. донские казаки преподнесли Дмитрию Донскому накануне Куликовской битвы икону Божьей Матери.

Ведущий:

Исторический край бесконечной борьбы,
Край казачества, вольности, славы,
Подвергался не раз ты ударам судьбы,
Сын свободной великой державы…

Старый казак: Свободно, но тяжело жилось казакам. Боролись они за славу казачью, и ее же ставили выше всего. С той поры пошла поговорка: “Хоть жизнь собачья, так слава казачья”. А еще ценилась воинская доблесть. Храбрость, неутомимость, меткая стрельба были дороже богатства.

Ведущий объявляет турнир знатоков половиц: А какие вы знаете пословицы и поговорки связанные с казачьей удалью?

На сцену выходит творческая группа № 4 и работает со зрителями, которые или называют пословицы или поясняют их.

  • “Либо грудь в крестах, либо голова в кустах” (решился действовать).
  • “Казак скорее умрет, чем с родной земли сойдет” (за родную землю бьется до конца).
  • “Кто пули боится, тот в казаки не годится” (в опасности казаку трусить нельзя).
  • “Донской казак честь не кинет, хоть головушка сгинет” (честь ему дороже жизни).
  • “Добыть – или дома не быть”.
  • “В стремя ногой – расстанься с головой” (можешь и не вернуться со службы).
  • “Гайтан на шее, да шапка сбоку – не скоро быть смертному сроку” (вера и сила – вот что дает казаку надежду).

Ведущий: Казачьи поселения служили надежной защитой от нападения врагов с юга. Поэтому цари всегда старались умилостивить казаков, заставить их служить себе.

Казак: Но время шло. Людей на Дону и Волге все прибывало. Леса редели, зверя и рыбу стало добывать все труднее. Казаки резко разделились. Богатые зажиточные казаки имели большие стада скота, пасеки, табуны лошадей. Их стали называть домовитыми. Тут же на Дону жили пришлые бывшие крепостные крестьяне, бежавшие от своих помещиков из центральных областей России. Все их имущество состояло из ветхой одежды, что была на них. Это о них говорила народная пословица: “ Ни кола, ни двора – зипун все нажитье”.

Этих людей называли голутвенными. Именно из этих казаков родились великие бунтари: Степан Разин, Емельян Пугачев, Кондратий Булавин.

Казачка: Позднее казачьи поселения стали называть “станицами”, от слова “стан”, стоянка. В станицах жили от 100 до 200 человек. “На Дону что ни хутор, то своя запевка” (в каждом хуторе все по-своему), “Донская земля дармоедов не кормит (на Дону трудом будешь сыт). Жили зажиточно, богато одевались.

Ведущий проводит игру с залом.

Чекмень

А) орудие труда, мотыга;
Б) женская нарядная шапка;
В) мундир, верхняя одежда с длинными полами.

Зипун

А) женский фартук;
Б) старинная верхняя одежда в виде кафтана без воротника из грубого самодельного сукна;
В) узорчатый пояс.

Спидница

А) нижняя юбка;
Б) платок;
В) шелковые ленты.

Запон

А) нагрудник;
Б) фартук;
В) сарафан.

Чембары – широкие штаны, куда заправлялся полушубок и ремень.

Башлык – казачья верхняя шапка от непогоды, накидка на голову.

Кушак – широкий пояс, широкая тесьма или полотнище ткани, иногда с бахромой по концам. Пословица “Казачок, шелков кушачок”.

Лампасы – обязательный элемент казачьей формы на брюках, цвет зависел от казачьего войска.

Бурка – шерстяной плащ без рукавов. Очень удобный и практичный. Когда казак на коне, часть бурки, как попона, накрывает лошадь, защищая обоих от непогоды.

Лядунка – патронташ, небольшая сумочка, прикрепленная к ремню казака, крепилась на спине, справа.

Саквы – фуражные и сухарные сумы переметные крепились к седлу.

Нагайка – казачий жгут – плеть – короткая, толстая, круглая, ременная. Были с ножом, со шлепком, с пулькой – против волков.

Что означают слова: варывода, варнак, гарный? – Ответ: Варывода – мучитель, истязатель. Варнак – драчун, забияка. Гарный – красивый.

Что означают слова барыло, бодня, глечик? Ответ: Барыло – бочок для вина. Бодня – кадушка для засолки мяса. Глечик – глиняный сосуд.

Какое значение имела серьга в ухе казака? (Серьга в ухе казака имела не только символические и сакральные значения, но и означала его роль и место в роду. Так, серьга в левом ухе указывала на то, что он единственный сын у матери, в правом – что у него нет наследников по мужской линии. Порой, исходя из этого, командир мог принять решение, кого следует беречь в бою. Этот древний обычай поддерживался всеми казаками).

Выступает творческая группа, рассказ об одежде казаков, демонстрация костюмов

Казачка: Казачки ходили в сарафанных костюмах, юбках и кофтах (“кохточка”) сшитые из ситцевой, шерстяной и шелковой ткани. Носили и нижнюю юбку ("спидницу"). Неотъемлемую часть костюма составлял запон (фартук), сшитый из полуситца (ткани из хлопчатобумажных и льняных нитей) с набивным растительным узором. Запон шьется из двух полотнищ. У пояса нижнее полотнище присборено и заложено в складки. На ногах полусапожки. На руках золотые и серебряные кольца. Костюм замужней женщины дополнял головной убор – полушалок (небольшая шаль) из шелковой набивной ткани.

В качестве украшения казачки носили янтарные бусы (монисты) под горлышко.

Для девочек и девушек шили сарафаны из ситца. Сарафанный костюм девушки отличался головным убором и прической: заплетенные косы украшались лентами, на голову мог надеваться венец или обруч.

Ведущий: Каждая станица или ватага выбирала себе старшего, которого называли атаманом – “Без атамана казак сирота” (атаман казаку как отец родной).

Инсценировка песни “Любо, братцы, любо”.

Казак: Вся власть на Дону принадлежала казачьему Кругу (Войсковому, станичному, хуторскому), на котором решались вопросы войны и мира, жизни и смерти, свадеб и разводов. Вот как поется в казацкой песне:

“Собирались казаки – други, люди вольные,
Собирались они, братцы, во единый круг,
Они думали думушку все единую”

То, что постановил круг было свято – это был закон. Самым тяжким преступлением на Дону была измена, предательство, за которое виновный карался смертной казнью. Виновного хватали, запихивали в большой рогожный мешок – куль, для большей тяжести добавляли камней и сбрасывали в реку.

Казачка: Женщина не имела права сидеть при казаках, лишь женщине преклонных лет это позволялось. У казаков женщина (по– казачьи – баба) ни на Круг, ни на Сход не допускались вообще. Все Придонье сверху донизу было распахано. Пахала, сеяла, жала, снопы вязала, молотила, зерно молола, хлеб пекла – все это в основном делала женщина – чернобровая осанистая донская казачка, ведь казак почти всю жизнь проводил в походе, на службе. Женщины работают в поле, а казаки при оружии лишь охраняют их. Казак всегда служил за Веру, Царя и Отечество, а казачка растила детей и создавала семейный уют. “Казак на чужбине воюет, а жена дома горюет” (воинские тяготы ложатся и на семью), “станичники казака в армию снаряжают, что в могилу провожают” (служба казачья полна реальной опасности).

Песню исполняет фольклорный ансамбль “Казачок” : “Верила, верила, верю…”

Старый казак: Казак рождался воином. В семье его называли не мальчиком, а казачьим сыном. Новорожденному друзья и родственники приносили подарки только военные: патрон, стрелу, лук, пулю; дед дарил шашку или ружье. Сабля сохранялась из рода в род, переходила от отца к сыну, потом к внуку. Ее украшали золотом или серебром, вешали под образа, давали почетное место.

Трехлетние казачата уже ездили верхом по двору, а пятилетние скакали, отводя лошадь в табун.

Ведущий: С 17 лет казак назывался малолетка. Начинались скачки, стрельба в цель на скаку, рубка – т.е. ученье воинскому делу.

В 19 лет – приводился к присяге на верность службе.

В 21 год – зачислялся в военно-полевой разряд на 15 лет. Все 15 лет он обязан был в любую минуту стать в стремя и встретить врага с оружием в руках. Часть срока он служил “срочную” службу, т.е. вдали от дома. Иногда выпадала служба по 4-5 лет без побывки. Для того чтобы казак был постоянно в готовности, ежегодно проводились летние и зимние сборы в лагерях, смотры оружия, учения.

Казак: Только в 61 год казак увольнялся “вчистую”. Освобождался от всех воинских повинностей. Но привычные к воинской дисциплине и самоотречению старики считали и в эти преклонные лета “служивыми”. Они не снимали с папах и картузов кокарды – знак службы – и составляли совет стариков, который помогал Атаману управлять станицей.

Казачонок: При рождении сына в казачьих семьях – он пользовался авторитетом, равным родительскому. В случае смерти родителей на старшего сына “большака”, возлагалась обязанность вырастить своих младших братьев и сестер. Отцовский курень (дом) всегда доставался младшему сыну “меньшаку”, в обязанности которого входило содержание и опекунство до смерти своих родителей.

Старый казак: Во время первой мировой войны 1914 года, донские казаки проявляли чудеса храбрости. Казачьи полки, единственные из всех частей Русской армии не знали дезертирства, самовольного ухода с фронта, революционных брожений на боевых позициях. Казаки свято чтили девиз “За Веру, Царя и Отечество”.

Казак: Великая Отечественная война 1941–1945 г. опалила и Дон, который практически весь был оккупирован в 1941–1943 годах. На борьбу с гитлеровцами ушли десятки тысяч жителей Дона, казаков, вошедших в кавалерийские части Красной армии.

Казачка: Те, кто вернулись со славой, принялись за восстановление разрушенного войной народного хозяйства. “Казак-донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец” (что ни возьми – казак умеет все). Казацкие семьи (среди казаков были русские, украинцы, татары, башкиры) занимались земледелием, животноводством, жили, как и вся Советская страна.

Ведущий: Такова была жизнь и обычаи донских казаков. А какие были у казаков почитаемые праздники и как они их проводили?

Творческая группа № 1представляет свои сообщения: Наиболее почитаемыми были церковные праздники: Рождество Христово и Пасха. Широко отмечали в станицах Святки (с 25 декабря по 6 января), Масленицу (по приходе весны), Троицу (с наступлением лета) и другие праздники.

Свободное время проводили в “беседах”, на “посиделках”. Особое разнообразие в жизнь казачества вносили праздники и воскресенья: после церковной службы часто устраивали ярмарки, скачки. Казаки были большими любителями хорового пения, военно-спортивных состязаний.

Ведущий: А теперь предоставим гостю нашего праздника.

Рассказ о старинном казачьем роде Весовых из станицы Михайловской на Хопре. Представление фотоматериалов из музея казачества в станице Михайловской Урюпинского района (фотоматериалы прилагаются).

Ведущий:

Вот настал момент прощанья
Будет краткой наша речь,
Говорим мы: “До свиданья!”
До счастливых новых встреч.