Заседание клуба "Мы и окружающий мир" в 4-м классе по УМК "Перспективная начальная школа"

Разделы: Начальная школа


Цели: дать представление о дыхании, рассмотреть строение дыхательной системы человеческого организма и ее функции; закреплять знания о вреде курения и "пассивного курения"; воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: таблица "Дыхательная система", мозаика таблицы, таблички с названием органов дыхания, энциклопедии, спирометр, лупы, рамки.

Ход урока

I. Орг. Момент.

II. Сообщение темы урока.

-Тема сегодняшнего заседания клуба: "Дыхательная система"

Я предлагаю вам рассмотреть следующие вопросы

ПЛАН

ЗАСЕДАНИЯ КЛУБА

1. Что такое дыхание.

2. Дыхательная система человека

3. Береги свои легкие!

(сообщение школьного врача)

III. Актуализация знаний.

- Что же такое дыхание? (высказывания детей)

-Кто хотел бы найти точное определение по словарю?

Действительно первоначально люди называли дыханием просто вдыхание и выдыхание воздуха. Долгое время считали даже, что человек никак не изменяет состав воздуха при дыхании, и вообще вдыхает воздух, только чтобы охладить "перегретые" лёгкие. Чтобы опровергнуть эту точку зрения, английский натуралист Роберт Гук провёл любопытный опыт: предлагал членам Королевского общества дышать воздухом из герметичного пакета, снова и снова вдыхая использованный воздух. Несмотря на свою убеждённость в исключительно "охлаждающей" роли дыхания, почтенные академики вскоре прекращали опыт, жалуясь на "недостаток воздуха".

Позднее стало известно, что для дыхания живым организмам необходим содержащийся в воздухе кислород. Для чего нужна непрерывная подача кислорода? Чтобы в организме шли процессы "медленного горения" (или, точнее, окисления) и выделялась энергия, необходимая для жизни.

(Ребенок зачитывает определение по словарю)

-Так зачем же мы дышим?

Об этом приготовил нам сообщение Кирилл.

Пища сама по себе не может обеспечить твой организм энергией, в которой ты нуждаешься. Для этого она должна сначала соединиться с кислородом - газом, находящимся в воздухе. Когда ты вдыхаешь, кислород входит в твои легкие, а оттуда с током крови он разносится по всему телу и проникает в каждую клеточку твоего организма. Внутри клеток кислород вступает в реакцию с глюкозой (из переваренных углеводов), и тогда энергия, содержащаяся в пище, постепенно высвобождается. Этот процесс называется дыханием. Эта энергия дает возможность твоим клеткам жить и функционировать. В процессе дыхания в клетках образуется ненужный организму углекислый газ, а также вода. Выдыхая, ты избавляешься от того и другого.

- Люди издревле изучали дыхание и предавали этому большое значение. Об этом приготовил сообщение Денис.

IV. Знакомство с новым материалом.

-Так о каких органах - воздушных воротах шла речь?

Попробуем проследить движение воздуха по нашему организму.

Сопровождаем рассказ показом по плакату, прикрепляя необходимую табличку. Дети самостоятельно показывают путь, находя необходимую информацию в учебнике.

Делаем вдох и воздух попадает в носовую полость, носоглотку, глотка.

Двигаясь, вниз попадает в трахею. Это дыхательная трубка, которая прикреплена к задней части глотки.

-Рассмотрите, что происходит с трахеей внизу (работа с рамкой).

Внизу трахея делится на две трубки, которые называются бронхами. Один из бронхов идет в левое легкое, а другой в правое.

-Куда сможет двигаться воздух дальше?

Рассмотрите с помощью лупы.

В легких каждый бронх делится на более мелкие бронхи, как ветки дерева.

-Как вы думаете, имеют ли они названия?

Самые мелкие бронхи называются бронхиолами. Их в каждом легком примерно 30000. Каждая бронхиола не толще человеческого волоса. Рассмотрите волос через лупу.

-Воздух продолжает двигаться. Что находится на конце трубочки, расскажет Вероника.

На концах самых мелких трубочек находятся грозди воздушных мешочков, называемых альвеолами. Они похожи на крохотные воздушные шарики, и, когда ты вдыхаешь, они наполняются воздухом. Всего в твоих легких имеется около 300 миллионов альвеол. Общая площадь их поверхности составляет примерно 70 м2, а это в 40 раз больше всей площади твоей кожи.

-Рассмотрите альвеолы. Чем они покрыты? Найдите информацию в учебнике. Так, где же происходит газообмен?

-Итак, мы делаем вдох, и воздух попадает в :(дети называют органы). Произошел газообмен.

-Что же происходит дальше?

(воздух движется в обратном порядке, выдыхаем углекислый газ)

V. Творческая работа.

-Сейчас я предлагаю вам работу в группах, где вы сможете оценить степень усвоения материала.

На 1, 2, 3 рассчитайся, по одному представителю от группы выбирают номер задания.

Задание 1 группе - собрать мозаику из разрезанных органов дыхания.

Задание 2 группе - по определениям узнать орган и подписать его.

Задание 3 группе - написать движение воздуха в обратном порядке (при выдохе).

Проверка.

-Сначала 1 группа вывешивает получившуюся схему, сравниваем с оригиналом. Затем 2 группа называет орган и прикрепляет лист к необходимому месту. Затем 3 группа читает названия органов, сопровождая показом по плакату.

VI. Знакомство с новым материалом (продолжение).

-А кто знает, почему легкие имеют такое название?

Внешне легкие кажутся крупными. Однако масса их все го 1200г. Отсюда и их название легкие.

-Мы говорили, что когда легкие наполняются воздухом, они увеличиваются в объеме. Положите руку на грудь. Сделайте вдох. Что мы ощущаем?

Как происходит вдох, выдох?

VII. Физминутка.

-Очень важно уметь правильно дышать. Как вы считаете, кому это умение особенно необходимо?

Самое большое значение дыханию отводят йоги. Они разработали целую систему дыхательной гимнастики.

Я предлагаю вам выполнить упражнения, которые использовали в Древнем Китае.

Физминутка.

1 упр.

Подняться на носки - вдох носом, опуститься - выдох ртом.

Выполняя упр. следует настраивать себя так:

  • вдыхаем все хорошее (радость, здоровье, хорошее настроение)
  • выдыхаем все плохое (злость, зависть, гнев)

2упр.

  • на счет 1-4 - глубоко вдохнуть носом (рука на диафрагме),
  • на счет 5 - задержать дыхание,
  • на счет 5-10 - плавно выдохнуть через рот.

Это упр. Помогает, когда ты чем-то расстроен, нам тревожно.

VIII. Знакомство с новым материалом (продолжение).

-Для дыхания необходим чистый воздух. Но мы окружены невидимым облаком пыли, которое вредно для организма.

Сообщение Ульяны.

В воздухе вместе с пылью всегда содержатся бактерии. Они оседают на пылинки, как на парашютах, долго находятся во взвешенном состоянии. Там, где в воздухе много пыли, много и микробов.

Подсчитано, что в 1 м3 воздуха школьного класса до начала занятий - 2600 микробов, а к концу занятий первой смены их количество достигает 13500!

Из одной бактерии при температуре +30 С через каждые 30 мин образуется две, при +20 С их деление замедляется в 2 раза, а при +10 С - в 20 раз. Прекращают размножаться микробы при температуре +3-4 С.

В зимнем морозном воздухе микробов почти нет.

-Но жестокому отравлению человек подвергает себя иногда сам. Послушайте сообщение школьного врача (о вреде курения).

IX. Практическая работа.

-Важным показателем развития органов дыхания является жизненная емкость легких, которая измеряется спирометром. Это наибольший объем воздуха, который может вдохнуть человек после глубоко вдоха. Этот показатель зависит от многих факторов.

Практическая работа по измерению жизненного объема легких.

(проводит врач)

X. Итог урока.

-Вам понравилось сегодняшнее заседание клуба.

-Встаньте те, кто узнал что-то новое сегодня на заседании.

Дом. задание на выбор.

  • Придумать сказку о путешествии воздуха в организме человека.
  • Подготовить сообщение на тему: "Сохрани свои легкие здоровыми!".
  • Подготовить совместное выступление о заболеваниях дыхательных путей.
  • Провести исследовательскую работу "интересно о дыхании".
  • Написать письмо в клуб.