"Между музыкой разных стран нет непереходимых границ"

Разделы: Музыка


Цель урока: Познакомить учащихся с музыкой Африки, помочь понять интонационные особенности африканской музыки и сопоставить с музыкой русской.

Форма проведения урока: Путешествие.

Задачи урока: Рассказать о характерных особенностях африканской музыки. Дать понятие "Полоритмия". Вспомнить понятие "Акцент", "Фольклор". Послушать фрагменты из балета К.Караева "Тропою грома",разучить песенку африканского племени "Банту".Познакомить с ритмическими особенностями африканской музыки на примере музыки К.Караева и детской песенки "Уконготванэ".Воспитывать интерес к музыке разных стран для развития кругозора. Продолжить работу над развитием вокально-хоровых навыков.

Оборудование: Запись песни "Чунга-чанга", фрагменты балета "Тропою грома", пластинки № 21,19 хрестоматия, карта, плакаты, фрагменты фильма, таблички с с названиями и определениями, фрагменты ритмических рисунков, портреты ПСигера, К.Караева.

1. Вход в класс Под музыку песни "Чунга- чанга"

Приветствие в форме попевки

Учитель: "Здравствуйте ребята!"

Дети:"Здравствуйте!"

2. Беседа с учащимися о музыке, которая прозвучала в начале урока.

Вы наверное поняли , что мы вновь отправляемся вместе с музыкой в другую страну.

-Знакома ли вам эта музыка?

-Как вы думаете куда мы с вами отправимся вместе с ней? (Слайд №1)

-Почему вы так думаете?

-Кто может показать Африку на карте?(Слайд № 2)

3. Просмотр фрагмента (Можно посмотреть фильма об Африке.)

-На что обратили внимание?

4. Рассказ учителя о культуре африканского континента.

С древних времен африканцы имеют свою культуру это ремесла, фольклор-включающий в себя поговорки, пословицы, обряды. И конечно же в Африке своя неповторимая отличающаяся от других народов -музыка. Музыку мы не спутаем с музыкой ни какого другого народа.

Африканская музыка включает в себя музыку разных народов -арабов, берберов, египтян, банту, эфиопов и др

Она повседневно сопровождает жизнь - праздники, магические обряды. Народы Африки исключительно музыкальны. Ученые, путешественники, выдающиеся люди стремились посетить этот материк для того, чтобы познакомиться с людьми, культурой и конечно же ,чтобы познакомиться с африканской музыкой. 500 лет назад знаменитый путешественник Васко да Гама (Слайд 3) вспоминал: " Первое что я увидел на африканской земле это приблизительно 200 негров начали играть на флейтах, некоторые производили высокие звуки, другие более низкие, так,что вместе образовывалась гармония довольно приятная ". Особенно путешественника удивило то, что все они танцевали по кругу, одновременно играя на инструментах.

Все, кто побывал в Африке замечают, что даже маленькие дети, которые еще не научились как следует ходить, уже способны превосходно танцевать. Разные части тела африканца -голова, руки, шея, плечи, ноги, живот делают независимо друг от друга движения. При этом все они подчинены единому ритму, задаваемому барабаном

Для африканских танцев характерны точность акцентов, полиритмия (что означает много ритмов одновременно), что делает их непохожими ни на один танец европейских народов. Мелодии песен африканских народов во многом определяются текстом.

Один из музыкальных примеров детская народная африканская песенка "Уконготванэ" народа племени банту, которые живут в Восточной Африке (показать на карте). Музыка этого народа повлияла на музыку других народов Африки. Песни часто исполняются одноголосно или хором под звуки барабана.

5. Слушание детской песенки " Уконготванэ" - народа племени "Банту"

Сыграть мелодию на инструменте, которым владеет учитель),на доске запись ритмического рисунка.

Информация о песенке (Мелодию этой песни записал американский композитор Пит Сигер. (Слайд №4 )

В песне поется что маленькие мальчики пасут стада и поют песенку, когда охотятся за жуком, которого зовут уконготванэ. Это жук колдун, жук- доктор. Если его поймаешь, то он заставит всех танцевать под музыку этой песни. (Слайд № 5)

Пропеть песню со словами, простучать ритм

-Какое настроение в песне?

-Какой лад?

Работа над песней. Разучивание ритмического аккомпанемента к песне, слов, мелодии.Исполнение мелодии хором.

Мы уже не раз встречались на уроках с такими примерами, когда композиторы обращались к музыке других народов.Еще одним примером может быть балет азербайджанского композитора К.Караева "Тропою грома", который получил мировую известность. (Слайд № 6)

Рассказ о балете азербайджанского композитора К.Караева. Он написан в 1958 году по книге южноафриканского писателя П.Абрахамса. В балете композитор показал трагическую судьбу африканского народа, который долго испытывал расовую дискриминацию. Их использовали как даровую рабочую силу.

6. Слушание фрагмента из балета К.Караева " Тропою грома" (Слайд № 7)

- Что есть общего с предыдущей музыкой.?

7. Слушание " Урок в школе" название не говорится.

- Какой характер в музыке?

-Что представили слушая музыку?

-Почему?

-Слушали ли мы музыку похожую на эту?

-Существует ли сходство с музыкой Азербайджана и Африки

(акценты, ритм, ударные инструменты)?

- Какой темп в музыке ?

- Какой прием развития использует композитор?

-Почему музыкальный фольклор оказался понятным азербайджанскому композитору К.Караеву? (Для этого вспомним музыку азербайджана- тот же острый ритм, акценты, звучание барабанов. )Да, существует некоторое сходство музыки азербайджанской и негритянской. Это позволило композитору К.Караеву создать африканские образы в музыке.

8. Слушание "Танец черных" (Слайд № 8)

- Каков характер?

-Что вы представили слушая музыку ?

-Привычна ли эта музыка для нас ?

- Что необычного (необычный ритм 5/4,синкопы, многократное повторение мелодии)?

-Сравните с музыкой фрагмента "Урок в школе"

- Как по вашему, а кого сейчас кого изображала музыка?

-Вы это поняли? почему?

9. Рассказ о "Танце черных" Танец черных написан в духе древних обрядовых плясок. Главная интонация многократно повторяющаяся, звучит как настойчивое заклинание. Пронзительное звучание флейты в сочетании с гулкими раскатами ударных инструментов в низком регистре создает необычный тембровый колорит.

10. Разучивание и исполнение.Чтобы лучше осознать интонационно-ритмические особенности этой музыки, ощутить характерную особенность разучим и исполним партию ударных. Сильную долю подчеркнуть ударом ладони по парте, каждую вторую и четвертую доли разбить на восьмые, которые удобно передать поочередным движением рук с акцентом на первой восьмой.

Это и есть полиритмия.

Разучивание ритмического рисунка "Танца черных", исполнение в ансамбле. Повторное слушание.

11. Итог: Что нового узнали.? С какой музыкой познакомились? Перечислите основные характерные черты африканской музыки? (Слайд № 9)

Можно ли провести четкую грань между африканской и азербайджанской. музыкой ?

12. Дом.задание: На память об уроке кроссворд (ответить на вопросы, и прочитать название континента.)

13. Выход по музыку песни "Чунга-чанга.

Приложение.