Открытое занятие по музыке "Балет"

Разделы: Музыка


Образовательная область: искусство.

Учебная дисциплина: теория и практика вокального пения

Тема:Балет.

Цель: расширение музыкального кругозора детей.

Задачи:

  • Познакомить воспитанников с музыкальными произведениями балета.
  • Научить воспитанников слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое
  • эстетическое наслаждение.
  • Сформировать навыки осмысления и анализа музыкального материала.
  • Способствовать воспитанию волевых черт характера, трудолюбие, терпение.

Тип учебного занятия: комбинированный.

Форма проведения занятия: эвристическая беседа.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный и эвристический, элементы продуктивного, словесный метод обучения (объяснение, беседа), наглядный метод.

Методическое обеспечение занятия: иллюстрации балета, портрет композитора П. И. Чайковского, карточки с заданиями, понятийные карточки, рисунки воспитанников, наглядный материал.

Оборудование: музыкальный центр, пианино, кассеты.

Музыкальное оформление:

1. П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», «Полька», «Вальс».
2. М. Коваль опера «Волк и семеро козлят» («Семеро козлят» заключительный хор)
3. П. И. Чайковский балет «Щелкунчик» (фрагменты) «Увертюра», «Марш», «Сражение», «Вальс».

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, я очень рада видеть вас.

II. Повторение и закрепление пройденного материала

Педагог: Мы с вами уже много раз слушали музыку, которую сочинил великий русский композитор П.И. Чайковский.
(Показ портрета композитора)
Педагог: Послушайте, пожалуйста, внимательно, может быть, вы узнаете знакомые отрывки из его музыки и вспомните, как она называется.
(звучит «Марш деревянных солдатиков», «Полька», «Вальс»)
Воспитанники: ответы воспитанников
Педагог: Это произведения, которые композитор написал специально для того, чтобы их слушали дети. Но есть у Петра Ильича и музыка, которую он сочинил специально для взрослых зрителей и слушателей – это его оперы и симфонии. А есть у него и такие произведения, которые любят буквально все – взрослые, и дети. К таким вещам относятся его балеты, созданные на сюжеты волшебных сказок.
П.И. Чайковский создал балеты, которые до сих пор постоянно идут на сценах самых известных театров мира.
Педагог: А что такое театр?
Воспитанники: ответы детей
Педагог: Театр – это мир сказок, удивительных приключений и превращений, мир добрых и злых волшебников.
Педагог: В каждом крупном городе России есть театр оперы и балета. В Москве это известный во всём мире Большой театр.
Педагог: Лучшие музыканты, дирижёры, певцы, танцоры, режиссёры, художники участвуют в постановке опер и балетов.
Педагог: На прошлых занятиях мы знакомились с фрагментами из опер. Кто помнит их название?
Воспитанники: Н. А.Римский-Корсаков «Снегурочка», М. Коваль «Волк и семеро козлят».
Педагог: А скажите, что такое опера?
Воспитанники: отвечают.
Педагог: Опера – это музыкальный спектакль. В нём все действующие лица поют в сопровождении оркестра.
В опере есть музыка, либретто (слова), хореография, декорации, костюмы. В опере композитора М. Коваля «Волк и семеро козлят» поют козлята, Волк, мама Коза.
Педагог: Давайте вспомним, кто в опере исполняет эту тему
(Педагог исполняет фрагмент из оперы «Семеро козлят»)
Воспитанники: отвечают.
Педагог: Каждому козлёнку композитор дал своё имя. Имена у них не просто смешные, по имени можно угадать, какой характер у того или иного козлёнка. Например, подумайте и скажите, что любил делать козлёнок по имени Бодайка?
Воспитанники: рассказывают, что любит делать козлёнок Бодайка.
Педагог: Конечно, бодаться. А Дразнилка?
Воспитанники: рассказывают, что любит делать козлёнок Дразнилка.
Педагог: Остальных козлят звали так – Всезнайка, Топтушка, Болтушка, Мазилка. Самого маленького зовут Малыш.

III. Проверка домашнего задания

Педагог: Дома вы должны были нарисовать одного из понравившихся вам козлёночков и описать его характер.
Дети прикрепляют к доске свои рисунки, и дают характеристику козлятам.
Педагог: Вот какие они весёлые, эти козлята. И музыка первого отрывка, где мы с ними познакомились, тоже весёлая. Это их общая песенка, которой мы можем подпевать.
Там есть такие слова:

Семеро, семеро, семеро козлят,
Весело, весело, весело шумят…
Весело Всезнайке,
Весело Бодайке,
Весело Топтушке,
Весело Болтушке,
Весело Мазилке,
Весело Дразнилке.
Ну, давайте, братцы,
Прыгать и бодаться.

Педагог: Давайте послушаем этот хор ещё раз, тихонечко подпевая героям оперы.

IV. Объяснение нового материала

Педагог: Вы хорошо запомнили, что такое опера. Но сегодня мы познакомимся ещё с одним видом музыкального искусства – балетом. Балет – это музыкальный спектакль. В нём все герои танцуют. (Иллюстрации)
Педагог: Итак, главные части балета – музыка и хореография (танец). Так же, как и в опере, в балете есть декорации, костюмы. Но т.к. в балете главным будет танец, то костюмы будут отличаться от оперных костюмов. А как вы думаете, почему?
Воспитанники: Чтобы не мешать движениям героев.
Педагог: Посмотрите на иллюстрации (показ). Это балерины. У танцоров и балерин специальные костюмы, юбки, которые называются «балетными пачками» и специальная обувь «пуанты».Составной частью балета является пантомима. Что это такое? Воспитанники: отвечают.
Педагог: Актёры мимикой и жестами выражают чувства, переживания героев, передают смысл происходящих событий.
Педагог: А вы хотите себя попробовать в роли балетных актеров?
Воспитанники: отвечают.
Педагог: Сейчас прозвучит мелодия В. Шаинского «Улыбка». Попробуйте придумать по эту мелодию пантомиму, танцевальную композицию:

  • Я получил двойку;
  • Мне жмут ботинки;
  • Я разбил любимую мамину вазу;
  • Я потерял ключи от квартиры;
  • Мне купили футбольный мяч (красивую куклу)

Пофантазируйте и изобразите движениями и мимикой. Я вам даю на это задание 1 минуту.
Педагог: Все мы любим сказки. Особенно, если события, о которых они рассказывают, происходят в новогоднюю ночь. Одну из таких новогодних сказок сочинил немецкий писатель Гофман. Это произведение называется «Щелкунчик», и в нем говорится о том, как однажды праздновали встречу нового года в одной немецкой семье.
Педагог: читает.
Звучит «Увертюра» из балета, на фоне её педагог рассказывает.
«24 декабря детям советника медицины Штальбаума весь день не разрешалось входить в проходную комнату. Совсем стемнело. Вдруг светлый луч скользнул по стене. И в то же мгновение прозвучал тонкий серебряный колокольчик: динь, динь, динь! Двери распахнулись, и ёлка засияла с таким блеском, что дети с громким криком «Ах, ах!» замерли на пороге». Итак, в доме одной немецкой девочки, которую в книге зовут Мари, прошёл праздник встречи Нового года, а после этого ей приснился волшебный сон об удивительных приключениях.
Педагог: По сюжету этой сказки русский композитор П. И. Чайковский написал прекрасный балет. (Показывает портрет композитора)
И сегодняшний наш разговор о музыке будет посвящён этому балету.
Наверное, Пётр Ильич с большим удовольствием писал музыку для балета «Щелкунчик». Ведь там произошла такая интересная история – новогодний праздник, сражение, встреча с прекрасным принцем. Но между сказкой писателя Гофмана и балетом П. И. Чайковского есть разница. Поскольку балет сочинял русский композитор, то он дал своей героине русское имя. Её зовут Маша. И, как часто бывает в народных сказках, реальная жизнь балета переплетается с вымыслом и фантастикой. Вот, например, даже все герои, которые участвуют в этом балете, делятся на реальных и вымышленных. Маша, её брат, их родители, гости, приглашённые на праздник, старый фокусник – всё это реальные персонажи балета. Но вот кончается праздник, девочка крепко засыпает, и во сне она видит удивительную сказку. И все герои в этой сказке, конечно же, вымышленные, волшебные, таких в реальной жизни не увидишь. Но, пожалуй, рассказывать надо постепенно.
Итак, у детей весёлый новогодний праздник. Они приходят в гости к Маше и её брату. И в самом начале балета звучит детский марш. Сейчас мы послушаем его.
Представьте себе богато наряженную новогоднюю ёлку. Снежные хлопья летят за окнами, но в комнате, где собрались дети, тепло и уютно. Они радостно маршируют и танцуют вокруг наряженной ёлки. Вслушайтесь внимательно, и вы сумеете определить, когда вокруг ёлки маршируют мальчики, а когда танцуют девочки. Музыка мальчиков действительно написана в ритме настоящего, хотя и детского, марша. А музыка девочек – более изящная, стремительная.
Педагог: Как я уже сказала, в балете действующие лица танцуют. Давайте мы попробуем создать свой балет. Во время мужественной «мальчиковой» части вы будете шагать, во время лёгкой «девичьей» музыки можно легко кружиться, приподнявшись на цыпочки.
(Слушание: «Детский марш»)
Педагог: Какой красивый этот новогодний марш. Он полон счастья и веселья. Кажется, что вслед за ним обязательно должны произойти какие-то чудеса. И чудеса там действительно происходят. Потому что в зале появляется новый гость – фокусник. Фокусник дарит детям игрушки. И среди них – забавная кукла, которая умеет раскалывать орехи. Это – Щелкунчик.
(Педагог читает)
«Внимательно вглядываясь в славного человечка, который полюбился ей с первого взгляда, Мари заметила, каким добродушием светилось его лицо. «Ах! – воскликнула, наконец, Мари.
– Ах, милый папочка, для кого этот хорошенький человечек, что стоит под самой ёлкой?» -«Он, милая деточка, -ответил отец, -будет усердно трудиться для вас всех: его дело – аккуратно разгрызать твёрдые орехи». С этими словами отец бережно взял его со стола, приподнял деревянный плащ, и тогда человечек широко-широко разинул рот и оскалил два ряда очень белых острых зубов. Мари сунула ему в рот орех, и – щёлк! – человечек разгрыз его, скорлупа упала, и у Мари на ладони очутилось вкусное ядрышко». Но детям так полюбился потешный человечек, что они заставляли его снова и снова разгрызать орехи, пока не сломали. Тогда девочка уложила его в кукольную кроватку. А когда закончился вечер, все дети разошлись, и она сама заснула.
Вот дальше появляются остальные герои этой сказки – сказочные. Давайте посмотрим, что там произошло дальше.
Маше кажется, что ёлка начинает расти, а куклы и игрушки оживают. Кажется, что вот именно сейчас и должно произойти какое-то важное событие.
Теперь в комнате начинаются трагические события – война. Девочке Маше кажется, что изо всех щелей комнаты вдруг выползают мыши. Самое настоящее мышиное войско, которое возглавляет мышиный король. Но храбрый Щелкунчик созывает оловянных солдатиков и вместе с ними набрасывается на мышиное войско. Вот как об этом написано в книге.
(Педагог читает)
«Барабанщик, мой верный подданный, бей общее наступление! – громко скомандовал Щелкунчик». Мыши отступили. Но в поединок со Щелкунчиком вступил сам мышиный король. Их сражение длилось долго. Давайте сейчас послушаем следующий отрывок из него, который называется «Сражение». Вслушайтесь внимательно, и вы угадаете музыку, которая рисует наступление войск мышиного короля, их столкновение с войсками оловянных солдатиков, а также само сражение мышиного короля с Щелкунчиком.
(Слушание: «Сражение»)
Но девочка Маша из сказки помогла Щелкунчику самым простым образом: сняла с ноги туфельку и бросила в этого противного мышиного короля.
На глазах изумлённой Маши Щелкунчик превращается в прекрасного принца. Он подходит к Маше и опускается перед ней на одно колено.
(Педагог зачитывает по книге отрывок на фоне музыки)
«О, прекрасная дама! Вы одна вдохнули в меня рыцарскую отвагу. Коварный мышиный король повержен и купается в собственной крови. Соблаговолите милостиво принять трофеи из рук преданного вам до гробовой доски рыцаря. – Он протянул Мари нанизанные на верёвочку золотые короны. – Это всё, что осталось от поверженного мышиного короля – золотые короны, которые украшали его головы»
(музыка делается громче)
(Слушание: «Вальс»)
Педагог: какой танец вы слышите?
Воспитанники: отвечают
Вальс – один из заключительных номеров балета. Он передаёт торжество, которое было устроено во дворце, и чувство счастья, которое охватило основных героев сказки – Машу и принца Щелкунчика.
Таким образом, удивительная музыка композитора П.И. Чайковского к балету «Щелкунчик» помогла нам сегодня побывать в сказке, которая произошла в новогоднюю ночь.

V. Итог урока

– Понравилась вам эта сказка? Что особенно запомнилось?
– Музыку какого композитора мы с вами сегодня слушали?
– Как называется этот балет?
– Кто запомнил, что такое балет?
– Посмотрите, на каком рисунке изображён фрагмент из оперы, на каком –из балета?
– Молодцы, вы очень хорошо сегодня работали.
– На этом наш урок закончен. Спасибо всем, до свидания.