Конспект урока по русскому языку на тему "Как пишут письма и телеграммы?"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: познакомить учащихся с жанром письма; помочь детям выявить отличие письма от записки; развивать связную устную и письменную речь, орфографическую зоркость, зрительную и речеслуховую память, мелкую моторику, эмоциональную сферу первоклассников; расширять кругозор детей в сфере общения и объяснить роль писем в жизни людей; воспитывать коллективизм и коммуникативные качества учащихся; способствовать накоплению первоначального опыта обдумывания, написания и оформления писем.

Оборудование: интерактивная доска, м/медиа сопровождение, коллекция видов конвертов, марок, писем (семейных реликвий), орфографический словарь, портрет Антона, таблички (письмо – поздравление, письмо – пожелание, письмо – информация), почтовый ящик, карта путешествий, бланк телеграммы, костюмы героев почтальона Печкина и дяди Фёдора, аудиозапись.

Ход урока

I Актуализация знаний.

1.Организационный момент.

Учитель:

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать

Ребята, сегодня на уроке мы с вами попадём в таинственный и загадочный мир приключений. Сопровождать нас будут герои мультфильма.

Психогимнастика “Сотвори солнце в себе”

Учитель: В природе есть Солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучики, которые несут любовь, здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку, мир. Звёздочка становится большой как Солнце. Оно несёт тепло всем-всем. (Руки в стороны перед собой.) Улыбнитесь друг другу!

1.Словарная работа “Мой друг – словарь”.

Учитель: Ребята, решив кроссворд, вы узнаете, какой герой спешит к нам на урок. Запишите словарные слова с орфографическим проговариванием, отметьте опасные места.

Учитель: Разбейте словарные слова на группы разными способами (устно)

1. В этой узенькой коробке
Ты найдёшь карандаши,
Ручки, ластик, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (Пенал)

2.То я в клетку, то в линейку,
Написать по мне сумей-ка,
Можно и нарисовать.
Как зовут меня …(Тетрадь)

3.Ранец на плечах носить привык,
Кто такой он? (Ученик)

4.Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)

5.Что красно с наружи,
Бело внутри, с зелёным хохолком на голове…(Редиска)

6.Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, …(Карандаш)

Учитель: Прочтите ключевое слово.

Учащиеся: Печкин.

Учитель: Назовите произведение, автора и профессию героя.

Учащиеся отвечают на вопрос.

(Раздаётся стук в дверь. Появляется почтальон Печкин.)

II. Постановка проблемы и самоопределение темы урока.

1.Вопросы почтальона Печкина.

Печкин: Я из почты. Я почтальон тутошний. Я всё должен знать, чтобы разносить письма и газеты.

- Ребята, кто из вас когда – нибудь писал письмо?

- Сохраняются у вас в семье чьи-либо письма?

-Если сохраняются, то почему?

-С какой целью люди пишут письма?

III.Формулировка темы урока.

Учитель: Ребята, вы, наверное, догадались, с каким видом жанра мы сегодня познакомимся.

Учащиеся: Будем учиться писать письма.

2.Историческая справка (Выступление подготовленных учащихся)

Почта существует с древних времён. В Голландии сохранились крепости, в которых на самом высоком месте были сделаны площадки для разведения костров Костры извещали об опасности.

Для передачи важных сообщений посылали также пеших и конных гонцов. Особенно во времена войн, Олимпийских игр. Помогали передавать информацию и голуби. К почтовому голубю привязывали информацию, и он летел в нужном направлении.

На тонущих кораблях послание запечатывали в бутылку и выбрасывали в море.

На Руси почта появилась в X веке. Ямщики скакали от одного населённого пункта к другому, передавая сообщение, как эстафету.

IV. Открытие новых знаний.

1.Работа по учебнику.

1) Дайте совет Антону.

Учитель: (стр. 108 №175, учитель читает задание и вопросы учебника).

- Приходилось ли тебе получать письма?

- Вспомни об одном из них. (Стр. 3, “Письмо авторов учебника”)

- Запишите эти слова в тетради.

2) Работа с правилом “Сообщаем важные сведения”.

Стр. 109 №176

(Задание читает вслух ученик. Рассуждения детей по поставленному авторами вопросу).

Физкультминутка для глаз. “Рисуем конверт глазами” (Выполняется стоя)

 

2.Работа с материалом.

1)Учитель: - Узнай строение письма, распределив таблички по порядку.

2) Печкин: Письма бывают разные: письмо – поздравление, письмо – пожелание, письмо – информация.

Определите вид письма

Письмо №1

Здравствуйте, дорогие мама и папа!

Пишу вам из деревни Простоквашино. Здесь красиво. Кругом лес, поля, и речка недалеко. Ветер дует такой тёплый, и комаров нет. И народу в деревне очень мало живёт. Мне тут очень нравится.

Когда вы приедете? Крепко целую.

Ваш сын дядя Фёдор.

Письмо №2

С Днём рождения, мои дорогие близнецы!

Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги.

Растите весёлыми, здоровыми, дружными, упорными в учении.

Любящий вас дедушка Коля.

Письмо №3

Дорогие дети!

От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга.

Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.

М. Горький

Печкин: Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.

3.Работа по учебнику.

Учитель: Выполнение задания стр. 110 №178 .

- Что нужно получить от хозяина письма, чтобы прочитать его текст?

Учащиеся: Разрешение.

Учитель: Прочитайте это письмо и ответьте на вопросы:

-Какие слова подтверждают то, что это письмо вежливое?

-Кто автор этого письма?

-Кому адресовано письмо мальчика?

-Какие два слова повторяет автор письма? (У нас)

-Как устранить речевую ошибку?

Учащиеся: Чтобы устранить повтор, нужно убрать эти слова во втором случае. Можно добавить другие слова, например: “На огороде…”

Учитель: Вставьте пропущенные буквы в словах. Как можно проверить правильность написания этих слов?

Учащиеся: Используя орфографический словарь.

Учитель: Запишите эти слова в тетради. Проверьте, работая в парах. (Взаимопроверка)

Физкультминутка. “ В деревне Простоквашино”

Печкин:

Люди с самого рожденья
Жить не могут без движенья.
Сколько ёлочек зелёных, столько сделаем наклонов!
Сколько пёсиков у нас, мы подпрыгнем столько раз!
Сколько белых голубков, столько сделаем хлопков!

4.Энциклопедическая справка.

(Сообщение почтальона Печкина):

Получателя письма называют адресатом. “Адресат” - от немецкого слова “адрес”. Между тем, кто пишет письмо, и тем, кому пишут, соблюдается выработанный веками порядок. Письма стараются писать разборчиво, чётко, на аккуратном листочке бумаги. Бумага для писем бывает разная. Иногда это листочки маленького формата, иногда большие, но украшенные рисунком. (Достаёт из почтовой сумки письма и показывает ребятам). Многие ребята любят посылать вместе с письмом свои рисунки. Например, дядя Фёдор написал родителям письмо из Простоквашино и нарисовал своих друзей.

- Ребята, назовите друзей дяди Фёдора.

(Появляется дядя Фёдор и читает стихотворение).

Дядя Фёдор:

Папе я пишу письмо,
Очень толстое оно.
Про друзей в нём и про лето,
В нём - горячие приветы.
Я с письмом бегу на почту,
Я прошу: “Отправьте срочно!”
Очень важное письмо!
Папа ждёт его давно!
Тётя сразу поняла,
Мой конверт из рук взяла
И сказала: “Будь спокоен, мы письмо доставим скоро!”
Я неделю жду ответ,
А письма всё нет и нет…

(Обсуждение стихотворения с ребятами.)

Учитель: - Виновата ли почта в том, что дядя Фёдор не получил ответного письма от своего папы?

Печкин: - Правильно, ребята, для того, чтобы письмо отправить, необходимо запечатать его в конверт.

- А что нужно обязательно написать на конверте?

Учащиеся: - Нужно написать индекс, адрес, фамилию и инициалы адресата. Необходимо также на конверт наклеить марку.

V.Проговаривание во внешней речи и закрепление изученного материала (комментирование по слайду и запись адреса школы на конвертах).

Учитель: - Давайте потренируемся писать адрес нашей школы.

6. Творческая работа в группах.

- Раскодируйте отрывок из произведения Э. Успенского “Дядя Фёдор, пёс и кот”.

(Дядя Фёдор взял удочку и пошёл рыбу ловить. А кот с Шариком печку истопили и воды принесли. Потом они поели, радио послушали, и спать легли. Очень им в этом доме понравилось).

Проверка: Представитель от каждой группы зачитывает письмо.

  1. Итог урока.

Учитель: - Какие новые знания вы получили сегодня на уроке?

- У кого возникло желание написать письмо?

- Это вы можете осуществить дома по желанию. Я вам предлагаю дать волю своей фантазии, помечтать и написать письмо своим друзьям, родителям, учителю, сказочным героям. Письмо можно оформить, используя рисунки.

-Оцените своё настроение и настроение своих друзей на уроке.

-Улыбнитесь друг другу, скажите добрые и вежливые слова.

(Звучит песня “Дорогою добра”)

См. презентацию.

См. видеофрагмент.

Второй вариант урока.

Использованная литература

1.Учебник Русский язык. “К тайнам нашего языка” 1 класс, авторы М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, Смоленск, “Ассоциация XXI век”, 2009 год.

2.Тетрадь-задачник Русский язык. “К тайнам нашего языка” 1 класс, авторы М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, Смоленск, “Ассоциация XXI век”, 2009 год.

3.Поурочные планы по учебнику М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко “Русский язык “К тайнам нашего языка” 1 класс”, Волгоград, “Учитель-АСТ”, 2004 г.

4.Э.Успенский “Всё Простоквашино”; Издательство АСТ; 2003 год.

5. Н.И.Дереклеева "Информационные часы в школе" 1-4 классы; Москва, ВАКО, 2008 год.