Развитие креативных и личностных особенностей детей на занятиях по декоративно-прикладному творчеству

Разделы: Общепедагогические технологии


На протяжении многих лет проблема развития креативных способностей ребёнка привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний, так как "в наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа.

Так что же такое креативность? Креативность – фактор одарённости, который отражается в беглости, гибкости мышления, оригинальности решений, открытости к новому опыту и высокой потребности в творчестве.

Перечислю тенденции в данной системе обучения.

  • От воспитанника, учащегося к его личности.
  • От общественно ориентированного воспитания к личностно ориентированному.
  • От педагогики требований к педагогике сотрудничества и партнёрства.
  • От педагогики необходимости к педагогике свободы.
  • От педагогики опеки к педагогике поддержки.
  • От педагогического экстремизма к толерантности.
  • От единообразия к вариантности.

Реализация программы преследует цели.

  1. Выявление и выращивание интеллектуального способностей – одарённых детей
  2. Достижение максимального уровня развития креативности.

Психологи выделяют ключевые моменты:

– стоит принимать значения врождённости определённых качеств личности, но нельзя и недооценивать возможность их развития, или, наоборот, подавления.

– не должно быть упущено время для поддержки таланта, создании условий креативного развития, иначе он может не раскрыться или проявиться в малой степени. Но возрастные ограничения для развития креативных способностей не существенны, можно согласно поговорке: “Лучше поздно, чем никогда”.

– следует учитывать внутреннюю потребность воспитанника к самовыражению. Именно она создаёт условия проявления его способностей, побуждения к саморазвитию, стремление воспитанника к испытанию своих способностей. Одно из условий развития креативного создания атмосферы инициативы, состязательности, дискуссии.

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей воспитанников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.

Моя стратегия заключается в том, чтобы дать "возможность всем без исключения воспитанникам проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов". При этом на первый план выдвигаю цель развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.

Креактивный характер обучения предполагает принятие личности и индивидуальности ребенка, защиту его права на самоопределение и выбор собственного пути, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. На своих занятиях стараюсь быть гибкой, откликающейся на интересы и потребности обучающихся, наиболее полно отвечать этим критериям. Мои занятия основываются на принципе добровольности, позволяет ребенку познать себя, свои возможности, сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и общения.

Структурная модель образовательного процесса в  объединении имеет 2 уровня, при прохождении которого ребенок осваивает способы познания и преобразования мира (от репродуктивных до творческих).

Уровни (Этапы) Содержание образования
“Восхождение”.  6-9 лет

Уровень действия детей - от репродуктивное самостоятельное воспроизведение до первоначального самоопределения

Уровень достижений -информированность или усвоение определенного объема знаний и способность репродуктировать их; грамотность  - как способность использовать основные способы познавательной деятельности, способность решать стандартные задачи.

Задачи. Создание оптимальных условий для пробуждения креативности каждого ребенка, выявления и развития способностей, склонностей, интереса, психических процессов, творческого воображения и навыков межличностного взаимодействия. Развитие позитивной мотивации, потребности к познанию мира и ценностей культуры. Создание условий для свободы выбора и переноса опыта творчества, приобретенного в конкретной деятельности на другие виды, т.е. усвоение ребенком алгоритмов творчества, развитие мотивации к избранному виду деятельности.

Итог освоения уровня любознательность ребенка, как основа его познавательной активности, навыки общения. Приобретение практических навыков и умений в избранном виде деятельности, опыт переноса алгоритмов решения задач и проблем.

Мир твоих увлечений”. 9-11 лет

Уровни действия - продуктивно-эвристическое действие.

Уровни достижений  - компетентность общекультурная, достаточная для творческой деятельности, самореализации личности.

Задачи. Создание условий для реализации программы индивидуального развития особо одаренных детей; углубленное изучение предметов с ориентацией на будущую профессию

Итог освоения уровня - креативные способности. Продуцирование - преобразование человеком внешней среды, вынуждающее его находить, изменять, приспосабливать механизмы ориентации и адаптации.

Мыслительная деятельность школьника имеет наглядный характер и в значительной степени связана с чувственным познанием. Так как на моих занятиях главным принципом обучения является наглядность и постепенность использую наглядные методы и приёмы, которые помогают развивать креативные возможности ребёнка. Задумываясь над развитием креативных способностей своих воспитанников и формами работы, прежде всего, стремлюсь к созданию целостной системы, в которой работа воспитанников ориентировалась бы на конкретную идею.

Такой идеей явилась для меня идея создания среды успеха для выявления и развития личностного потенциала и креативных способностей детей, оказание им педагогической поддержки в осмыслении, проектировании и самореализации в соответствии со способностями их жизненной стратегией, ориентированной на успешную деятельность. В выборе подходов к осуществлению развития креативных способностей детей моя принципиальная позиция в том, что я не отбираю детей, а принимаю, всех в объединение и работаем с ними в контексте деятельностной парадигмы. Сущность ее в том, что креативность проявляется в деятельности и оценивается по результатам - успех в деятельности. Главным принципом моей работы с развитием креативных способностей детей является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности.

В каждой учебной теме, изучаемой на занятиях, стараюсь создавать условия для развития креативных способностей воспитанников.

На занятиях воспитанник не только овладевает практическими навыками, но и воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном. Итогом занятий является работа ребёнка - это лишь внешний результат, но в нем зашифрован весь путь к творческому и креативному выполнению задания. И от того, насколько они были многообразны и активны зависел результат. Здесь я уделяю огромное значение развития воображения, как важного фактора в решении креативных задач.

Когда дети на занятиях начинают экспериментировать с формой и цветом, они сталкиваются с необходимостью отыскать такую технику работы, в которой объекты их жизненного опыта могли бы  воспроизводиться с помощью определенных средств. Изобилие оригинальных решений, которые они создают, всегда изумляют, в особенности потому, что дети обращаются, как правило, к самым элементарным темам.

Например, при изображении портрета человека дети не стремятся быть оригинальными, и все же попытка воспроизвести на ткани все то, что они видят, заставляет каждого ребенка открывать для себя новую визуальную формулу для уже известного предмета. В каждой работе можно заметить уважение к основному визуальному понятию о человеке. Это доказывается тем, что любой зритель понимает, что перед ним изображение человека, а не какого-либо другого объекта. В тоже время каждая работа существенно отличается друг от друга.

Дети, в течение года демонстрируют свои достижения через конкурсы проектных, творческие отчеты, персональные выставки, участие в творческих конкурсах, выставках, фестивалях разного уровня.

Современные исследования показывают, что для достижения высокого уровня о любой области даже очень способные люди нуждаются в одобрении, и постоянной моральной поддержке. Поэтому каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. От интеллектуального потенциала этих детей зависит будущее нашей страны, и основная цель работы с креативно мыслящими детьми – это содействие их превращению в креативно мыслящих взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития человеческой цивилизации.