Экологические группы птиц, их роль в природе и жизни человека

Разделы: Биология


Цели.

Образовательныераскрыть особенности строения и жизнедеятельности птиц разных экологических групп, продолжить формирование знаний об особенностях организации птиц как наиболее эволюционно развитых позвоночных, определять роль птиц в природных сообществах;

Развивающие – развитие умений анализировать, устанавливать причинно следственные связи, аргументировать свои суждения;

Воспитательные – воспитание любви к птицам, чувства коллективизма, аккуратности, внимательности.

Оснащённость урока: влажные препараты, открытки и таблицы с изображением птиц разных экологических групп, рисунки из учебника и дополнительной литературы, мультимедиапроектор.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Всем учащимся предлагается следующее задание: выписать номера правильных суждений.

1) Все птицы способны к полёту.

2) Птицы - самый крупный класс по числу видов среди других классов наземных позвоночных животных.

3) Киль, как вырост грудины, способствует рассеканию воздуха при полете птиц.

4) Цевка у птиц образовалась путем срастания нескольких костей стопы.

5) У птиц на ногах обычно по четыре пальца: три из них направлены вперёд, а один- назад.

6) Скелет крыла птицы сходен со скелетом крыла древнего летающего ящера.

7) Предком птиц был археоптерикс.

8) Клюв птицы – это видоизменённые верхняя и нижняя челюсти, лишённые зубов.

9) У всех птиц образовался зоб, как расширение пищевода.

10) Пища из пищевода попадает в мускульный желудок, а из него - в железистый.

2. Класс делится на группы: 1 - творческий уровень, 2 - продуктивный уровень, 3 - репродуктивно-творческий уровень.

2 группа подводит итоги, проверяет суждения.

1 группа выступает по исследовательской работе “Биология ласточки”.

Подведение итогов: “5” - , “4” - , “3” - , “2” -

2. Объяснение нового материала.

1. Словарная работа.

Экология, экологическая группа, биотоп, экотоп.

2. Работа с таблицей “Экологические группы птиц” (заполнение таблицы выполняется совместно с учащимися с использованием мультимедийной презентации).

Название экологической группы  
Птицы степей и пустынь  
Птицы водоёмов и побережья  
Птицы болот  
Дневные хищники  
Ночные хищники  
Птицы леса  
Наземные птицы  
Плавающие птицы (пингвины)  

Вывод: Какие виды птиц обитают у нас в Тунке?

3. Физкультминутка.

4. Сообщения учащихся: 1 группа – “Значение птиц в природе”, 2, 3 – “Значение птиц в жизни человека”.

Вывод: птицы имеют большое значение в природе и жизни человека, без птиц невозможно представить нашу планету.

3. Закрепление темы.

1-я группа выполняет творческое задание “Почему утки и другие водоплавающие птицы могут долгое время находиться в холодной воде и при этом не простужаться? Как согревают себя в мороз дикие утки?”

3-я группа заполняет кластеры:

2-я группа работает у доски. Задание “Составить цепи питания птиц, питающихся различным кормом”.

Затем выполняется проверка кластера у 3-й группы и творческого задания у 1-й группы.

Предлагается выполнить тест по группам.

1 группа:

  1. Птицы – теплокровные хордовые потому, что имеют: а) перьевой покров б) четырёхкамерное сердце; в) сухую кожу г) артериальную кровь, насыщенную кислородом.
  2. К особенностям строения птиц, связанным с полетом, относятся: а) срастание поясничных и крестцовых позвонков; б) двойное дыхание в) питание насекомыми г)сильное развитие переднего мозга и мозжечка.
  3. К летающим птицам относят: а) журавля б) киви в) сову г) пингвина.
  4. Представителями отряда воробьинообразных являются: а) городская ласточка б) черный стриж в) певчий дрозд г) серая ворона.

2 группа.

  1. У птиц хорошо развиты органы чувств: а) обоняние б) слух в) зрение г) осязание.
  2. Все действия птиц, связанные с постройкой гнёзд, представляют собой: а) условный рефлекс б) проявление заботы о потомстве в) инстинкт г) комплекс условных и безусловных рефлексов.
  3. К экологическим группам птиц по месту обитания относят: а) насекомоядные птицы; б) лесные птицы в) хищные птицы г) водоплавающие птицы.

3 группа.

  1. Зимой птицам страшен голод, а не холод, так как: а) они теплокровные б) они способны к полёту в),пища является источником энергии г) Они имеют сухую кожу.
  2. Доказательством родства птиц с пресмыкающимися служит: а) постоянная температура тела б) отделение артериальной крови от венозной в) строение яиц, богатых желтком г) наличие на коже роговых чешуек.
  3. Ночные хищные птицы имеют: а) хищный клюв, загнутый крючком б) великолепный слух и острое зрение в) слабооперённую переднюю часть головы и шеи г) мягкое и рыхлое оперение.
  4. Основным сигналом, вызывающим у птиц инстинкт перелёта, является: а) уменьшение корма, например исчезновение насекомых. б) похолодание в) потепление г) уменьшение длины дня.

V. Домашнее задание:

1) подготовить сообщения:

1 группа - “Плавающие птицы (пингвины)”,

2 группа - “Наземные птицы”,

3 группа - “Птицы степей и пустынь”.

2) Прочитать стр. 204-222 учебника, выполнить задания на стр. 219.

VI. Подведение итогов урока.