Урок обучения грамоте с использованием ИКТ по теме "Звуки [д], [д '], буквы Д, д

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с новыми буквами, обозначающими согласные звуки [д], [д'].

Задачи.

  • формировать умение звукового анализа;
  • обучать навыку чтения и письма;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • воспитывать чуткое отношение к природе.

Оборудование и ТСО:

для учителя:

  • компьютер,
  • проектор,
  • магнитофон,
  • презентация,
  • карточки,
  • магнитные звуки-бусинки,
  • изображение дятла,
  • домиков,
  • ёлочка,
  • изготовленная детьми на уроках труда.

для учеников:

  • учебник «АЗБУКА» часть 2, пропись 3 «Мой алфавит»,
  • тексты для индивидуальной работы «Чем дятел кормится»;
  • карточки-задания для самостоятельной работы;
  • звуки-бусинки для составления схемы слова;
  • раздаточный материал: буквы а, о, и, е, ё, у, ы; картинки игрушек, счётные палочки, ножницы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Все ль на месте?
Всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка!
Есть девиз у нас такой,

Дети хором: Всё, что надо под рукой.

II. Актуализация знаний. 

Звучат голоса птиц.

Что вы слышите?

Что такое пение птиц, стук?

Как вы думаете, где эти звуки можно услышать? Приложение. Слайд 1.

Представьте, что вы очутились в чудесном лесу, наполненном звуками, щебетом птиц.

Что и кто окружает вас?

Как назвать одним словом то, что вас окружает? На доску выставляется слово ПРИРО…А.

Как вы думаете, кем является лес для человека? На доску выставляется слово ….РУГ.

Лес – наш друг, а друзей любят и берегут.

Приложение. Слайд 2. Прочитайте:

Лес - краса и богатство земли.

Почему так говорят?

Мы слышим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа,
Давайте же её беречь!         

Какой согласный звук чаще других встречается в высказывании?

Найдите его. [с]

Что вы знаете об этом звуке?

Найдите слово, в котором находится звук, составляющий пару данному по звонкости-глухости. Выделите этот звук.

Охарактеризуйте его.

Есть в лесу ещё одна буква, которую мы сегодня «разбудим».

III. Работа по теме урока.

Загадка:

В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд – приятель!          
И ставит подпись … (дятел)

Картинка с изображением дятла выставляется на доску. Приложение. Слайд 3.

1. Индивидуальное задание: чтение текста «Чем дятел кормится».

Г. Скребицкий и В. Чаплина

ЧЕМ ДЯТЕЛ КОРМИТСЯ

Живёт у нас в лесу птица. Сама чёрная с бе­лыми пестринками, а на затылке у неё перышки яркие, красные. Называется эта птица дятел.

Целый день дятел по лесу летает, еду себе ищет. Сядет на дерево, да не на ветку, как дру­гие птицы, а прямо на ствол, сидит и клювом по дереву постукивает: тук-тук, тук-тук. Достанет из-под коры личинку или жучка и съест.

Иной раз на снегу под деревом много-много шишек валяется. Это дятел обедал – семена из сосновых и еловых шишек добывал.

А пустые шишки на снегу остались.

2. Работа в прописи. Кого вы видите на картинке? Раскрашивание.

Посмотрите на доску, прочитайте слова (природа, дятел, друг).

Что общего в произношении всех слов?

Произнесите его. Какой он?

Найдите отличия.

Какой вывод можем сделать о звуках [д], [д']?

Попробуйте подобрать к нему парный глухой.

Какой вывод можем сделать о парности звука [д] по глухости - звонкости?

3. Работа в прописи.

Слого-звуковой анализ.

Посмотрите на модель слова.

Произнесите слово.

Сколько слогов в слове «дятел»?

Назовите первый слог. Что вы можете о нём сказать?

Произнесите первый звук. [д'] Какой он?

Как обозначим?

Второй звук гласный или согласный?

Назовите второй слог.

Выделите первый звук. [т'] Какой он?

Выделите второй звук. [э] Какой он?

Выделите третий звук. [л] Какой он?

Какой же мы вывод можем сделать о звуке [д].

Составьте схему слова.

4. Проверка инд.работы.

Расскажите ребятам, что вы узнали о дятле?

Как называют дятла?

Кто такой санитар? (Доктор.)

Какой звук вы услышали в начале слова? [д]

Что вы можете сказать о новом звуке? Какой он?

Составьте схему слова.

Дети выкладывают схему слова на столе, один ученик на доске.

Вывод: звуки [д], [д'], которые мы выделили, могут быть твёрдым и мягким.

5. Составление слогов.

На доске домики с хозяевами звуками-бусинками, обозначающими мягкость согласного и твёрдость согласного звука. У детей гласные буквы.

Отправляемся на прогулку в лес. В лесу могут ожидать нас опасности. Кого вы первыми пустите прокладывать дорогу? Мальчиков. Была хорошая погода, все мальчики – гласные вышли погулять. Вдруг они услышали хруст веток. Побежали вперёд и увидели домики, но хозяин мог впустить в них только своих.

Проверка. Все ли мальчики избежали опасности?

За ними пошли девочки. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, начался проливной дождь. Девочки устремились к домикам.

Всех ли девочек пустил хозяин спрятаться от дождя?

Чтение слогов (хором, индивидуально).

Дополнение слогов до слов.

Оглянитесь вокруг. Какие «лесные» слова со звуком [д] вы увидели в лесу. (Дуб, дятел, дрозд, дорога, ландыш, дерево, гнездо, медведь, дупло, бурундук…)

6. Творческая работа. Приложение. Слайд 4..

Перед вами слова: медведь – реветь. Эта пара слов составляет рифму. Где мы встречаемся с рифмой?

Ваша задача - придумать двустишие на заданную рифму: медведь – реветь.

В названных вами словах встречаются звуки [д], [д'].

7. Работа с учебником. с.12.

Каким знаком на письме обозначаются звуки [д], [д']?

Кто сможет сформулировать тему урока?

Почему на странице две буквы Дд?

Когда вы будете писать заглавную букву Д? Приведите примеры.

На что похожа буква Д?

Из скольких элементов состоит печатная буква? (6)

8. Работа со счётными палочками.

Составьте букву из счётных палочек.

9. Работа в прописи.

Печатание буквы Д.

10. Работа с учебником.

Прочитайте самостоятельно слова под картинками.

Найдите слова, в которых звук [д'] звучит мягко.

Почему вы выбрали эти слова?

Приложение. Слайд 5.

Внимательно посмотрите на рисунок. Подумайте, какие из данных ниже слов зашифрованы в моделях?

Составьте на столах с помощью звуков-бусинок схему слов (по вариантам.)

Проверим:

- Встаньте те дети, которые согласны с …

- Поднимите руки вверх те ребята, которые согласны с …

- Кто согласен с … , закройте глазки.

- Если задание … выполнено верно, покажите как деревья качаются в лесу.

Молодцы! Какой у нас чудесный лес получился.

Какие деревья растут в лесу?

Посмотрите на картинку, в каком дереве дупло?

Это большое дерево, а как маленькое дерево назовём?

Прочитаем текст об этом деревце.

11. Работа с текстом.

Чтение текста учителем.

Беседа по содержанию:

  1. Где были дети?
  2. Что они увидели?
  3. Росток какого дерева увидели?
  4. Из чего появился дубок?
  5. Как относились старые дубы к ростку?
  6. Как дети отнеслись к дубку?
  7. Как бы вы озаглавили?

Приложение. Слайд 6.

Выберите название из предложенных: Дети. Росток. Дубок.

Самостоятельное чтение текста.   

Выразительное чтение по «цепочке».

Какие слова вы запомнили со звуками [д], [д'].

На какие 2 группы можно разделить эти слова?

Назовите слова, в которых звук [д] твёрдый.

Назовите слова, в которых звук [д'] мягкий. Почему?

12. Самостоятельная работа (дифференцированные задания).

Приложение. Слайд 7. Найти соответствие слов и схем.

Приложение. Слайд 8. Расшифруйте пословицу.

Шифр:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а

г

д

е

к

л

н

р

у

3

8

9

2

 

 

 

 

 

 

 

 

5

6

1

3,

 

 

 

 

-

ц

е

н

н

ы

й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

4

 

8

1

3

н

е

д

р

у

г

у

 

н

и

к

т

о

 

 

 

 

 

 

 

Самопроверка.

Приложение. Слайды 9, 10. Дубы. Дубок. Дети.

Приложение. Слайд 11. Друг – ценный клад, недругу никто не рад.

Как вы поняли смысл пословицы?

Кого называют недругом?

Как отнеслись дети к дубку?

IV. Рефлексия.

Ребята, какой праздник вы ожидаете с нетерпением?

Какое дерево символ праздника?

Чем украшают ёлочку?

Давайте украсим нашу ёлочку.

Дети вырезают сердечки, звёздочки, медведя, домик, дудку, девочку, дерево, дятла, пирамиду, дельфина, деньги, доктора, дрова.

Какими игрушками украсили ёлочку?

Что общего в словах, называющих эти игрушки?

Характеристика звуков [д], [д'].

Что вы узнали сегодня на уроке?

Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?

Ребята, спасибо за урок. Урок окончен.