Экспериментальная работа и творчество – одно целое в учебно-воспитательном процессе

Разделы: Общепедагогические технологии


Организация учебно-воспитательного процесса в новых инновационных технологиях требуют от современного учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания, форм и методов построения учебной деятельности учащихся.

В современных условиях научно-технического прогресса, усиления интегративных функций в развитии науки, техники, производства и политики образование не может оставаться в стороне от этих стремительных процессов. Наше общество находится в постоянном развитии, следовательно, через систему образования выдвигает и реализует все новые требования к человеку.

Реализовать это возможно через творчество самого учителя и развитие творческих способностей его питомцев, поскольку творчество – это всегда новое, неизведанное, непредсказуемое, увлекательное и захватывающее.

Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека, его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический замысел. Прогресс нашего общества зависит от творческих людей.

Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к творческой познавательной деятельности.

Но можно посмотреть на творчество и с другой стороны – как на один из приемов создания положительной мотивации учения, ситуации успеха.

Основной целью работы школы коллектив определил развитие личности учащихся. Понимание разностороннего воздействия математики на развитие человека, воспитание интеллектуальной и нравственной сферы личности ребенка определило начало работы в эксперименте по программе «Школа 2000…».

Успешное решение поставленной перспективной задачи возможно и уже широко осуществляется на практике в условиях Образовательной системы «Школа 2000…».

Данная программа построена на основе концепции гуманитаризации школьного курса математики и находится в русле современных представлений о целях школьного образования. Она ориентирована на обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации (Закон РФ «Об образовании», ст. 14).

В настоящее время программа и соответствующие ей учебники и учебные пособия активно входят в практику массовой школы.

Работая по технологии деятельностного метода, мы все нацелены на формирование у ребенка готовности к саморазвитию, которое мы понимаем как задачу формирования деятельностных способностей, системы ценностей и системы знаний.

Главное в деятельностном подходе в отношениях учителя с учеником – вера в силы детей. Дети развиваются только в деятельности, поэтому учащиеся, обучающиеся по системе Л.Г.Петерсон, сравнивают, доказывают, спорят, анализируют, самостоятельно добывают знания. На каждом уроке учащиеся вместе с учителем ищут выход из сложной ситуации, решают различные проблемы. И всё это происходит вместе. Каждый ребёнок, для другого, становится другом. Это дает возможности ребёнку не обидеть своего товарища, относится к нему по-доброму, не высмеивать его, а указывать на ошибки и вместе исправлять их. У ребенка формируются целостное преставление о мире духовных ценностей, расширяется кругозор, он видит, как богат и разнообразен мир вокруг, который ему представлялся раньше как "мирок". Он вступает в этот мир, как творец, как созидатель лучших идей.

В результате длительного психофизиологического мониторинга в школах и детских садах, занимающихся по учебно-методическому комплекту Центра системно-деятельностной педагогики, установлено, что программа «Школа 2000…» соответствует санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам (заключение Государственной СЭС РФ № 77.99.02.953.Т.000670.07.01. от 30.07.01) и относится к здоровью сберегающей технологии.

Использование учебников математики для начальной школы подкреплено эффективным средством управления учебным процессом – компьютерной программой – экспертом «Электронное приложение к учебникам математики». Оно предназначено для комплексного контроля обученности, включая диагностику успеваемости по всем навыкам, сравнительный анализ результатов ученика, класса, возрастной группы, выявления общих пробелов и достижений класса в целом и каждого ребенка в отдельности, а также динамики их развития в течение всего учебного года. Такого рода анализ помогает учителю реализовать индивидуальный подход и исключить физические и психологические перегрузки в процессе обучения.

Изменение цели образования влечет за собой изменение методов взаимодействия между учителем и учениками. Организация взаимодействия учителя и учеников в процессе обучения определяется системой дидактических принципов – деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества, обеспечивающих интеграцию не конфликтующих между собой идей из новых концепций образования с позиций преемственности с традиционной школой. Особое внимание следует обратить на реализацию принципа минимакса, в соответствии с которым содержание образования предлагается всем детям на уровне «максимума» (в зоне его ближайшего развития) и обеспечивается усвоение каждым ребенком социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). Это означает, что в учебное содержание наряду с заданиями базового блока включается материал повышенного и творческого уровня, который позволяет развиваться, в соответствии с собственным выбором и уровнем подготовки, всем учащимся, в том числе и способным детям. Таким образом принцип минимакса, при правильном его использовании, становится эффективным механизмом разноуровневого обучения.

Одним из важнейших принципов является принцип творчества, использование которого предполагает «максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности». На одном из этапов урока дети сами делают первые шаги для того, чтобы понять, что нового их сегодня ждет на уроке. Они сами выходят из ситуации, с которой раньше не сталкивались. Математика становиться частью их жизни, уютным и любимым делом, потому что теперь каждый из них – участник процесса создания математического знания. Можно утверждать, что когда ребята придумывают задачи, алгоритмы, уравнения или другие задания, материал данной темы ими усваивается лучше.

Но для реализации программы, для внедрения ее в работу необходимо подготовить кадровый состав, владеющий дидактическими принципами и технологией современного урока. Какой должен быть учитель-экспериментатор? Это исследователь, творческая личность. Мы понимали, что технология должна вырасти до такой, какая необходима в среднем и старшем звене. Помогло нам то, что учителя уже давно работали по данным учебникам и новую технологию освоили легко.

За время работы в эксперименте произошли качественные изменения в учителе. Работали по принципу: «Научился сам – научи других». Учителя-экспериментаторы нашей школы совместно с Л.Г.Петерсон работали над созданием методического пособия по математике для 3 класса, дидактических материалов для слушателей курсов повышения квалификации, печатались в сборнике «Математика для каждого», выпуск № 4, проводят лекции-консультации, семинары-практикумы, мастер-классы для учителей округа понимая, что опыт учителей-практиков необходим для реализации программы «Школа 2000…».

Какие же изменения произошли у учащихся? Во-первых, повысилась мотивация учебной деятельности, дети стали исследователями при открытии новых знаний, они их открывают сами, а не получают их в готовом виде, как было раньше. Мы готовим интеллектуально развитого ребенка, умеющего отстаивать свою точку зрения, самостоятельно добывать знания, применять эти знания в практической деятельности. В деятельности происходит саморазвитие ученика, умение оценивать свою деятельность на уроке. Речь учащихся стала свободной, алгоритмированной. Нет страха перед неправильным ответом. Расширилась нить логических рассуждений, эта работа дала свои результаты.

За годы работы в экспериментальном режиме учащиеся школы неоднократно становились призерами окружных, городских, всероссийских, международных олимпиад и конкурсов.

Но образовательный процесс лишь тогда способен нести в себе и познания и красоту, если он сопряжен с творчеством. Вот почему наша работа направлена на развитие творческих способностей ребенка. Вероятно, во всех науках, и в математике в особенности, познавательный критерий не отделим от эстетического, от восторга, перед вдруг открывшейся красотой познанных закономерностей. Это очень хорошо понимает педагогический коллектив Центра образования № 1458 и готовит учащихся, умеющих работать творчески, вносить творчество в такую точную науку, как математика. Мы не ограничиваем творческую деятельность ребенка только на уроках, а переносим этот творческий процесс за пределы урока. Наши дети, выполняя творческие задания, вышли на защиту проектной деятельности, стали авторами сборника «Задач по математике» для начальной школы и успешно защитили его на окружном уровне.

Работа в рамках эксперимента коренным образом изменила всю деятельность образовательного учреждения. Экспериментальная деятельность позволяет сделать вывод, что замысел эксперимента, заложенный в самом начале, не претерпел изменений: «Школа не формирует ребёнка, она выращивает в нем потребности в творчестве, ориентирует ребёнка на самоопределение и самореализацию, она поддерживает в ребёнке всё то, что связано с личными и индивидуальными особенностями и способностями».

Благодаря кому всё это происходит в Центре образования? Благодаря учителям, профессионалам своего дела, искренне любящих свою профессию и отдающих свои сердца детям. «Учителями славится Россия – ученики приносят славу ей!»