Занятие "Прогулка с жуком"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формирование звуковой стороны речи.

Задачи: 

  • Обучение детей интонационному выделению звука [ж] в слове.
  • Развитие умения подбирать слова с заданным звуком.
  • Обогащение словарного запаса детей.
  • Развитие произвольных движений пальцеврук.

Оборудование: игрушка жука; предметные картинки (жук, ёж, жираф, подорожник, сапожник, шарф, куртка, пальто, туфли) ; флажок; кукла; предметы и игрушки (жук, жираф, ёжик, ножницы, кружок).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель читает наизусть:
Жук над травкою кружит
И жужжит, жужжит, жужжит.
(читать надо медленно и выделять протяжной интонацией звук [ж])
Прилетает жук и жужжит.
Жук читает стишок:
Я, жук сижу на веточке
Здравствуйте деточки
Попробуйте-ка сами
Пошевелить усами!

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем жуку, что мы о нём знаем. (Дети показывают на жука. Сжать кулачёк. Указательный палец и мизинец развести в стороны «Усы». Пошевелить «усами». Могут сказать, что жук-насекомое.)

Воспитатель: А есть ли у жука любимая песенка?

Дети отвечают. (Да)

Жук: Ребята, я вас приглашаю на интересную прогулку, мы с вами поищем мою жужжащую песенку, которая спряталась где-то здесь.
Жук приглашает детей вместе с ним по путешествовать и поискать в словах его песенку. Дети отправляются в путь.
И где останавливается жук, дети ищут слова со звуком [ж].

Задание 1.

Жук останавливается около стола. На столе лежат картинки с изображениями сапожника и ёжа. Жук читает стихотворение:

Сапоги сапожник шил.

Жук: В каком слове спряталась моя песенка?

Ответ ребят.

Жук: Ёж в лесу под ёлкой жил.

Ответ ребят.

Жук: Даже туфли шил сапожник.
Хорошо в лесу жил ёжик.
Путешествуют дальше.

Задание 2.

Жук останавливается и прислушивается.

Жук: Здесь я слышу свою песенку, но никак не пойму где она спряталась?

Воспитатель: Ребята я нашла. Мы будем отгадывать с вами загадки и в отгадках найдём песенку жука.

Загадки:

1. У него на теле пятна,
Он высок не вероятно,
Превышает ростом шкаф
Даже маленький… (жираф)

2. Лечит раны, порезы, ожоги.
Он обычно растёт у дороги. (Подорожник)

3. Ёлку он задел слегка,
Жестки иглы у зверька. (Ёжик)

4. Жесткокрыл и гладкотел,
Уползти в траву хотел.
Как его я углядел? (Жук)

Жук: Молодцы ребята. Отправляемся дальше.

Задание 3.

Долетает до шкафа с красками и останавливается.

Жук спрашивает: Может мне послышалось?

Воспитатель помогает: Здесь у нас лежат краски.

Дети перечисляют цвета красок. Находят жёлтый цвет краски.

Воспитатель: Скажите ребята про какие предметы можно сказать:

Жёлтый (шарф)
Жёлтая (куртка)
Жёлтое (пальто)
Жёлтые (туфли)

При затруднении воспитатель помогает, показывая картинки.

Жук: Молодцы!

Отправляется дальше на поиск. Останавливается около флажка. Дети находят песенку жука в слове флажок.

Жук: Сложи-ка дружок,
Из пальцев флажок!

Пальчиковая гимнастика

Четыре прямых пальца правой руки, кроме большого, плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть её так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.

Дети делают флажок.

Жук: Флажок мы возьмём, играть мы пойдём!

Игра: «Подбери игрушки»

Игра начинается с того, что педагог показывает детям незнакомую им куклу (мальчика или девочку) и предлагает придумать ей такое имя что бы слышался звук [ж] («песня жука»). Дети вспоминают имена: Женя, Жора, Жанна. Воспитатель повторяет их, выделяя голосом [ж]: Женя, Жанна. Затем он повторяет, что у Жени дома много разных игрушек и предметов, в название которых тоже есть [ж]. «Кто скажет, какие игрушки и предметы есть у Жени дома?». Если дети сами не смогут ответить, воспитатель предлагает им посмотреть вокруг и сказать, какие они видят игрушки и предметы, в которых есть «песенка жука». Найденные и названные предметы ставят на стол. Воспитатель следит за тем, чтобы дети чётко и чисто произносили слова со звуком [ж], выделяли его голосом.

Воспитатель: Ребята, что нам пришлось сделать, чтобы найти «песенку жука». Как звучит «песенка жука»? А где пряталась «песенка жука»?