Классный час по теме "Девятьсот дней мужества" в 8-м классе

Разделы: Классное руководство


Цель: воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству, уважения старшего поколения на примерах подвигов защитников Ленинграда.

Оформление и оборудование: музыка: А. В. Александров – В. Лебедев-Кумач «Священная война», «Вечерняя песня» слова А. Чуркина, музыка В. Соловьёва-Седого. Слайды:  (Приложение 1, Приложение 2)

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Ведущий: В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады. На долю его жителей выпали неимоверные лишения и трудности. Они жили под постоянными бомбёжками и обстрелами, мёрзли, умирали от голода. Не было ни одной ленинградской семьи, которая не потеряла бы своих близких людей. Жизнь ленинградцев во время блокады – каждодневный подвиг.  Несмотря на тяжёлые испытания, защитники Ленинграда не только сумели отстоять родной город от врага, но и разгромили фашистские полчища у его стен.
18 января 1943 года наши войска прорвали вражеское кольцо блокады. Хотя до полного освобождения Ленинграда было ёще далеко, но эта победа была очень важна. 27 января 1944 года –  день,  когда в Ленинграде в честь выигранного сражения прогремел торжественный салют.
Сегодня наш классный час «900 дней мужества» посвящается этой дате.

Звучит первый куплет песни  «Вечерняя песня» слова А. Чуркина, музыка В. Соловьева-Седого. На экране цветные фотокадры: (Приложение 1) на набережной Невы, Вид на Неву с Васильевского острова, Площадь декабристов, Адмиралтейство, Белая ночь на Неве, Зимний Дворец, Вид на Петропавловскую площадь, Арка Главного штаба,  Приказ о снятии блокады.

Ученик:

Это имя – как гром и как град:
Петербург,
Петроград,
Ленинград.

Город заводов и фабрик, театров и музеев, широких проспектов и площадей. Город больших просторов, устремлённый к морю, вольно раскинувшийся над Невой, взметнувший в небо шпили своих замечательных зданий. Многим гордится Ленинград: своей боевой и трудовой славой, великими делами великих сыновей и дочерей. Ленинград – крупнейший промышленный, научный и культурный центр нашей страны. Это один из красивейших городов мира. За революционные, боевые и трудовые заслуги город Ленинград награждён двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, орденом  Красного Знамени. За беспримерный подвиг  во время Великой Отечественной войны ему присвоено почетное звание «Город-герой» и вручена медаль «Золотая звезда».

Звучит фонограмма песни «Священная война» слова В. Лебедева-Кумача, музыка А.А. Александрова. На экране слайд 1, Приложение 2.

Ученик:

Опять война,
Опять блокада,
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить»,
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне,
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться:
Правы
И убедительны слова,
Но если это правда,
Такая правда
Не права!
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтоб наши дети
Об этом помнили
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть
Она,
Как сила, нам нужна… (Ю. Воронов)

Ученица:   На Ленинград, обхватом с трёх сторон шёл Гитлер силой сорока дивизий. Гитлеру были ненавистны имя города на Неве, славные традиции и патриотизм его жителей. Гитлеровское командование бросило Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, более 1000 станков и 1500 самолётов.
8 сентября 1941 года фашисты захватили Шлиссельбург (ныне Петрокрепость). Ленинград был блокирован. Страшная угроза нависла над городом на Неве.

Ученик: Несмотря на героизм и отвагу советских воинов и партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Днём фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры. Гибли женщины, старики, дети.
На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращён в город-крепость. Ленинградцы построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огневых точек, создали отряды противовоздушной обороны, на заводах и фабриках – отряды по их охране, организовали дежурства в домах, оборудовали медпункты. Многие школы были переоборудованы в госпитали для раненых воинов. Ученики этих школ обходили близлежащие дома и собирали для госпиталей посуду, книги. Школьники дежурили в госпиталях, читали раненым воинам газеты и книги, писали им письма домой, мыли полы и убирали палаты. Наравне со взрослыми школьники, дежуря на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш»
За время осады были  разрушены и сожжены 3174 здания, повреждены – 7143. Третья часть жилья была уничтожена.

Ученица: В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой, боевой техники фронта – горючим, заводов и фабрик – сырьём и топливом. Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днём. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов, они были самыми низкими: рабочие и инженерно-технические работники получали лишь по 250 граммов  хлеба, а служащие, иждивенцы и дети – всего по 125 граммов в день! Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Блокада принесла ленинградцам и другие тяжелейшие испытания.

Ученик: Зимой 1941-42 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами ленинградцы жили в не отапливаемых  комнатах  с заделанными картоном окнами, потому что стёкла были выбиты взрывной волной. За водой приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лёд, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом  доставлять её домой. На работу ленинградцы ходили пешком по занесенным снегом и нерасчищенным улицам. Смерть входило во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Все эти нечеловеческие тяготы и лишения наравне с взрослыми переносили дети и подростки.

Ученик: Враги надеялись, что тяжёлые испытания пробудят в ленинградцах низменные животные инстинкты, заглушат в них все человеческие чувства. Но фашисты просчитались.  «Всё для фронта, все для победы!» – боевой девиз рабочих Ленинграда. За 900 героических дней они произвели для фронта более 2000 танков, 1500 самолётов, 150 тяжёлых морских орудий, 4600 полевых орудий, 12000 минометов, 10 миллионов снарядов и мин.

Ученица:  Вся страна помогала Ленинграду в его героической победе. С Большой земли с невероятными трудностями  доставляли продукты и топливо. Не перерезанной оставалось лишь узкая полоска воды Ладожского озера.  Но поздней осенью озеро замерзло, и движение судов по нему прекратилось. И тогда была проложена по Ладожскому озеру ледовая автомобильная дорога. Народ очень  точно назвал её Дорогой жизни. 22 ноября 1941 года на ещё не окрепший лёд вышли первые грузовики, везшие муку.  Все, кто обслуживал ледовую трассу, – водители, дорожники, регулировщики, связисты, зенитчики – работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, когда лёд таял; под непрерывными бомбёжками и обстрелами.

Ученик:  

И было так, на всём ходу
Машина задняя осела
Шофёр вскочил, шофёр на льду:
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут – пустяк
Поломка эта не угроза,      
Да рук не разомкнут никак:
Их на руле свело морозом
Чуть разогнёшь – опять сведёт
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасёт
Шестнадцать тысяч ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджёг их от мотора
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофёра
Вперёд! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне – до зари
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
125 блокадных грамм
С огнём и кровью пополам
О, мы познали в декабре:
Не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь. (О. Берггольц)

На экране слайд 2, Приложение 2.

Ученица: Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и жизненно важные грузы, а из города на Большую землю вывозили детей, раненых, крайне истощённых и ослабевших людей. Скольких человек спасла от неминуемой смерти это легендарная ледовая трасса! В течение 152 дней работала ледовая ладожская трасса. Наконец наступила весна 1942 года, которую с таким нетерпением ждали ленинградцы. Но вместе с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался от трупов. Ленинградцам угрожал ещё один смертельный враг – эпидемия. На неё очень надеялись фашисты. Необходимо было очистить город. Нелегко было работать голодным, измученным людям. Взрослым активно помогали школьники. Город был полностью очищен. Надежды захватчиков не оправдались.

Ведущий: 22 декабря 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Награждены были этой медалью полутора миллионов ленинградцев, не были забыты и дети. 15249 юных защитников города наградили медалью «За оборону Ленинграда»
В январе 1943 года был получен приказ – прорвать блокаду!
12 января началось сражение. Одновременно атаковали врага и воины-волховчане. Оккупанты сопротивлялись злобно, ожесточённо. 18 января 1943 года воины-ленинградцы и воины-волховчане встретились у станции Подгорной. Солдаты обнимались и плакали от радости. Вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землей. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода. Вместе с ними отмечали эту победу, все советские люди. Окончательный разгром фашистских войск под Ленинградом был завершен через год. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года. В Ленинграде прогремел торжественный салют. (На экране слайды 3-4. Приложение2)

Ученик:

За залпом залп
Гремит салют
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут 
А ленинградцы
Тихо плачут
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо
Их радость
Слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!

Ведущий: Многомиллионный город жил и боролся в течение 900 труднейших блокадных   дней и не только не выстоял, но и победил! Героическое прошлое легендарного города неподвластно времени. Подвиг защитников Ленинграда бережно хранят в памяти все честные люди, и прежде всего те, кто пережил блокаду. Многие дети блокадного Ленинграда так и не увидели победного салюта. Они лежат вместе с взрослыми защитниками Ленинграда на Пискарёвском кладбище.

На экране демонстрируется мемориал Пискарёвское кладбище. (Слайды 5-13, Приложение 2)

Ученица:

Под шелестом опущенных знамен
Лежат бок обок  дети и солдаты
На Пискаревских плитах нет имён,
На Пискаревских плитах  только даты
Год сорок первый….
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой.  (В. Суслов)

Ученик: Нескончаемым потоком идут и идут люди на Пискарёвское кладбище, к Вечному огню, чтобы выразить свою благодарность тем, кто отдал жизнь за Родину, за счастье нынешних поколений.

Ведущий:  Давайте же склоним головы перед ленинградскими защитниками и ленинградцами, не дожившими до наших дней, и почтим их светлую память минутой молчания.

Все встают.  После минуты молчания ученица читает строки из «Реквиема» Р. Рождественского  На экране показ:

Люди!
Покуда сердца
стучат, –
помните!
Какою ценой
завоевано счастье
пожалуйста,
помните!
О тех,
кто уже, никогда не споёт, –
помните!
Детям своим
расскажите о них,
чтоб запомнили! 
Детям детей
расскажите о них,
чтобы тоже запомнили!
Во все времена
Бессмертной земли
помните!
К мерцающим звёздам
ведя корабли, –
о погибших помните!
Встречайте, трепетную весну,
Люди Земли!
Убейте войну!
Прокляните
войну!
Люди Земли!
Мечту пронесите через года
и жизнью наполните!
Но о тех,
кто уже не придёт никогда, –
заклинаю:
Помните!

Используемая литература:

  1. Книга памяти Венок славы. Подвиг Ленинграда.
  2. Интернет  сайт Туристические достопримечательности Санкт-Петербурга и Ленинграда.
  3. Брошюра Монумент Героическим защитникам Ленинграда. Составитель Л. Н. Белова.1985г. Лениздат.
  4. А. Чаковский Блокада. Книга в 4-х томах.