Куклы в истории России

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • познакомить детей с куклами наших предков, историей их появления;
  • пробуждать интерес к традиционной народной культуре, обычаям русского народа;
  • воспитывать любовь и уважение к своей Родине.

Материал: коллекция календарных народных кукол, иллюстративный материал, ветка дерева, цветовая модель времён года, платок, шапки.

Предварительная работа: беседы о народных праздниках и традициях, экскурсии в  Мурманский краеведческий музей, в мини-музей ДОУ№49 «Светёлка» г.Мурманска, организация мини-музея «Куклы из бабушкиного сундука» на базе ДОУ№49 г.Мурманска, знакомство с народными куклами на занятиях познавательного цикла, изготовление куклы Мартинички, участие в праздниках и развлечениях «Пришла Коляда, отворяй ворота!», «Масленица широкая», «Мы весну встречаем», «Хлеб всему голова», игры с куклами в повседневной жизни, чтение сказки Телешова  «Крупеничка», рассматривание иллюстративного материала по данной теме.

Словарная работа:

Обогащение: традиции, обычаи, кукла Коллодия, Кострома, Крупеничка.
Активизация: заклички, пословицы, поговорки, колядки, колядовщики, ряженые, Мартинички.

Ход познавательно-тематического вечера.

– Вы любите играть в куклы? А у мальчиков есть куклы?
– Вы знаете, как появились куклы?
Сегодня мы с вами отправимся в прошлое. Давайте сядем рядком, да поговорим ладком.
Давным-давно наши пра-пра-прадедушки и пра-пра-прабабушки жили среди природы. Она их кормила, давала тепло, одевала, лечила. И люди верили, что если задобрить солнце, ветер, мороз, грозу, дождь, то погода будет благоприятной, ведь именно от этого зависело самое главное.
– А что было самым главным для тех, кто жил и работал на земле?
(Ответы детей: хороший урожай, чтобы прокормить семью, чтобы весной снова засеять поле.)
– Как можно задобрить солнце, ветер, дождь?
(Устроить праздник, спеть песню, сделать подарок…)
– Да, вы правы. Люди готовы были отдать природе в дар самое дорогое. А что для человека самое дорогое?
(мама, дети, семья, жизнь)
– И тогда люди стали делать кукол, которые были похожи на человека.
(Демонстрация куклы, сделанной из ткани)

– Шли дни за днями, недели за неделями. Одно время года сменяло другое. Осенью, когда весь урожай был собран и убран на хранение, была добрая традиция – праздник устраивать.
– Кто скажет, что это был за праздник?  («Осенины», «Праздник урожая»)
– Кого чествовали на этом празднике?  (землю, хлеб)
Пели на этом празднике хвалебные песни земле-матушке, водили хороводы, славили хлеб.
Из последнего снопа, который считался самым главным, брали солому и делали куклу Стригушку, которая была для всех священной. Такую куклу приносили в дар Земле и бережно хранили в избе в красном углу. Кукла оберегала дом от беды, благодарила Землю за урожай, славила тех, кто трудился на земле.
– Какие вы знаете пословицы о труде, о хлебе?

В круг скорее вставайте, да народную игру затевайте.

Хороводная игра «Долгая  Арина»

Потом начиналось время посиделок. Длинными осенними вечерами собирались девушки со своим рукоделием: кто прял, кто вязал, кто вышивал, кто кукол мастерил. Захаживали сюда и юноши, на девушек взоры кидали, а девушки на парней поглядывали.

Зрительная гимнастика «Стрельба глазами»

На таких посиделках парни себе невест выбирали. По тому, у кого какая кукла была и судили какой хозяйкой девушка будет.
– Объясните пословицу: «Ищи жену не в хороводе, а в огороде».

Дыхательное упражнение «Морозный воздух»

– Вот и зима пришла. Морозы ударили, да непростые, а рождественские.
– Что же это за праздник – Рождество?
(Рождение  Иисуса Христа, начало нового года, возрождение Солнца)
– Какие были обычаи отмечать праздник Рождества?
(Ходили по дворам ряженые-колядовщики, пели песни-колядки, желали мира, добра, здоровья, а самое главное – хорошего урожая)

В эти дни делали куклу Коллодию (демонстрация куклы). Делали её из берёзового полена, обряжали цветными лоскутками и приносили в дар Морозу. Все знали, как опасны весной заморозки и во время праздника, чтобы задобрить мороз, куклу раздевали, полено сжигали, да приговаривали:

Мороз, мороз,
Приходи в Рождество,
Не губи весной жито, пшеницу,
Всякую пашницу.

– После святок и до Масленицы недалеко. А что же это за Масленица такая? (Праздник, когда зиму провожают, а весну встречают, блины пекут, играют, хороводы водят, с горок катаются…)
– Да, на Масленицу весну встречали, солнце зазывали, да закличкой приговаривали:

Солнышко, покажись,
Красное нарядись!
Чтоб год от года
Давало нам погоду,
Тёплое летечко,
Грибов в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зелёного горошка.

На Масленичной неделе по народной традиции куклу делали – Масленицу – на крестовине, на длинном шесте. Всю неделю её в санях возили, а в последний день сжигали – так с зимой прощались.
И был это праздник победы Солнца над зимним Мраком и Холодом.
–  Давайте и мы Весну позовём. Вставайте в хоровод.

Приди, Весна,
Приди, Весна,
Со льдом высоким,
С корнём глубоким,
С хлебом обильным!

Хоровод  «Веснянка»

–  В марте делали дети из цветных ниток куколок. Как они назывались? (Мартинички) Для чего нужны были эти куколки? (Их развешивали на деревьях в подарок ветру тёплому, чтобы скорее весну принёс)
– Давайте и мы развесим наши Мартинички, да по народному обычаю ветер закличкой позовём:

Ветер-ветерок
Прилети к нам
Принеси на
Весну-красну,
Красное солнышко,
Тёплое летушко,
Зеленокос.

Вот и ветер услышал нас и прилетел.

Дыхательное упражнение «Ветер»

– А это что за куколка? Как её звать-величать? Не знаете? Потрогайте. Что у неё внутри? (Бусинки, камушки, крупа)
– Правильно, крупа гречневая. И звать эту куколку Крупеничка!
Когда в начале лета начинали гречу сеять, то первую горсть крупы из этого мешочка брали. Ведь в этой куколке крупа всю зиму хранилась, сберегла в себе силу Земли-матушки.
А вот и Крупеничкины подружки. (Набор кукол с крупами)

Дидактическая игра «Узнай на ощупь»

– Как бы вы назвали этих кукол? (Горошинка, Рисовушка, Пшеничечка…)
После сева устраивали праздник. Кашу варили и всех угощали.
На такой вот праздник и солдат пришёл.

Пальчиковая игра «Солдат»

Летом в июле на Ивана Купала весну провожали. Делали из старой соломы куклу – Кострому – хороводы водили, песни пели, а вечером укладывали её в корыто и по реке пускали.
Люди строго верили, что если так весну проводить, то богатый урожай потом соберёшь.
После этого костры разжигали, через них прыгали, гадали. И мы с вами попробуем сейчас перепрыгнуть, да только не через костёр, а через крутую гору.

Подвижная игра «Крутая гора»

Вот так и шли дни за днями, недели за неделями. Трудились люди на земле-матушке, благодарили за дары бесценные. Строго традиции соблюдали. Всякое время года встречали и провожали, в мире, в любви жили и нам так жить наказывали. А куклы – это напоминание о народных обрядах.

Приложение

Хороводная игра  «Долгая Арина»

Правила игры: играющие встают в круг, а в середине водящий – Арина. Арине завязывают глаза.

Все говорят:
Долгая  Арина,
Встань выше овина,
Рученьки  сложи,
Чьё имя  укажи!

Арина ходит по кругу со словами:

Хожу, гуляю
Вдоль по караваю,
Кого найду,  узнаю.

Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чьё имя отгадает, тот будет Ариной.

Подвижная игра «Крутая гора»

Правила игры: дети складывают шапки в виде горки, ходят вокруг и говорят:

Стоит, крута гора
Среди нашего двора,
Супротив терема широкого,
Супротив крыльца высокого.

Стоит, крута гора
Среди нашего двора.
Ни пройти, ни проехать
Что ни конному, ни пешему.

Играющие по очереди прыгают через горку из шапок. Тот, кто сбивает шапку – выходит из игры.