Урок-поиск по литературе в 6-м классе "Правда жизни" в сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • анализируя композицию, художественные приёмы выяснить основную мысль сказки-были,
  • развить устные речевые способности,
  • содействовать воспитанию доброго, отзывчивого, любящего человека.

Тип урока: урок поиска истины.

Вид урока: обобщение знаний.

Оборудование:

  • иллюстрации к произведению,
  • портрет писателя,
  • проектор,
  • выставка книг.

1. Слово учителя.

- Дорогие ребята! Сегодня у нас заключительный урок по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца". За эти несколько уроков все мы, как и автор, подружились с Настей и Митрашей, полюбили их. Теперь пришла пора прощаться с ними. Сделаем же это прощание радостным, пусть у каждого в душе останется что-то доброе, хорошее от этого знакомства, пусть каждый откроет для себя новость, получит радость от общения с замечательным писателем и его героями.

"Основная тема творчества Пришвина - Человек и Природа. Восприятие природы человеком, влияние природы на человека, взаимодействие человеческой души и природы"-, пишет В.А.Солоухин. Давайте проследим эту связь человека и природы в сказке-были Пришвина " Кладовая солнца". Эта работа поможет нам выяснить, в чём же заключается "правда жизни", о которой пишет М.М.Пришвин.

2. Краткий пересказ по иллюстрациям.

(Иллюстрации рассыпаны, ученики выходят к доске, находят нужную иллюстрацию, дают описание в двух-трёх предложениях).

- Вспомним, ребята, сюжет сказки-были. Для этого нам помогут ваши иллюстрации.

  1. Главные герои - Настя и Митраша.
  2. Ель и сосна у Блудова болота.
  3. Две тропинки, идущие от Лежачего камня.
  4. Митраша в Слепой елани.
  5. Настя на палестинке.
  6. Спасение Митраши.

3. Конкурс "Знатоки леса".

- Не отправиться ли и нам вслед за Настей и Митрашей?

- Запомнили ли вы, какое место называется палестинкой?

- Очень приятное местечко в лесу называется палестинкой.А в этой сказке-были это поляна, где Настя нашла много клюквы.

- А что за ягода клюква?

-Клюква-ягода очень полезная и целебная.Она растёт в болотах и сосновых лесах.

- Какие ещё ягоды и цветы вырастают на лесной просеке?

- Ещё в лесу растут черника, брусника, волчье лыко.

- А как цветёт волчье лыко и почему оно так называется?

- "Волки из него себе корзины плетут"-говорил отецМитраши.А цветы бывают мелкие лиловые,алые и ароматные.

-Правда ли, что болото - кладовая солнца и как это понять?

Стр.186. Выразительное чтение учеником.

- Видите, ребята, как много нового мы узнали о природе. А каких зверей и птиц мы увидели?

- Волки, лось, гадюка, глухарь, тетерев... И все со своими повадками, стонами.

- Что вы можете сказать о писателе, который всё это нам открыл?

- Я думаю, что Пришвин не простой писатель, а очень наблюдательный человек.Он всё видит, понимает, рисует.Мы читали, что Пришвин любил путешествовать и всё записывал.Эти записи он использовал в своих произведениях.Природу Пришвин описывает как человека.

- Ребята, давайте послушаем и выясним, как это у Пришвина природа получается похожей на человека.

4. Выразительное чтение пейзажных сцен, выделение художественных приёмов.

  1. Стр. 183 "Лет двести тому назад..."
  2. Стр. 187 "На этой подвижной земле..."
  3. Стр. 184 "Первые лучи солнца..."

- Какие приёмы использует Пришвин, описывая природу?

- Благодаря олицетворениям, сравнениям , метафорам природа одушевлена. Она принимает активное участие в жизни героев.Ветки деревьев напоминают человеческие руки, а сами деревья как живые существа.

- Правильно, ребята. Человек и природа очень близки, очень похожи. Природа тоже может быть доброй и злой. Не всегда греет и сияет солнце. Есть в природе и тучи, и ненастье. И только человек способен в непогоду сберечь тепло и свет солнца.

- Доросли ли Настя и Митраша до этой мудрости?

5. Инсценирование сцены ссоры Насти и Митраши.

"Неподвижные, как изваяния...

Деревья завыли, застонали."

- Почему здесь введён такой пейзаж?

- Природа хочет предупредить своих героев.

- Понимают это Настя и Митраша?

-Мне кажется, что нет.Ведь они поссорились и пошли по разным тропинкам. Забыли друг о друге.

- Обида, упрямство помешали им найти правильное решение.

- Не напомнила ли история Насти и Митраши какое-нибудь произведение из татарской или из русской литературы?

- Сказка А.Алиша " Аерылганны аю ашар, бүленгәнне бүре ашар". Лошади не послушались вожака и разделились.И многие погибли.

- И Настя с Митрашей должны были держаться вместе в глухом лесу, в болоте. А они всё это забыли.

- Давайте и мы все вместе отправимся на лесную поляну, отдохнём.(Физкультминутка)

- Видите, как хорошо, когда рядом с тобой друзья, близкие люди. Кто же напомнил об этом Насте и Митраше?

Кто же помог детям, объяснил им правду жизни, переданную от поколения к поколению как наследие?

- Я думаю, что это собака Травка. Ведь она спасла Митрашу, вытащила его из болота, помогла встретиться с сестрой.

- Собака забыла зайца, за которым гналась; забыла о голоде, увидев человека.

- Она предпочла погоне за зайцем, за пищей помощь человеку, попавшему в беду.

-Правильно, ребята. Собака на своем примере показала, что правда жизни заключается в любви к человеку, в любви к природе, в самоотвержении.

(Словарная работа- самоотверженность)

- А теперь, ребята, послушаем, как это поняли Настя и Митраша. И какой поступок показывает, что они это поняли?

6. Рассказ от имени Насти и Митраши. (Прослушивание по магнитофону)

- Настя и Митраша поняли, что они всегда должны быть вместе, поддерживать друг-друга, помогать.

- Настя всю собранную полезную и целебную клюкву передала больным детям.

- Ребята, а вы узнали Настю и Митрашу? Кто они?

- Почему я выбрала именно Тахира и Тахиру?

- Они тоже брат и сестра, и лучше их с этим заданием не справился бы никто.

-Ребята, мы выяснили, какую "правду жизни" передал Антипыч через собаку Травку Насте и Митраше как наследие?

- Мы должны быть вместе, должны поддерживать друг-друга и помогать."Правда жизни" заключается в любви к человеку, к природе.

7. Можем ли мы теперь, ребята, объяснить, какой смысл вкладывает писатель в название "Кладовая солнца"?

- Это торф, который достается человеку в наследие.

- Это вся природа, которая тоже переходит как наследство от одного поколения к другому.

- Это правда жизни, которую от поколения к поколению передают люди, животные, птицы.

(Ученики делают записи в тетрадях)

- Значит самая главная кладовая солнца -это понимание того, что человек и природа -это единое целое. Давайте ещё раз вспомним, что говорил об этом сам М.М.Пришвин.

8. Просмотр видеофильма о М.М.Пришвине.

9. Выступление книголюбов.

- Много других произведений написал М.М.Пришвин о природе.Это и "Корабельная чаща",рассказы "Этажи леса", "Лисичкин хлеб", "Цветущие травы" и другие.Они собраны в этих сборниках.

- К следующему уроку литературы каждый из вас прочитает один рассказ Пришвина и откроет что-то новое для себя и для нас. "Что новое я открыл в рассказе М.М.Пришвина".

- Тема "Человек и природа" является основной для многих русских и татарских писателей. На этой выставке представлены только некоторые из этих книг.

(Реклама на книги)

- Видите, ребята, сколько нового и интересного можно узнать благодаря книгам. Ещё я принесла сегодня "Красную книгу". Что это за книга?

- Важно понять не только то, что природа и человек - единое целое. Нужно помнить и то, что эту связь необходимо беречь, нужно охранять природу. А что мы можем для этого сделать?

(Ответы учеников).

10. Наш урок подходит к концу. Давайте проверим ваши знания. ТЕСТ.

11. Итог урока.