Мотивация и ее влияние на активность обучения

Разделы: Математика


Мотивация в общем понимании - это совокупность движущих сил, побуждающих человека к выполнению определенных действий, в зависимости от поведения человека - это процесс сознательного выбора им того или иного типа действий, определяемых комплексным воздействием внешних и внутренних факторов (соответственно стимулов и мотивов).

Мотивация - первый этап учебной деятельности, влияющий на весь дальнейший ее ход и результаты.

При конструировании этапа мотивации, прежде всего, следует учесть особенности познавательных интересов учащихся, определить их характер и направленность.

Изучение математики в школе должно быть направлено на формирование ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической коммуникационной, информационной и прочих сферах. Школа всегда выполняла социальный заказ. Не является это исключением и в наши дни. Сегодня пришло понимание того, что учебная деятельность должна быть направлена на обучение многообразию способов познания. Человек начинает жить в условиях выбора. Мы недостаточно готовы к этому. Наши выпускники, окончив школу, не должны пугаться трудностей, а должны оценить их, оценить свои возможности и найти пути выхода из создавшейся ситуации, быть готовыми к плюсам и минусам большого социума.

Ценностной установкой в работе считаю приоритет личностного развития школьников, их способность свободно ориентироваться в сложных социально- экономических обстоятельствах. Поэтому обучение математике не цель, а средство для совершенствования личности ученика, развития ее, и для меня главное - помочь (содействовать) каждому расти настолько, насколько он способен.

Основной целью и задачей в обучении считаю формирование умений и навыков, способствующих адаптации школьников, помогающей реализации их возможностей, Работаю по созданию устойчивой мотивации к учению, т. к. это приводит к тому, что учащиеся перестраивают свой опыт деятельности (самостоятельность, самореализация, самооценка, самокоррекция).

Я работаю в классах с различной математической подготовкой.

Девиз моей работы: «Обучение должно быть победным».

Большое внимание в своей работе уделяю вопросам предупреждения психологической дезадаптации учащихся в процессе обучения математике.

Психологическая дезадаптация может возникнуть на различных уровнях обучения, иногда после обычных спокойных моментов ребенок может резко перейти в разряд «дезадаптированных». Это случается в результате изменения социальной ситуации его развития или из-за какого-либо заболевания. Опасность дезадаптации есть всегда, когда ребенок работает на пределе своих физиологических и психических возможностей.

Чтобы избежать этого, в практике своей работы, использую исследования учебной мотивации. Исследование проводится в начале года, полученные данные позволяют планировать совместную деятельность ученика и учителя. Выявляются классы с высокой мотивацией, средней, низкой. Результаты анкетирования показывают, что математика как предмет большинству учащихся нравится. Объяснения, которые дают учащиеся, показали, что они не информированы о специфике предмета. На практическом опыте убеждаю учащихся, что, запоминая алгоритм, правило, можно тренировать память, вырабатывать терпение, усидчивость, умение добиваться поставленной цели. Я давно убедилась, что все мои нравоучения, убеждения взяться за учебу, за изучение математики результатов не дают. Просить, приказывать, принуждать бесполезно. Нужно убеждать яркими примерами из истории, вплоть до пословиц, поговорок. История знает немало людей, обладающих великолепной памятью. Утверждают, что А. Македонский был способен узнавать в лицо всех своих солдат своего 35000- го войска. Мозг обычного человека способен освоить огромное количество информации, например, больше, чем та, что содержится в хранилищах Российской Государственной библиотеки и т.д.

При обработке результатов обратила внимание, что большинство ребят самокритичны: в своих проблемах, неудачах они обвиняют, прежде всего, собственную лень, невнимательность, недостаточную самоподготовку, неусидчивость.

Отрадно, что 89% учащихся проявляют желание улучшить свои знания по математике, и моя задача помочь им в этом.

Результаты ответов подсказывают управленческие решения, способ действия в процессе обучения, дают возможность увидеть тех детей, которые могут перейти в разряд дезадаптированных и своевременно принять меры, спланировать индивидуальные консультации.

В процессе работы разработала педагогические приемы, способствующие адаптации проблемных учащихся на уроках математики.

Как практически формирую положительную мотивацию у учащихся?

Использую в своей работе следующие принципы:

  • Организация обучения, при которой учитель переходит с позиции носителя знаний в позицию организатора познавательной деятельности учащихся.
  • Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен.
  • Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета.
  • Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями,
    тем он интереснее для учащихся.
  • Обучение должно быть трудным, но посильным.
  • Создание ситуации успеха, т. е. разрабатывается такое задание и такая методика, при которой ученик обязательно справится с работой.
  • Доброжелательный настрой урока
  • Организация самоанализа собственной деятельности ученика и её самооценки.

Интерес к предмету поддерживаю необычными приемами обучения, новизной подачи материала. Когда ребенку интересно, когда он активен на уроках, когда он осознаёт практическую значимость изучаемого материала, когда обучение сопровождается положительными эмоциями, тогда ребенок получает удовлетворение от приобретенных знаний, которые переходят в умения.

«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательным»,- говорил Паскаль.

Поэтому изучение задач каждой темы, по возможности, сопровождаю разбором задач с практической значимостью. При изучении темы «Равенство треугольников», предлагаю задание: измерить ширину реки фуражкой, при изучении темы «Подобие треугольников»- измерить высоту дерева записной книжкой.

Существует много способов по созданию доброжелательного настроя урока. Два из них. Использую так называемую «минутку вхождения в урок»: «Учитесь улыбаться, учитесь быть жизнерадостными и веселыми. Давайте улыбнемся друг другу, и у нас все получится!»

Контрольная работа в 6-м классе по теме «Сложение чисел с разными знаками». Всем учителям математики известно, как нелегко формируется навык сложения чисел с разными знаками. Ученик, четко отвечающий правило, при решении упражнений нередко ошибается. Поэтому перед контрольной работой на доске пишу такой текст:

«Я буду внимателен!
Я буду внимателен!
Я буду сначала ставить знаки и лишь, потом складывать или вычитать модули!
Я буду внимателен!
Я буду внимателен!»

Результаты контрольной работы получаются значительно лучше. Случайно или нет?

Перечислю некоторые формы проведения уроков или элементы уроков: применение упражнений на развитие мыслительных операций, познавательных процессов, урок-игра, урок-путешествие, урок-КВН, урок одной задачи, урок-семинар, урок-художественная мастерская.

Реализуя перечисленные принципы и формы организации урока, я наблюдала повышение мотивации учащихся, уровня их активности. У ребят возникали позитивные ассоциации, связанные с умственной, учебной деятельностью, работой в парах, группах – вот почему в своих методических поисках я пришла к такой форме работы, как проекты (например, по теме «Функции и графики», творческое название: «Чем дальше в лес, тем больше дров».)

К результативности своей работы я отношу создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших), положительную мотивацию на уроках с использованием ИКТ.

Обобщающие уроки по определенным темам готовятся совместно с учащимися, перед изучением темы им предлагается выполнить индивидуальные творческие работы (это может быть изучение дополнительных теоретических сведений, задачи практического характера, содержащие исследования, исторические факты, составление опорных конспектов, кроссвордов, подготовка презентации и т.д.). Наиболее интересные работы выносятся на обобщающий урок. Вводится система рейтинговой оценки: обязательные и дополнительные баллы. Обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных работ, сдача зачетов, контрольных работ. Дополнительные баллы - это выполнение творческих заданий, написание рефератов, участие в конкурсах.

Система работы по формированию положительной мотивации, созданию оптимальных условий в процессе обучения математике позволяет сделать выводы:

  • Приобретенные навыки учебного труда на уроках математики способствуют успешному обучению на других предметах.
  • Развиваются познавательные способности учащихся.
  • Учащиеся приучаются к анализу своего «я», своих интеллектуальных способностей и потребностей, что помогает им в выборе профессии.
  • Учащиеся, приобретая чувство собственного достоинства, ведут себя увереннее в различных ситуациях, уменьшаются стрессы учащихся.
  • Учитель должен быть мотивированным на улучшение результатов учеников